I. пояснительная записка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Биология с основами экологии»

Направление подготовки

49.03.01 – «Физическая культура»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Сыктывкар, 2014

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра безопасности жизнедеятельности

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института

_______________________ /___________/

__________ _____________ 2014 г.

Рабочая программа дисциплины

«Биология с основами экологии»

Направление подготовки

49.03.01 – «Физическая культура»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Очная форма Семестр – 2 Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы Всего учебных часов – 108, в том числе: аудиторных – 54 часа, из них: лекции –18 часов практические занятия – 36 часов Самостоятельная работа – 54 часов Интерактивные и активные – 12 часов Контрольные работы – 1 Промежуточный контроль – экзамен.   Заочная форма Курс – 1 Общая трудоемкость дисциплины – 3 Зачетные единицы Всего учебных часов – 108, в том числе: аудиторных – 6 часов, из них: лекции – 2 часа практические занятия – 4 часов Самостоятельная работа – 98 часов КСР – 4 Интерактивные и активные – 2 часа Контрольные работы –1 Промежуточный контроль – зачет.

Сыктывкар 2014

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВО и учебного плана направления 49.03.01 – Физическая культура

Составитель рабочей программы

_

(подпись)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности

Протокол заседания №___ от «___»________________________

Заведующий кафедрой

_______________________

Содержание

  Стр.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III. Содержание учебноЙ дисциплины
IV. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
VII. Контроль знаний
1. Контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям
2. Вопросы к контрольной работе
3. Вопросы к экзамену
Карта обеспеченности учебно-методической литературой

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цель курса:

Подготовить студентов к изучению дисциплин медико-биологического цикла: физиологии, биохимии, спортивной медицины, лечебной физкультуры. Сформировать у студента, будущего бакалавра, целостное представление о свойствах живых систем, историческом развитии жизни, роли биоты в планетарных процессах, о современных направлениях, проблемах и перспективах биологических наук, дать основу для изучения многих профессиональных дисциплин.

В рамках курса «Биология с основами экологии» рассматриваются вопросы из области цитологии, генетики, теории эволюции, биологии индивидуального развития, экологии. Студенты знакомятся со строением и жизнедеятельностью организмов, их многообразием, образом жизни, развитием и значением в природе и для человека. Это формирует у студентов понимание естественных закономерностей развития живой природы, единства организма и условий его существования, воспитывает бережное отношение к природе. Студенты рассматривают основные свойства живых систем, уровни организации живого, особенности строения различных типов клеток, а также знакомятся с основными современными концепциями биологии (концепцией вида и видообразования, клеточной теорией, эволюционной теорией и др.).

2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Программа курса «Биология с основами экологии» входит в блок дисциплин Б.1 и составлена с учетом многоуровневой системы образования, направленной на подготовку творчески мыслящего, высококвалифицированного бакалавра с широким биологическим кругозором в соответствии с ФГОС-3+. Обучение студентов по курсу «Биология с основами экологии» проходит на первом курсе. На лекциях излагаются общетеоретические основы биологии и экологии. При изучении данного курса используются учебно-наглядные пособия: таблицы, муляжи, фильмы, презентации. Текущий контроль знаний студентов проводится на каждом семинарском занятии, при проведении контрольных работ и итоговый контроль – на экзамене. Курс «Биология с основами экологии» обеспечивает студента знанием и пониманием особенностей функционирования биологических систем разных уровней с позиций запросов будущей профессиональной деятельности. Завершается обучение по дисциплине экзаменом.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины:в ходе изучения дисциплины «Биология с основами экологии» студент должен овладеть следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК) Выпускника по направлению 49.03.01 – Физическая культура (бакалавриат): ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию.

Знать:основные концепции и методы биологии, содержание таких понятий, как сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, клетки, их цикл, дифференциация, организмы, их основные системы, принципы классификации, законы наследственности и изменчивости, биологическая эволюция;

· Уметь:применять сумму теоретических знаний в области биологии в исследовании и охране животного мира;

· Владеть:базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях биологии.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (в скобках часы - ОЗО)

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студен-тов (часов) Аудиторная нагрузка Самос-тояте-льная работа
всего В том числе
Лекции Семи-нар Лабора-торная работа
Раздел 1. Введение. Определение жизни. Свойства живых систем.
1. Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. Основные свойства живых организмов. Уровни организации жизни.   (0,5) -   (7)
Раздел 2. Учение о клетке.
2. Тема 2. Химическая организация клетки. Элементарный состав живых организмов. Основные биополимеры.   (0,5) -   (7)
3. Тема 3. Клеточная теория. Сравнительная характеристика строения клеток про- и эукариот. Органеллы.   (0,5) -   (7)
4. Тема 4. Общая характеристика обмена веществ. Фото- и хемосинтез. Биосинтез белка.   (0,5) -   (7)
5. Тема 5. Аэробное и анаэробное дыхание. (0,5) - (7)
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
6. Тема 6. Типы и формы размножения. Основные способы деления клетки (митоз, мейоз, амитоз, эндомитоз). 0,5   (0,5) -   (7)
7. Тема 7. Основные этапы онтогенеза. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Развитие прямое и с метаморфозом. 0,5 (0,5) - (7)
Раздел 4. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
8. Тема 8. Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Теория биохимической эволюции. 0,5   (0,5) -   (7)
9. Тема 9. Гипотезы происхождения эукариотической клетки. Гипотезы возникновения многоклеточности. 0,5   (0,5) -   (14)
Раздел 5. Основы генетики и селекции.
10. Тема 10. Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков.   (0,5) -   (7)
Раздел 6. Учение об эволюции органического мира.
11. Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Основные положения синтетической теории эволюции.   (0,5) -   (7)
Раздел 7. Основы экологии.
12. Тема 12. Определение, критерии и классификация экологических факторов. Правило экологического оптимума.   (0,5) -   (7)
13. Тема 13. Основы биоценологии. Понятие биоценоза, экосистемы, биогеоценоза. Структура экосистемы. Экологическая сукцессия. -   (7)
  Всего: 54 (6) 18 (2) 36 (4) - 54 (98)

III. Содержание учебноЙ дисциплины

Наши рекомендации