Экологическая политика
В мировом сообществе существуют проблемы, касающиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы называют глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большими возможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привлекать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объединять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них — экологическая, демографическая, природоресурсная, разоружение и нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом.
Сегодня на первый план вышла экологическая проблема. Загрязнение окружающей среды, добыча ресурсов, демографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.
Впервые на мировом уровне об экологической проблеме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Им рассматривались вопросы, связанные с нарушением окружающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов. Тогда предполагалось сосредоточить внимание на уменьшении влияния хозяйственной деятельности и сокращении темпов роста народонаселения. Эти меры должны были проводиться при помощи регламентации экономического роста.
Но теперь стало ясно, что таких мер недостаточно и сами они не дают желаемого эффекта в необходимой для того степени. Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изменение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.
Эти проблемы не только ухудшают и без того неблагополучную ситуацию, но и ускоряют темпы загрязнения окружающей среды: многие современные показатели уже несопоставимы с аналогичными в предшествующие периоды. В XX в. уничтожена четверть всех обрабатываемых земель и более двух третей лесов. За последние'30 лет загрязнение воды увеличилось более чем в 10 раз, а производство возросло в 2,5 раза. Многие специалисты говорят и о проблеме загрязнения космоса, так как за последние годы в нем накопилось множество уже не нужных нам объектов, многие из которых нельзя возвратить на Землю — это может вызвать серьезные и непоправимые последствия.
При всем этом явном и быстром ухудшении экологических показателей расходы на охрану природы возросли всего в 3,5 раза, причем существует тенденция, при которой этот разрыв увеличивается еще больше.
Сотрудничество в экологической сфере предполагает взаимодействие стран, так как многие из них (развивающиеся и страны с переходной экономикой) не имеют достаточного количества средств для преодоления экологической угрозы. Естественно, большая часть вредных выбросов приходится на развитые страны, но, по прогнозам специалистов, «вклад» в этой области развивающихся стран к середине XXI в. увеличится с 28% (на сегодняшний день) до 40%.
В решении этой проблемы необходимо опираться на международный уровень. Еще в 1983 г. была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию в рамках Организации Объединенных Наций.
В 1992 г. проводилась конференция в Рио-де-Жанейро по развитию и окружающей среде. На ней был а. принята «Повестка дня на XXI век», которая содержала ряд поло-
жений. Главными из них являются: права людей на здоровье, охрану окружающей среды, соблюдение интересов будущих поколений, внесение изменений в технологии и методы производства и потребления.
Современные экологические проблемы носят и политический характер. Это относится прежде всего к сфере создания и проведения испытаний ядерного оружия, Сотрудничество в этой сфере требует особого внимания, хотя зачастую ограничения по использованию опасных веществ, ядерного оружия и прочее идут в разрез с национальными интересами той или иной страны.
Для решения экологических проблем не применимы рыночные методы, что относится и к другим глобальным проблемам. Для этого требуются административные и другие, косвенные-меры. К первым относятся запреты, ограничения, установление определенных стандартов, обязанностей проводить экспертизы и т. д. К косвенным относятся: штрафы, платежи, специальные налоги и сборы, создание природоохранных фондов и др.
Настоящий период, характеризующийся обострением экологических проблем, возникновением катаклизмов, заставил многие страны объединить усилия. Существует ряд мер, которые необходимо предпринять для обеспечения экологической безопасности: осознание всей остроты экологической проблемы, разработка и осуществление последовательных мер в этом направлении, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, привлечение к ответственности за нарушение природоохранного законодательства, обеспечение контроля за возведением экологически опасных объектов, экологическое воспитание населения и т. д.
Всем этим вопросам была посвящена конференция ООН в Киото в 1997 г., в которой приняло участие более 120 стран. Обсуждались меры по привлечению средств стран со всего мира, были установлены предельные уровни выбросов для каждой страны (причем страны могут продавать свои квоты друг другу).
В 2000 г. состоялся форум в Гааге. На нем страны попытались устранить те недостатки, которые все же Существуют в рамках квотирования, и устранить недостатки в программе по сокращению выбросов в атмосферу.
Как бы то ни было, страны всего мира понимают всю значимость экологической проблемы и стараются координировать свои действия в природоохранной сфере.
Государственная политика, проводимая с определенными целями, может значительно влиять на формирование конкурентных преимуществ различных стран. В последние десятилетия она все чаще осуществляется с помощью проведения активной экологической политики в рамках экономической стратегии наиболее развитых государств. Государство вынуждено вмешиваться в решение экологических проблем, потому что рыночные механизмы сами по себе пока что не могут учитывать экологические издержки в цене товаров. Это сфера, в которой фирмы не всегда получают немедленную прибыль, но выгоды для нации в целом значительно выше выгод, получаемых отдельными компаниями.
М. Портер считает, что экологическая политика не влияет отрицательно на конкурентоспособность государств, так как страны с наиболее строгим природоохранным законодательством лучше всех экономически развиты. Наоборот, экологическая политика способствует повышению конкурентоспособности государств, отраслей и отдельных фирм. Это доказывается и научными исследованиями, и практической деятельностью фирм. На уровне государств экологически ориентированная экономика способствует повышению конкурентоспособности нации в целом, так как улучшается среда обитания, повышается качество и увеличивается продолжительность жизни трудоспособного населения. Иногда отдельная компания не получает сразу же прибыли от вложений в охрану окружающей среды, но для всей страны такие преимущества более убедительны.
Развитые страны используют экологическое законодательство и экономические рычаги природоохранной политики для повышения конкурентных преимуществ фирм и в конечном счете государства в целом. С этой целью они стимулируют ранний спрос на экологически чистую продукцию, повышают информированность потребителей, проводят сбалансированную политику в отношении иностранных инвестиций, поощряют внедрения экологически чистых технологий и развивают новые экологические отрасли. При этом особенно важно принимать первыми
по сравнению с другими странами строгие стандарты и нормы, постоянно их ужесточать и контролировать их выполнение. Это дает технологическое преимущество в конкурентной борьбе.
В некоторых отраслях экономики субъектами конкурентной борьбы являются фирмы, а не государства. Фирмы рассматривают экологически ориентированное производство как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Это может достигаться за счет следующих факторов:
1) экономия сырья и энергии ведет к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов;
2) большинство экологических проблем представляют собой дополнительные возможности для фирм, главной предпосылкой которых является постоянное совершенствование технологий; наибольшие конкурентные преимущества получают фирмы, ранее других осуществляющие капиталовложения в экологически чистые технологии.
В последнее время фирмы сами требуют от государства ужесточения законодательства для приобретения преимуществ над конкурентами. Эта тенденция распространяется не только на отдельные фирмы, но и страны.
3. Стадии конкурентного развития стран
М. Портер выделил четыре стадии конкурентоспособности национальной экономики в соответствии с четырьмя движущими силами — это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. На первых трех стадиях происходит постоянный рост конкурентоспособности национальной экономики, что, как правило, сочетается с ростом национального благосостояния. Четвертая стадия означает постепенное замедление роста и в конечном счете упадок.
1. Стадия, движимая факторами производства. На этой стадии почти все обладающие конкурентоспособностью отрасли промышленности страны получают преимущества благодаря базисным факторам производства, в ос-
новном природных ресурсов и рабочей силы низкой квалификации. В «ромбе» выделяются лишь факторные условия, остальные его составляющие развиты слабо, Местные фирмы конкурируют исключительно на базе цены в отраслях, которые требуют недорогостоящей и широкодоступной технологии производства продукта.
Одно из главных отличий первых трех стадий конкурентного развития — это способ, которым фирмы получают технологию. На факторной стадии компании ее в основном не сами создают, а получают от других стран. Это происходит посредством.имитации приобретаемого иностранного капитального оборудования. Более совершенный дизайн продукта и технологии получают посредством пассивных инвестиций в заводы «под ключ» или непосредственно от иностранных фирм, которые имеют в этой стране производство или соответствующие соглашения с местными производителями.
На внешние рынки продукция поступает в основном через иностранных посредников. На этой стадии очень небольшое число национальных фирм имеет контакты с конечными потребителями. Внутренний спрос на экспортируемые товары может быть небольшим или вовсе отсутствовать. Экономика на этой стадии чувствительна к колебаниям мирового цикла и курсов валют, воздействующих на спрос иотносительные цены. Она также уязвима к потере факторного преимущества перед другими странами. Хотя обладание в изобилии природными ресурсами может обеспечивать высокий национальный доход на душу населения в течение продолжительного периода времени, факторная экономика имеет слабую базу для непрерывного роста производства.
Факторную стадию прошли почти все страны. На ней находятся практически все развивающиеся государства, а также страны с переходной экономикой. Некоторые процветающие страны с богатыми природными ресурсами (Канада и Австралия) тоже находятся на этой стадии. Немногие страны вообще идут дальше факторной стадии. В результате протекционистской защиты диапазон местной промышленности может расшириться за счет импор-тозамещения, но конкурентного преимущества на мировом рынке это не даст.
2. Стадия, движимая инвестициями. Наэтой стадии национальное конкурентное преимущество базируется на желании и способности страны и ее фирм к активному инвестированию, фирмы инвестируют в строительство современных, эффективных и часто крупномасштабных предприятий, оснащенных лучшей доступной на глобальных рынках технологией. Типично, что такая технология, как правило, на поколение отстает от мировых лидеров. Однако на этой стадии иностранная технология и методы не только применяются, в них вносятся улучшения. Способность страны впитывать и улучшать иностранную технологию — необходимое условие выхода на стадию, движимую инвестициями, и представляет собой главное отличие от факторной стадии.
Ожесточенная внутренняя конкуренция в конкурентоспособных отраслях заставляет-фирмынепрерывно инвестировать с тем, чтобы снижать издержки, улучшать качество продукции, вводить новые модели и модернизировать процессы. На современных заводах нанимают наиболее квалифицированных рабочих и растущий корпус технического персонала, все еще получающего относительно низкую зарплату. Национальные фирмы начинают устанавливать собственные каналы сбыта, а Также прямые контакты с потребителями и продавать продукцию под своей маркой. . Инвестиционный путь к конкурентному преимуществу возможен только в определенном классе отраслей: там, где велика экономия на масштабе, требуются большие капиталовложения, однако доля в издержках производства расходов на зарплату значительна; производится стандартизированная продукция, технология легко передаваема и имеются множественные источники получения технологии производства продукта.
Для инвестиционной стадии характерен быстрый рост занятости, зарплаты и факторных издержек. Начинается потеря конкурентных позиций в отраслях и сегментах, чувствительных к изменению цен. Экономика становится менее уязвимой по отношению к глобальным кризисам и колебаниям курсов валют. Банкротство в некоторых отраслях и внезапная потеря преимущества в других всегда будут иметь место. Это связано с неопределенностью при выборе подходящей иностранной технологии.
Адекватная роль государства на инвестиционной стадии отражает источники конкурентных преимуществ на этом этапе. Она может быть существенной в таких областях, как направление дефицитного капитала в определенные отрасли; поддержка фирм, деятельность которых связана с риском; осуществление временного протекционизма в целях поощрения становления национальных фирм и строительства предприятий необходимого эффективного масштаба; стимулирование приобретения иностранной технологии и воздействие на него, а также содействие экспорту.
Модель развития, движимого инвестициями, требует национального консенсуса, отдающего предпочтение инвестициям и долгосрочному экономическому росту в ущерб текущему потреблению и распределению дохода. Такой консенсус был очевиден в Японии и Южной Корее. Эффективное формирование политики на этой стадии требует политического процесса, который бы позволял принимать непопулярные и трудные решения, а также обеспечивал долгосрочную перспективу. Политическое давление на правительство во время проведения такой политики зачастую ведет к тому, что, несмотря на благие намерения, некоторые важные составляющие инвестиционной модели не удается реализовать. Это ведет к неспособности преодолеть факторную стадию.
Инвестиционная стадия реализована достаточно давно, в том числе на основе перелива капитала между странами или привлечения иностранной технологии и даже персонала. Среди факторов, содействовавших ее реализации, следует упомянуть большую глобализацию рынков исходных материалов, технологии и капитала и более агрессивную национальную промышленную политику. Однако очень немногие страны выходят на эту стадию. В послевоенный период в полной мере это получилось только у Южной Кореи и Японии. Тайвань, Сингапур, Гонконг, Испания и Бразилия подают признаки достижения этой стадии, но у них не хватает некоторых существенных ее элементов -— либо достаточно развитых факторов, конкурентоспособных фирм, внутрифирменных возможностей улучшать технологию, контролируемых национальными фирмами международных каналов сбыта, либо присутствия действенной внутренней конкуренции и т. д.