Понятие, формы и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Выделяют следующие формы использования природных ресурсов:
1) Возникающие на основании административного акта: право постоянного или временного природопользования, право пожизненного наследуемого владения (для земли)
2) Возникающие на основании договора: аренда природных ресурсов, концессия природных ресурсов, сервитут. Концессия – это договор, заключаемый РБ с национальным инвестором или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории РБ отдельного вида деятельности, на который распространяется исключительное право государства либо право пользования имуществом, находящимся в собственности РБ. Концессия рассматривается как вид инвестиционной деятельности, регулируется инвестиционным кодексом РБ. Инвестиционный кодекс предусматривает использование на условиях концессии земель, недр, вод, лесов. Аренда – это договор имущественного найма, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором, в результате использования арендованного имущества являются его собственностью. Право сдачи в аренду принадлежит собственнику. Передаче в аренду подлежат земельные участки, водные объекты, участки лесного фонда. Особенности аренды природных ресурсов: они не подлежат передаче в субаренду, исключение земельный участок, подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды (не может быть заключен договор аренды с последующим выкупом).
В субъективном смысле – право конкретного субъекта использовать предоставляемые ему природные объекты. В зависимости от предоставляемого ему природного объекта в право природопользования выделяют:
1) Землепользование (с/х землепользование, землепользование населённых пунктов).
2) Водопользование.
3) Лесопользование.
4) Недропользование.
В зависимости от характера и правомочий субъекта делятся на: общее, специальное, совместное и обособленное. Общее использование – без какого-либо разрешения в силу гражданской правоспособности (собирать ягоды, грибы). Специальное – использование природных объектов на основании специального разрешения, лицензии либо с применением технических устройств и сооружений (пользователи – в большинстве юридические лица). Совместное право природопользования – признаётся использование одного природного объекта несколькими субъектами. Обособленное - когда один природный объект используется одним субъектом Первичное – предоставлено в собственность государством Вторичное – предоставленное в пользование природопользователем.
В зависимости от срока действия права делятся :1) Постоянное – без заранее установленного срока возврата.2) Временное - делится на краткое (1-3 года) и долгосрочное (от3 до 10 лет)
Принципы 1. Рационального природопользования - эффективное пользование с наименьшими затратами.2. Целевого использования – это обязанность 3. Устойчивости права природопользования – заинтересованность природопользователя в длительном пользовании. Есть исчерпывающий перечень прекращения права природопользования.4. Платности (налог, арендная плата, платежи).
Органы общей компетенции природопользованием и охраной окружающей среды.
К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.
Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:
- подписывает международные договоры, законы в области природопользования и охраны окружающей среды,
- издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;
- в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории РБ чрезвычайное положение;
назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.
Парламент – Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:
- определяет государственную экологическую политику;
- осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
- принимает законы в области охраны окружающей среды.
- рассматривает и утверждает государственные экологические программы
Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления -Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности.