I. пояснительная записка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология с основами экологии»
Направление подготовки
49.03.01 – «Физическая культура»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Сыктывкар, 2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт социальных технологий
Кафедра безопасности жизнедеятельности
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор института
_______________________ /___________/
__________ _____________ 2014 г.
Рабочая программа дисциплины
«Биология с основами экологии»
Направление подготовки
49.03.01 – «Физическая культура»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Очная форма Семестр – 2 Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы Всего учебных часов – 108, в том числе: аудиторных – 54 часа, из них: лекции –18 часов практические занятия – 36 часов Самостоятельная работа – 54 часов Интерактивные и активные – 12 часов Контрольные работы – 1 Промежуточный контроль – экзамен. | Заочная форма Курс – 1 Общая трудоемкость дисциплины – 3 Зачетные единицы Всего учебных часов – 108, в том числе: аудиторных – 6 часов, из них: лекции – 2 часа практические занятия – 4 часов Самостоятельная работа – 98 часов КСР – 4 Интерактивные и активные – 2 часа Контрольные работы –1 Промежуточный контроль – зачет. |
Сыктывкар 2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВО и учебного плана направления 49.03.01 – Физическая культура
Составитель рабочей программы
_
(подпись)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности
Протокол заседания №___ от «___»________________________
Заведующий кафедрой
_______________________
Содержание
Стр. | |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | |
III. Содержание учебноЙ дисциплины | |
IV. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ | |
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ | |
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | |
VII. Контроль знаний | |
1. Контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям | |
2. Вопросы к контрольной работе | |
3. Вопросы к экзамену | |
Карта обеспеченности учебно-методической литературой |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цель курса:
Подготовить студентов к изучению дисциплин медико-биологического цикла: физиологии, биохимии, спортивной медицины, лечебной физкультуры. Сформировать у студента, будущего бакалавра, целостное представление о свойствах живых систем, историческом развитии жизни, роли биоты в планетарных процессах, о современных направлениях, проблемах и перспективах биологических наук, дать основу для изучения многих профессиональных дисциплин.
В рамках курса «Биология с основами экологии» рассматриваются вопросы из области цитологии, генетики, теории эволюции, биологии индивидуального развития, экологии. Студенты знакомятся со строением и жизнедеятельностью организмов, их многообразием, образом жизни, развитием и значением в природе и для человека. Это формирует у студентов понимание естественных закономерностей развития живой природы, единства организма и условий его существования, воспитывает бережное отношение к природе. Студенты рассматривают основные свойства живых систем, уровни организации живого, особенности строения различных типов клеток, а также знакомятся с основными современными концепциями биологии (концепцией вида и видообразования, клеточной теорией, эволюционной теорией и др.).
2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Программа курса «Биология с основами экологии» входит в блок дисциплин Б.1 и составлена с учетом многоуровневой системы образования, направленной на подготовку творчески мыслящего, высококвалифицированного бакалавра с широким биологическим кругозором в соответствии с ФГОС-3+. Обучение студентов по курсу «Биология с основами экологии» проходит на первом курсе. На лекциях излагаются общетеоретические основы биологии и экологии. При изучении данного курса используются учебно-наглядные пособия: таблицы, муляжи, фильмы, презентации. Текущий контроль знаний студентов проводится на каждом семинарском занятии, при проведении контрольных работ и итоговый контроль – на экзамене. Курс «Биология с основами экологии» обеспечивает студента знанием и пониманием особенностей функционирования биологических систем разных уровней с позиций запросов будущей профессиональной деятельности. Завершается обучение по дисциплине экзаменом.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины:в ходе изучения дисциплины «Биология с основами экологии» студент должен овладеть следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции (ОК) Выпускника по направлению 49.03.01 – Физическая культура (бакалавриат): ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию.
Знать:основные концепции и методы биологии, содержание таких понятий, как сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, клетки, их цикл, дифференциация, организмы, их основные системы, принципы классификации, законы наследственности и изменчивости, биологическая эволюция;
· Уметь:применять сумму теоретических знаний в области биологии в исследовании и охране животного мира;
· Владеть:базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях биологии.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (в скобках часы - ОЗО)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | |||||
Максимальная нагрузка студен-тов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самос-тояте-льная работа | |||||
всего | В том числе | ||||||
Лекции | Семи-нар | Лабора-торная работа | |||||
Раздел 1. Введение. Определение жизни. Свойства живых систем. | |||||||
1. | Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. Основные свойства живых организмов. Уровни организации жизни. | (0,5) | - | (7) | |||
Раздел 2. Учение о клетке. | |||||||
2. | Тема 2. Химическая организация клетки. Элементарный состав живых организмов. Основные биополимеры. | (0,5) | - | (7) | |||
3. | Тема 3. Клеточная теория. Сравнительная характеристика строения клеток про- и эукариот. Органеллы. | (0,5) | - | (7) | |||
4. | Тема 4. Общая характеристика обмена веществ. Фото- и хемосинтез. Биосинтез белка. | (0,5) | - | (7) | |||
5. | Тема 5. Аэробное и анаэробное дыхание. | (0,5) | - | (7) | |||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | |||||||
6. | Тема 6. Типы и формы размножения. Основные способы деления клетки (митоз, мейоз, амитоз, эндомитоз). | 0,5 | (0,5) | - | (7) | ||
7. | Тема 7. Основные этапы онтогенеза. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Развитие прямое и с метаморфозом. | 0,5 | (0,5) | - | (7) | ||
Раздел 4. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | |||||||
8. | Тема 8. Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Теория биохимической эволюции. | 0,5 | (0,5) | - | (7) | ||
9. | Тема 9. Гипотезы происхождения эукариотической клетки. Гипотезы возникновения многоклеточности. | 0,5 | (0,5) | - | (14) | ||
Раздел 5. Основы генетики и селекции. | |||||||
10. | Тема 10. Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков. | (0,5) | - | (7) | |||
Раздел 6. Учение об эволюции органического мира. | |||||||
11. | Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Основные положения синтетической теории эволюции. | (0,5) | - | (7) | |||
Раздел 7. Основы экологии. | |||||||
12. | Тема 12. Определение, критерии и классификация экологических факторов. Правило экологического оптимума. | (0,5) | - | (7) | |||
13. | Тема 13. Основы биоценологии. Понятие биоценоза, экосистемы, биогеоценоза. Структура экосистемы. Экологическая сукцессия. | - | (7) | ||||
Всего: | 54 (6) | 18 (2) | 36 (4) | - | 54 (98) |
III. Содержание учебноЙ дисциплины