Деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций
Предотвращение чрезвычайных ситуаций, вызываемых наводнениями, является одной из важнейших задач водохозяйственного строительства. В периоды паводков происходит резкое повышение уровней воды в реке и затопление прилегающих территорий, в зоне которых могут находиться сельскохозяйственные угодья, города, посёлки, промышленные предприятия, инженерные коммуникации и другие объекты народного хозяйства. Наводнения уничтожают посевы, губят скот, разрушают жилые здания, предприятия, дороги, линии связи и электропередачи, нанося большой ущерб народному хозяйству. В периоды наводнения нарушается ритм производства, большое количество людей и материальных ресурсов отвлекается на спасательные и восстановительные работы. Kроме причиняемого экономического ущерба наводнения влекут тяжелые социальные и моральные последствия, связанные с систематическим переселением людей из зоны затопления, нестабильностью хозяйственной деятельности, риском для здоровья, а при катастрофических наводнениях - и для жизни людей.
Основными причинами роста ущербов от наводнений являются: недостаточное финансирование строительства противопаводковых сооружений, дамб обвалования и их эксплуатации; интенсивное хозяйственное использование и бесконтрольная застройка паводковых территорий без проведения защитных мероприятий; ухудшение качества и достоверности прогнозов наводнений из-за сокращения сети наблюдательных гидрометрических и гидрометеорологических постов; сокращение аккумулирующей способности водосборов в результате расширения застроенных территорий и дорожной сети с твёрдым покрытием. Серьёзной проблемой является абразия берегов водохранилищ и развитие оползневых процессов. Размыв берегов приводит к выведению из землепользования значительных территорий сельскохозяйственных и лесных угодий.
Определение экономического эффекта защитных мероприятий основывается на методологии оценки эффекта через предотвращаемый экономический ущерб. Под экономическим ущербом от чрезвычайных ситуаций понимают затраты на ликвидацию ущерба и потери в стоимостном выражении, возникающие при наводнениях (затоплениях), подтоплениях и водной эрозии.
Годовой экономический ущерб от вредного воздействия вод определяется как стоимостная оценка потерь продукции, ресурсов, основных и оборотных фондов непосредственно в момент стихийного бедствия и в последующий период до восстановления нормальной деятельности предприятий и обычных условий жизни населения. Ожидаемый экономический ущерб определяется на перспективу как возможный (вероятный) ущерб по состоянию социального и экономического развития района на перспективный уровень при отсутствии защитных мероприятий.
Прямой экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций включает:
· потери от повреждения основных производственных и непроизвод-ственных фондов (разрушение зданий, коммуникаций, сооружений, машин, оборудования, смыв многолетних насаждений, гибель скота и т.д.);
· потери оборотных фондов на объектах (сырьё, топливо, полу-фабрикаты, семенной фонд и т.д.);
· потери готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции;
· потери от сокращения объёма выпускаемой продукции за период временного прекращения производственного цикла;
· дополнительные затраты на проведение аварийно-спасательных работ, экстренных защитно-регулировочных работ и эвакуацию имущества;
· затраты на эвакуацию населения и его обустройство на новом месте, реэвакуацию;
· потери личной собственности граждан;
· потерю трудоспособности, временную нетрудоспособность граждан.
Косвенный экономический ущерб возникает в смежных производствах, он обусловлен простоем предприятий, перерабатывающих продукцию объектов, повреждённых наводнением и затоплением. К косвенному ущербу относится также оплата за период простоя, потери на транспорте, упущенная выгода (недополучение торговой прибыли, налогов от смежных предприятий), ущерб, наносимый смывом загрязняющих веществ и навоза от размыва и повреждения стокохранилищ, биопрудов, очистных сооружений, навозохранилищ и т.д.
Прямой экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций ( ) состоит из следующих видов ущербов:
,
где - ущерб от повреждения и выбытия основных (производственных и непроизводственных) фондов;
- ущерб от повреждений и выбытия оборотных фондов;
- ущерб от потери готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции, потерь продукции на лесных угодьях;
- затраты на проведение аварийно-спасательных работ;
- затраты на эвакуацию населения и его обустройство на новом месте, реэвакуация;
- упущенная выгода из-за потери стоимости нереализованной продукции и прибыли (потери налогов в бюджет как с торговли, так и с предприятий);
- потеря личной собственности граждан;
- затраты на восстановление разрушенных зданий, сооружений, коммуникаций, оборудования;
- социально-экономический ущерб, который определяется суммой потерь чистого продукта в сфере производства, увеличением выплат из фонда социального страхования, снижением поступления в социальные фонды.
Социальный ущерб возможен, главным образом, при катастрофических паводках (наводнениях), оползнях и подтоплениях, и заключается в возможной гибели людей, постоянной или временной потере ими трудоспособности, нарушении нормальных условий жизни и деятельности населения, отсутствии спокойной стабильной обстановки; ограничениях в социальном развитии и миграции населения из потенциально опасных районов, экстренной эвакуации жителей в момент стихийного бедствия.
Социально-экономический ущерб ( ) определяется по формуле:
,
где - ущерб от потери чистого продукта в сфере производства вследствие повышенной заболеваемости населения;
- ущерб от дополнительных затрат в здравоохранение при увеличении заболеваемости населения;
- ущерб от увеличения выплат из фонда социального страхования за период временной нетрудоспобности работающих;
- ущерб от потери налогов и отчислений в социальные фонды.
Особенность оценки эффективности природоохранных проектов заключается в необходимости учёта вероятности происходящих процессов, сложности расчёта среднемноголетнего ущерба от наводнений ( ), величина которого зависит от уровня наводнений и определяется как математическое ожидание ущерба. Характер зависимости определяется местными топографическими, экономическими и другими условиями. В связи с этим в проектах эффективность природоохранных инвестиционных проектов оценивается по упрощённой схеме в соответствии с ниже приведенными рекомендациями.
Расчёт экономической эффективности противопаводковых мероприятий при наличии исходных данных по фиксированным ущербам выполняется следующим образом. Среднемноголетнее значение ущерба ( ), при наличии нескольких разновероятных значений ущербов, может рассчитываться по формуле:
,
где - обеспеченность паводка, %;
- ущербы, соответствующие обеспеченности паводков .
При расчёте экономической эффективности противопаводковых мероприятий при отсутствии сведений о фактических ущербах от паводков (наводнений) и затоплений величина прогнозного ущерба ( ) определяется по формуле:
,
где - ущербы, принимаемые по данным таблиц приложения 3;
- площади, подверженные вредному воздействию вод;
- индексы-дефляторы, устанавливаемые в субъекте Российской Федерации на соответствующий период.
В таблицах приложения 3 приводятся удельные показатели ущербов от вредного воздействия вод, включающие удельную стоимость ущерба, наносимого паводками (наводнениями) различной обеспеченности, подтоплением территорий и водной эрозией: жилым домам и объектам инфраструктуры, промышленным предприятиям, производственным объектам и сооружениям, коммуникациям и другим сооружениям в городах и поселках городского типа; сельскохозяйственным объектам, включающим склады, фермы, хранилища, предприятия (цеха) и другие производственные сооружения, пашню, сады, прочие сельскохозяйственные угодья.
Удельные показатели для определения стоимости ущерба от вредного воздействия вод используются:
· для определения общего объёма стоимости ущерба на стадии проектирования защитных сооружений в зависимости от характеристики конкретного стихийного бедствия от вредного воздействия вод;
· при сравнении вариантов строительства защитных сооружений и мероприятий;
· для определения эффективности намечаемых защитных мероприятий строительства сооружений;
· для определения стоимости фактического ущерба от вредного воздействия вод;
· для определения стоимости ущерба от вредного воздействия вод при обосновании годовых и прогнозных планов.
Данные таблиц используются для расчёта прогнозного (ожидаемого) ущерба. Удельные показатели ущербов ежегодно индексируются с применением индексов-дефляторов, установленных в субъекте Российской Федерации на соответствующий год по строке «строительство».
При оценке эффективности долгосрочных проектов и программ применяется дисконтирование разновременных затрат и эффектов. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффекта используется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Приведение за расчётный период (Т) затрат, результатов и эффектов осуществляется путём их умножения на коэффициент дисконтирования (для природоохранных инвестиционных проектов 0,06-0,08).
В условиях неопределённости обычные показатели эффективности теряют смысл, поскольку становятся неопределёнными. Таким образом, учёт неопределённости требует использования иных, определённым образом обобщённых показателей эффективности, отличающихся от общепринятых. Поскольку достоверно прогнозировать будущие ущербы и их распределение по годам планового горизонта невозможно, то базировать оценку эффективности проекта на таком прогнозе достаточно проблематично.
Поэтому учёт неопределённости должен сводиться к обоснованию методов установления эффективности или неэффективности проекта с учётом всех возможных последующих условий его реализации и соответствующий критерий оценки не может трактоваться как ЧДД прогнозного денежного потока проекта. То есть, в условиях неопределённости проект рассматривается как эффективный, если участие в нём предпочтительнее, чем отказ от него. Тем самым критерий эффективности проекта в условиях неопределённости должен в ещё большей мере отражать систему предпочтений хозяйствующего субъекта (например, в части отношения к риску), чем в условиях полной информации. Таким образом, проект будет считаться эффективным при условии, что интегральный предотвращённый ущерб будет больше или равен сумме вложенных инвестиций
.
Корректно обоснованная оценка эффективности природоохранных инвестиционных проектов, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, в значительной степени будет служить основанием для их финансирования.