Расходы предприятия при производстве и реализации экологически чистой продукции определяют минимальную цену товара
Тот факт, что эти расходы являются минимальной границей цен, необходимо учитывать при снижении цен фирмой. В это время появляется реальная угроза убытков. Подобную политику можно вести только в короткий период проникновения на рынок, когда необходимо привлечь внимание потребителя к экологически чистому продукту.
В процессе формирования цены на продукцию важное значение имеет состав и величина расходов предприятия, которые состоят из постоянных расходов и переменных расходов.
Постоянные расходы предприятия – это расходы, которые не изменяются с увеличением объема выпуска продукции, например, расходы на аренду помещения, % за полученный предприятием кредит, плата за отопление помещения, заработная плата административно-управленческому персоналу.
Переменные расходы предприятия – зависят от объемов производства, например, расходы на комплектующие, сырье, заработную плату работников производства.
Сумма постоянных и переменных расходов производства и сбыта экологически чистого товара определяет нижнюю границу цены на него:
Где:
Q - объем производства (реализации) за период,
Цмин – минимальная цена за единицу,
Рперем/ед.прод. – переменные расходы на единицу продукции,
Рпост – постоянные расходы за период.
Критический (безубыточный) объем продаж определяется:
Механизм расчета начальной цены экологически чистого товара
Этапы анализа | Содержание этапа |
Постановка задачи | § формирование спроса на экологически чистую продукцию и завоевание соответственной части рынка – обеспечение сбыта, § максимизация прибыли, § удержание рынка. |
Определение спроса | Верхняя граница цен |
Расчет расходов производства | Нижняя граница цен |
Анализ цен и товаров конкурентов | Цены и товары конкурентов |
Выбор стратегии ценообразования. Выбор метода ценообразования. | Методы: § «средние расходы + прибыль» § цена на основе уровня спроса § цена на основе уровня конкурентоспособности товара § цена по результатам торгов § цена на основе цен конкурентов |
Установление остаточной цены товара | Остаточная цена продажи, с учетом скидок или надбавок |
Корректировка цены товара | Корректировка цены товара в зависимости от стадии его жизненного цикла, степени конкурентоспособности, экологической безопасности и полезных свойств. |
Источниками экорасходов, которые могут влиять на структуру себестоимости единицы продукции, являются:
1. Продукция.
§ Увеличение расходов за счет внедрения экологически безопасных материалов.
§ Уменьшение расходов при уменьшении использования в процессе производства сырья и материалов, а также энергоресурсов.
§ Уменьшение расходов при уменьшении лишней упаковки.
2. Процесс управления.
§ Капитальные расходы на менее загрязняющие процессы и технологии.
§ Накладные расходы, связанные с изменением менеджмента и маркетинга в экологическом направлении.
§ Уменьшение расходов на офисное оборудование, отопление и освещение.
3. Очистка после осуществления незапланированных (случайных) выбросов.
§ Расходы, осуществленные после выбросов, на очищение загрязненной территории.
§ Расходы на установление и поддержку в соответствующем состоянии оборудования, для ликвидации экологического вреда при наступлении непредвиденных обстоятельств.
§ Расходы на страхование, связанные с потенциальной экологической ответственностью.
4. Экологические правовые действия.
§ Штрафы за незаконное поведение и невыполнение положений законодательства.
§ Судебные решения относительно потери природных ресурсов (будущая компенсация).
5. Режим регулирования.
§ Выполнение официальных положений относительно конструкции продукта и его стандартизации.
§ Административные накладные расходы, связанные с мониторингом, составлением отчетов, обучением, контролем за использованием ресурсов.
§ Уплата налогов.
§ Правовые расходы.
Методы, которые базируются на затратах производства:
1) метод «средние цены + прибыль»;
2) метод «получение целевой прибыли»;
3) метод расчета цены оборудования на основе величины экономического эффекта в сфере эксплуатации.
Методы ценообразования на основе спроса:
1) максимизация текущей прибыли:
2) аукцион.
Другие методы:
- метод определения цены по уровню конкурентоспособности товара;
- метод определения цены в соответствии с ценностью товара;
- метод установления цены на основе торгов и др.
Метод «средние цены + прибыль»
Этот метод наиболее простой и распространенный. При этом методе цена единицы товара состоит из двух компонентов: себестоимости и компонента прибыли.
Ц = С (1 + Р/100) = С + СхР/100
Где:
С – себестоимость единицы товара;
Р – норма прибыли на единицу товара (рентабельность, надбавка в % к себестоимости).
Себестоимость единицы товара С – это суммарные расходы на производство и сбыт ед.товара, куда входят:
- затраты на сырье и материалы ед. продукции;
- затраты на оплату труда при производстве ед. товара;
- затраты электроэнергии при производстве ед. товара;
- административные расходы (оплата труда АУП, на отопление);
- маркетинговые затраты.
Компонент прибыли – это дополнительная стоимость, которую фирма «зарабатывает», выполняя маркетинговые функции. В результате их выполнения:
– потребитель получает товар с ожидаемыми свойствами;
- товар находится в определенном месте, времени, необходимом количестве;
- потребитель имеет информацию, и по его мнению – информации можно доверять;
- цена продукта отвечает ожиданиям потребителя.
При установлении цены этим методом ключевую роль играет структура и величина затрат на продукцию. Зная, что существует взаимосвязь между совокупными затратами и объемом производства, необходимо определить, минимальную границу цены, ниже которой цена не может устанавливаться в связи с угрозой получения убытков.
Минимальная цена на товар:
Изменение в структуре и величине расходов может привести к получению предприятием убытков.
Рассмотрим источники и группы экологических расходов, которые могут влиять на себестоимость единицы экологически чистой продукции.
1. Продукция
- увеличение расходов за счет внедрения экологически безопасных материалов;
- уменьшение расходов при уменьшении использования в процессе производства сырья и материалов, а также энергоресурсов;
- уменьшение расходов при уменьшении лишней упаковки.
2. Процесс управления
- капитальные расходы на менее загрязняющие процессы и технологии;
- накладные расходы, связанные с изменением менеджмента и маркетинга в экологическом направлении;
- уменьшение расходов на офисное оборудование, отопление и освещение.
3. Очистка после осуществления незапланированных (случайных) выбросов
- расходы, осуществленные после выбросов, на очищение загрязненной территории;
- расходы на установление и поддержку в соответствующем состоянии оборудования, для ликвидации экологического вреда при наступлении непредвиденных обстоятельств;
- расходы на страхование, связанные с потенциальной экологической ответственностью.
4. Экологические правовые действия
- штрафы за незаконное поведение и невыполнение положений законодательства;
- судебные решения относительно потери природных ресурсов (будущая компенсация).
5. Режим регулирования
- выполнение официальных положений относительно конструкции продукта и его стандартизации;
- административные накладные расходы, связанные с мониторингом, составлением отчетов, обучением, контролем за использованием ресурсов;
- уплата налогов;
- правовые расходы.