Легенда про хитрую лягушку
Если посмотреть на гору Багаташ со стороны Ак-каинского перевала, то можно заметить её удивительное сходство с лягушкой . Почему так? Об этом и хочу рассказать вам.
Эта леденящая душу история произошла очень давно. Даже не берусь точно указать когда, да и вряд ли это кто знает, но всё это было на самом деле. Возможна проверка.
Сказывают, что раньше в Каракольских озёрах рыбы водилась, видимо невидимо, а по берегам зверьё всякое разное обитало. Всяк зверь сам по себе жил. Когда хотел спать • спал, когда есть, хотел - ел. Обидно это показалось некоторому зверью. Да и сам посмотри • разве, например, не обидно волку, когда самый захудалый заяц и тот нос задирает выше, кедра, пробежит мимо и не только не поздоровается, но и не вздрогнет даже. А то ещё сядет у самого логова и трескает свою заячью капусту, да так, что за ушами хрустит, по всему кедрачу шум стоит. Волк, может, спать хочет. Тоже ведь свободный зверь. Взгрустнёт так волк, сядет на пригорке, повоет свободно так на луну. Ну, никакой жизни нет, можно сказать. И стал тогда волк размышлять с горя и до сути докапываться. И понял он, что всё изменить можно. Стал он потихоньку пропаганду разводить, критику наводить, с крупным зверьём беседы задушевные вести о смысле жизни. И подбил таки лесной народ на революцию.
Совершили звери переворот. Сразу хорошо жить стали. Медведя царём избрали, всякому зверю его место указали, права и обязанности объяснили. Всё сделали как в нормальном царстве. Все довольны, всем, поди, хорошо.
Но вот собрал как-то медведь депутацию от всех зверей, речь свою сказал (написанную кротом). Видите ли, считался самым умным или дальновидным политиком, потому как жил по принципу “моя хата с краю”, т.е. вообще подальше отсвета и светской жизни. Выслушал все доклады, сидит довольный и щурится, животик поглаживает. Да ведь и в самом лучшем царстве-государстве без недостатков не бывает, вот и здесь выступила Лиса. С высокой трибуны во всеуслышание объявила, что лягушка, дескать, такая сякая разная нехорошая, законы ихние не уважает и не признаёт, а что самое страшное, дань не платит. Возмутились тут звери: чем она лучше других. Сейчас разберёмся с ней, покажем, как надо в приличном обществе жить. Притащили лягушку, смотрят на неё и ждут когда каяться начнёт, на колени упадёт и просить прощения будет. А лягушка глаза свои
выпучила бессовестные, ногу за ногу заплела и ухмыляется так нагло:* Вы это чего, зверьё недобитое, дело мне шьёте? Мы свои права тоже знаем. С какой это стати вы решили к себе меня приписать? Зверь я вам что ли? Рыба я, рыба! Кому не ясно? Прыгнула зелёная в тихие воды озера и была такова. Вздохнули звери, подумали да и вычеркнули лягушку из своих списков.
А в это время у рыб проходила аналогичная перестройка. Надоело крупной рыбе смотреть, как наглые пескари, да гольяны воду мутят у них под самым носом и в ус свой не дуют. Прочистили рыбы свои жабры и махом перестройку сделали: вся мелочь пузатая теперь в очереди, какой ни есть стоит и место своё знает. Хорошо зажили рыбы - организация и порядок на каждом шагу. Дань идёт, кое-кто животики подтягивает так ведь не все.
И вот раз докладывают царю-тайменю, что есть в их рядах с виду несуразная, но очень уж наглая рыба. Дань совсем не платит, мальков с пути сбивает и вообще воду их государственную мутит, строй раскачивает. Стоит наказать её примерно за дерзости такие, быстро хариусы слетали за лягушкой, притащили её к тайменю. Таймень и спрашивает: * Ты пошто такая есть нехорошая? Отвечай разумно, почему не слушаешься?
- А чего ты мне указываешь, зелёная твоя харя? Чего я кума тебе или сватья? Чтоб тебе блесной подавиться, узурпатор! Отрываешь честного зверя от работы. Рыба я тебе что ли? Зверь я, самый обыкновенный зверь! И не приставай ко мне.
Выскочила лягушка из воды, скок-поскок по корням, да и ушлёпала по своим мокрым делам. Огорчился таймень такими словами и не заметил, как проглотил целую ораву гольянов. Гольянам тем посмертно присвоили звание Героя Каракол, а лягушка опять выкрутилась.
Однако недолго так крутилась лягушка. Экология заставила зверей и рыб искать общий язык и общие законы. И зашёл однажды такой разговор:
- А скажите Вашество, как там уважаемая лягушка поживает у вас
в тайнах вод Каракол? Чтоб ей пусто было!
У рыб итак глаза на выпучку, а здесь и вовсе чуть не на затылок
вылезли.
- Да якорь тебе за ногу, д. Миша, если эта скотина наша!
Выяснили они всё до конца и решили, что это так оставлять нельзя, Ведь такой член общества, кто бы он не был, должен платить взносы, не важно куда, не важно, зачем и для кого, ку что она такая самостоятельная, разнесли её труды всяческие “Ни рыба, ни мясо”, сожгли на поляне её книгу жизни “Ни то, ни сё, а вот что сделать, с самой придумать не могут. Нет
для неё такого наказания ни у зверей, ни у рыб. И тогда подали они прошение в высшие сферы. Посмотрели духи: важная бумага, с печатями и подписями. Виновата, значит лягушка. И приговорили её к наказанию, чтобы не скакала, не плавала, превратили в камень
И стоит с тех пор над о. Каракол гора, очень похожая на лягушку, и называется она Багаташ; что означает - Лягушка-камень или каменная лягушка. А большая она потому, чтобы все другие могли видеть и помнить про то как надо жить в обществе.