Насколько серьезны выявленные изменения и чем они опасны для потомства - ближайшего и последующего?

Прошло более 10 лет после аварии на Чернобыльской АЭС. Огромное число публикаций освещает "уроки " Чернобыля и обсуждает вопросы опасности малых доз радиации для здоровья человека . Мнения высказываются различные - от "великого обмана" (сокрытия истинной опасности) до почти полного ее отрицания (Бирюков С. в своей последней публикации по проблеме Чернобыля прямо говорит, что опасность по политическим мотивам тогда увеличили в 9 раз, и потому есть необходимость частичной отмены статуса пострадавших от аварии на ряде территорий сегодня). Однако подобные высказывания делаются чаще всего людьми, не изучавшими медицинские аспекты чернобыльской проблемы глубоко.

Да, на территориях действия малых доз радиации плотность загрязнения почвы цезием-137 уменьшается и эта загрязненность на большинстве из них приближается к фоновой, но мы совместно с отделением токсикологии Филатовской больницы г. Москвы и лабораториями МГУ определяли содержание цезия, стронция, плутония в биологических средах - крови и моче детей, грудном молоке, тканях плаценты (плутоний - только в моче) и выявили достоверную положительную коррелятивную зависимость расчетных данных на сегодняшний день не с цезием, а со етронцием-90. И эта зависимость была тем выше, чем дольше ребенок жил на территории радиационного контроля. Коэффициенты корреляции для долго живущего радионуклида стронция-90 и суммарной дозовой нагрузки радионуклидами ребенка определялись равными: на первом году жизни - 0,43, а в возрасте старше двух лет - 0,53.

Известно, что основное значение для здоровья играет степень накопления радионуклидов в организме. Определение инкорпорированных радионуклидов специальными счетчиками не оправдало себя. Показатели "СИЧ" не отражают накопление дозовых нагрузок. Их связь с клиническими проявлениями не велика. Отмечено лишь, что при относительно более высоких показателях "СИЧ" у матери и ребенка имеются изменения со стороны периферической крови, а в группе детей с повышением "СИЧ" чаще наблюдается задержка психомоторного развития.

Нам удалось провести расчеты накопленных индивидуальных дозовых нагрузок для обследованных детей и их матерей по трем зонам радиационного контроля. Они были выполнены сотрудниками лаборатории № 130 Института биофизики МЗ РФ по оригинальной методике - на основании показателей средней плотности загрязнения каждой из этих зон на момент обследования (по каталогу доз внутреннего и внешнего облучения для изучаемых территорий) с учетом длительности проживания в данной местности (суммарная доза за определяемый период) и степени возможного действия радионуклидов при разных условиях жизни и работы матери и/или ребенка, а также степени защищенности жилья от радиоизлучения (вводились соответствующие поправочные коэффициенты).

Поглощенная энергия в результате накопления радионуклидов тканями организма выражается в зивертах (Зв). Принято, что критерием вредного влияния на организм является полученная им доза насыщения, превышающая 1 миллизиверт (мЗв).

Согласно полученным данным, лишь в первой зоне (1-5 Ки/км2) индивидуальные дозовые нагрузки для женщин и их потомства были менее 1мЗв. Для второй зоны (5-15 Ки/км2) эта величина составляла 5,02 мЗв для матери и 1,51 мЗв для ребенка после года. Для третьей зоны (загрязненность радионуклидами 15-40 Ки/км2) дозовые нагрузки определялись в среднем для матерей 30,42 мЗв, а для плода и ребенка одного года - 1,35 и 1,22 мЗв, соответственно.

Математическая обработка с использованием компьютерных программ индивидуальных клинико-лабораторных данных и индивидуальных расчетных дозовых нагрузок позволила установить коррелятивную связь этих показателей, что чрезвычайно важно в силу специфики действия на организм малых доз радиации.

В отличие от представлений классической радиационной медицины и радиобиологии, которые устанавливали четкие закономерности высоких доз радиации и патофизиологических ответов, малые дозы радиации, как правило, сразу не проявляются. Они оказывают свое патофизиологическое действие и обнаруживают себя теми или иными видимыми клиническими признаками лишь в результате своего накопления в клетках в течение месяцев, и даже лет. Это соответствует основополагающим феноменам радиационной генетики, описанным Тимофеевым-Ресовским Н.В., как-то:

l отсутствие минимального порога доз, не способных вызвать генетические мутации;

l наличие биологического усиления первичных повреждений редупликационным механизмом жизнедеятельности генетических структур.

При сочетанном действии малых доз радиации и других антропогенных (например, химических) факторов эти "отставленные" эффекты могут обнаруживать себя быстрее и быть более выраженными.

Другим "катализатором" негативного действия малых доз радиации являются состояния или периоды жизни организма, при которых особенно велика потребность в энергообеспечении: энергозависимые состояния повышенной функциональной активности организма (в частности, при беременности и родах), и процессы тканевого роста (в том числе, у плодов и детей раннего возраста, особенно при наличии морфофункциональной незрелости). Поэтому беременные женщины и их потомство - идеальная "мишень" для действия малых доз радиации (как говорилось выше, именно они рекомендованы экспертами ВОЗ как "естественная модель" для изучения угрозы действия негативных антропогенных факторов на человеческий организм).

Выявленные в процессе наших многолетних исследований клинические и лабораторные признаки неблагополучия у детей сопоставлялись с расчетными данными дозовой нагрузки радионуклидами у матерей на момент родов (накопление радионуклидов до рождения ребенка); у плодов за время их внутриутробного развития (определение в момент рождения) и у детей в отдельные постна-тальные периоды жизни (на первом году и в возрасте 2-7 лет), а также суммарно за весь период развития плода и последующей жизни ребенка.

Значимую коррелятивную зависимость от материнских дозовых нагрузок проявили в основном стигмы дисэмбриогенеза, иммунологические показатели и антиоксиданты (Нейфах Е.А., Иваненко Г.Ф.). Специфические же для радиации аберрации хромосом (в виде дицентриков и колец) показали значимую коррелятивную зависимость от материнских дозовых нагрузок лишь в третьей зоне (при загрязненности территории 15-40 Ки/км2 и средних дозовых нагрузках у матерей 30,42 мЗв).

Связь клинико-лабораторных эффектов с дозовыми нагрузками, накопленными плодом за период его внутриутробной жизни, была более выражена и разнообразна. Дозовые нагрузки радионуклидами у плода на момент рождения широко коррелировали с нарушениями в генетическом аппарате соматических клеток ребенка после рождения (с числом аберрантных клеток, индексом разрыва хромосом, хромосомными аберрациями в виде парных фрагментов и колец), а также с проявлениями дисбаланса в иммунорегуляторной системе. При этом коэффициент корреляции антенатальной дозовой нагрузки и иммунно-регуляторного индекса (соотношения Т4 -хелперов и Т8 - супрессоров) оказались статистически значимыми не только для третьей, но и для первой зоны радиационного загрязнения, хотя и в меньшей степени.

Соответственно более широким и выраженным влияниям антенатальных дозовых нагрузок на состояние клеточных структур и функций детского организма были выявлены их более широкие положительные коррелятивные связи с показателями дисморфогенетического развитиия и с целым рядом клинических проявлений патологических процессов и патологических состояний организма. Антенатальные дозовые нагрузки коррелировали с такими нарушениями развития, как паратрофии в первой зоне, врожденные аномалии во второй зоне и гипотрофии в третьей зоне, а также с такими патологическими проявлениями, как пролиферация, аллергия, инфекции, аутоиммунные процессы и изменения со стороны нервной системы.

Дозовые нагрузки, полученные ребенком после рождения, как показали проведенные исследования, играют свою роль в формировании хромосомных и хроматидных аберраций, метаболических и иммунных сдвигов, а также в нарушении состояния регуляторных систем и склонности организма к инфекциям.

Радиозависимость клинических проявлений нарушения здоровья была выражена тем больше, чем выше была дозовая нагрузка (возрастала с возрастом), а в пределах одной возрастной группы увели- чивалась с ростом степени загрязненности территории радионуклидами.

Таким образом, выявлен целый комплекс клиникоэпидемиологических, нейроэндокринных, метаболических, гематологических нарушений у беременных и детей, проживающих на территориях, пострадавших в результате аварии на Ч АЭС. Эти нарушения в зонах с разным уровнем радиационного загрязнения, были однотипными и носили полиморфный характер. Обнаружилась достоверная связь этих проявлений со степенью накопления радионуклидов в организме.

В основе большинства выявленных нарушений лежат изменения в генетическом аппарате соматических клеток, в частности, - мутационные процессы. Характер хромосомных аберраций и особенности репаративной активности геномной ДНК в лимфоцитах крови детей - "чернобыльцев" свидетельствуют об их явной радиационной зависимости.

Развивающееся на ранних стадиях эмбриогенеза сниженный гетерозиготный уровень наследственного полиморфизма структурных и ферментных белков сужает разнообразие и надежность компенсаторно-защитных реакций организма.

Если учесть все выявленные закономерности, то выстраивается цепь взаимосвязанных процессов и вырисовывается порочный круг: мутационный процесс - ограничение белкового полиморфизма - уменьшение возможностей репаративного синтеза ДНК - биохимические, иммунологические и прочие проявления дисбаланса в организме - нарушение процессов адаптации и компенсации, что, в свою очередь, способствует усилению мутагенеза и снижению синтетических возможностей ДНК, ограничению функциональных возможностей и жизнестойкости индивида.

Основа этих процессов закладывается в антенатальном периоде, что формирует определенный фенотип с измененной реактивностью, вегето-диэнцефальными проявлениями, ограниченными возможностями выполнения эволюционных программ развития и взаимодействия организма с окружающей средой. Такие дети тяжелее переносят стрессовые по своей сути и высоко энергозатратные процессы рождения и приспособление к новым условиям внеутробной жизни.

Продолжение действия радиации после рождения и особенно совокупность радиационных и иных экологических воздействий повышает уровень мутагенных изменений, еще больше снижает ре-паративный синтез ДНК, усиливает весь комплекс биохимических, иммунных, нейро-эндокриных и соматоневрологических изменений.

Распространенное в ряде литературных источников мнение о незначительной вредности малых доз радиации для потомства складывалось в процессе стереотипного подхода к проблеме, при изучении старших детских возрастов и принятия основными критериями радиационного воздействия специфических поражений щитовидной железы, апластической анемии и злокачественных новообразований. Эти критерии в зонах радиационного контроля, как показывает анализ данных российского государственного медико-дозиметрического регистра, постепенно проявляются с годами. Однако выявленное нами возникающее антенатально генетически обусловленное снижение защитных свойств организма, также связанное с радиационным влиянием и возрастающее с годами, - не менее важно. Оно проявляется у гораздо более широких контингентов и представляет собой реальную угрозу физической деградации последующих поколений, а потому требует серьезных мер по ограничению поступления радионуклидов в организм родителей и детей, а также мер по их выведению и не менее серьезных медико-социальных мер по повышению защитных сил организма у лиц, проживающих в зонах радиационного контроля. Под особый медико-генетический и медико-социальный контроль должны быть взяты молодые женщин, планирующие беременность, беременные и их потомство.

ТОМ II

Глава III "РЯДОВЫЕ" ЧЕРНОБЫЛЯ

ВВЕДЕНИЕ

В.Я. Степанов

Прошло время, и что-то подёрнулось дымкой забвения... Безусловно, что-то забылось, но не всё. Вместе с тем, прошедшие годы высветили новые грани того подвига, который совершили советские люди.

Центральной фигурой во всём процессе ликвидации последствий глобальной радиационной катастрофы с первого дня являлся и по сей день является человек. Люди трудились на пределе возможностей. Не выдерживала нагрузок техника и оборудование, а люди продолжали вести борьбу с вышедшим из-под контроля мирным атомом.

Без преувеличения можно сказать, что героическим трудом советских ученых, военнослужащих, рабочих и колхозников была проведена титаническая работа по усмирению ядерного исполина, вырвавшегося на просторы нашего Отечества.

То, что произошло на маленьком клочке украинской земли, стало достоянием мировой истории. Летопись истории, её страницы пишут люди. Поэтому так дорого Слово каждого человека, имевшего отношение к той катастрофе.

На страницах второго тома монографии своими воспоминаниями делятся академики, военачальники, врачи, корреспонденты... Все те, кто в битве с радиацией носил и продолжает нести высочайшее звание - "Рядовой Чернобыля". Об ушедших товарищах вспоминают друзья, об ушедших любимых - вдовы.

Большое внимание на страницах второго тома монографии уделено истории развития чернобыльского движения, объединившего в своих рядах участников ликвидации последствий радиационной катастрофы.

Чернобыль не закончился закрытием атомной станции. Его последствия ощущаются во многих уголках земного шара. Причем не только на просторах стран Содружества независимых государств, но и в Югославии, в Ираке...

В каждой строке воспоминаний чётко прослеживается мысль о том, чтобы в наших душах не возникло "духовного" Чернобыля. Надеемся, что эти строчки воспоминаний найдут добрый душевный отклик в душах благодарных читателей.

Глава III
"РЯДОВЫЕ" ЧЕРНОБЫЛЯ

Наши рекомендации