Экономические оценки и стимулы воссоздания природной

Среды

Равновесия между интересами производства и состоянием окружающей среды можно достичь с помощью экологических расходов, к которым относят расходы (денежные) для проведения мероприятий, которые препятствуют негативным экологическим изменениям в окружающей среде.

Различают затраты на предотвращение эколого-экономического вреда и затраты на ее ликвидацию и компенсацию убытков.

Затраты на предотвращение загрязнения – это строительство очистительных сооружений, изменение технологии, предварительная обработка топлива, нейтрализация или разведение жидких отходов, промышленных стоков, создание санитарно-защитных зон, экологическая паспортизация объектов, сбор, транспортировка и сжигание отходов, защита, от шума, вибрации, негативного влияния мощных физических полей (радиационного, электрического, магнитного). Эти расходы уменьшают величину эколого-экономического вреда, но не входят в нее.

Затраты на ликвидацию последствий от тех загрязнений, которых не прибегли избежать – это расходы на эвакуацию из зараженных зон и их дезактивацию, возобновление почв, лесов, рекреационных зон, здоровья людей, и так далее. Чем больше расходов укладываются в природоохранную деятельность, тем меньше их понадобится для ликвидации убытка от загрязнений окружающей среды и наоборот. При этом, общая сумма расходов будет наименьшей при таком уровне загрязнения окружающей среды, при которой первые расходы равняются вторым. Соотношение экологического (в точ. ПДК) и экономического (в точ. 4) оптимума вложений средств в природоохранную деятельность дана на рисунке 5.1.

Уровень экологических нарушений, который отвечает минимуму суммарных экологических расходов, называется эколого-экономическим стимулом природной среды. Минимума экологических расходов можно достичь, избирая природозащитные технологии, цена которых намного меньше экономического убытка, которого прибегают избежать с их помощью. Разница между рассчитанными размерами убытков от загрязнения природы до проведения природоохранных мероприятий и после составляет предотвращенный экономический убыток ( Экономические оценки и стимулы воссоздания природной - student2.ru ).

Экономические оценки и стимулы воссоздания природной - student2.ru

1- затраты на ликвидацию, 2- затраты на охрану, 3- общие затраты,

Затраты (4-5) – экономический оптимум вложений в природоохранную деятельность.

Рис.6.1 Соотношение экологического (в точке ПДК) и экономического

(в точке 4) оптимума вложений средств в природоохранную деятельность.

Общие расходы на проведение природоохранной деятельности можно представить в виде формулы:

В = ПВ В ЕН(5.4)

где: ПВ - текущие расходы на содержание природоохранного оборудования; КВ - капитальные расходы на строительство очистительных сооружений, покупку природоохранного оборудования и т.д.; ЭН - нормативный коэффициент эффективности (в большинстве отраслей он = 0,12).

Эффективность природоохранных мероприятий – (ЭПОЗ) в общем случае может быть рассчитана по формуле:

ЭПОЗ = Экономические оценки и стимулы воссоздания природной - student2.ru (5.5)

где Экономические оценки и стимулы воссоздания природной - student2.ru избегнутый экономический убыток (экономический вред) за счет снижения загрязнения; В– годовые расходы на осуществление природоохранных мероприятий.

В настоящий момент финансы, которые выделяются на экологические потребности, значительно отстают от потребностей в них, что приводит к значительному превышению сумм убытка, нанесенного хозяйству нерациональным природопользованием, над расходами по его рационализации.

В нашей стране затраты на природоохранную деятельность составляют менее 1% валового национального продукта (ВНП), а сумма убытков от загрязнения окружающей среды на порядок выше и составляет приблизительно 8 - 9 % ВНП. Для резкого снижения этого убытка необходимо в 10-20 раз увеличить расходы на природоохранную деятельность, что для нашей нынешней экономики является сложным заданием.

Одной из причин отсутствия заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности есть частое расхождение во времени момента загрязнения или нанесения вреда окружающей среде с моментом расплаты за него. Загрязнение воздуха, воды и продуктов, питание, особенно радиоактивное, может отразиться на нашем здоровье через несколько лет и десятилетий. А люди склонны больше думать и заботиться о настоящем, чем о будущем, хотя на устранение убытка в будущем и будут нужны расходы, которые во многие разы превышают прибыль, полученную ценой нарушения законов экологии. Это явление получило название принципа отдаленности событий. Для преодоления этого психологического барьера необходимы длительное экологическое воспитание и образование. Вместе с улучшением экологического воспитания и образования, важнейшим заданием государства, есть создание таких условий функционирования предприятий, чтобы они были вынуждены заниматься природоохранной деятельностью.

Как считают много отечественных и зарубежных ученых, одним из направлений решения экологических проблем есть необходимость создания такой системы планирования, стимулирования и управления природопользованием, чтобы нерациональное природопользование было экономически убыточным и наоборот - предприятия, которые выполняют, правила научно обоснованного природопользования получали, бы дополнительный доход. Такой механизм должен заключать в себе органически объединенные методы непосредственной и опосредствованной регуляции природопользования.

Метод непосредственной регуляции включает систему административно-правовых ограничений в природопользовании, которые базируются на технологических стандартах, граничнодопустимих пределах загрязнений. Важнейшими экономическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в естественных средах. На основе ПДК разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ) и их сброс в водные бассейны (ПДС). Эти нормативы разрабатываются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное влияние на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению ПДК. Иногда предприятию могут быть установлены временные нормы - временно согласованные выбросы (ТУВ), которые допускают превышение ПДС, ПДВ на время проведения природоохранных мероприятий.

Опосредствованное (непрямое) управление природопользованием должно базироваться на системе мероприятий экономического стимулирования, хранения и воссоздания естественной среды.

Путь экономического стимулирования намного эффективнее. С помощью разнообразных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и кредитов) государство делает для предприятий более выгодным материально, то есть более прибыльным, соблюдение природоохранного законодательства, чем нарушать его.

Экономический механизм охраны окружающей среды содержит в себе целый ряд инструментов влияющих на материальные интересы предприятий и отдельных рабочих. В первую очередь это лимитированное природопользование, финансирование природоохранной деятельности, создания экологических фондов и др. Важнейшим из экономических методов управления является правильное применение материального стимулирования, которое допускает применение не только мер поощрения, но и наказания.

К мерам материального поощрения относятся такие как: установление налоговых льгот - сумма прибыли, из которой взыскивается, налог, уменьшается на размер, который полностью или частично отвечает природоохранным расходам; освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества; применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи со сниженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их более выгодно будет продавать, и выращивать); применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей естественной системы (снижение процента за кредит или бесплатное кредитование).

К мерам материального наказания относятся: введение специального дополнительного налогообложения экономически вредной продукции, которая выпускается с применением экологически опасных технологий, штрафы за экологические правонарушения.

Предприятия только тогда охотно будут заниматься природоохранной деятельностью, когда будет разработан и повсеместно внедрен такой механизм стимулирования, при котором выполняется такое неравенство:

ВПОД < (ПУТПП Н),(5.6)

где: ВПОД - расходы на природоохранную деятельность;

ПУТ - прибыль от утилизации отходов;

ОП - льготы по налогообложению;

КП - льготы кредитования; ЦН - надбавки к цене.

Или : ВПОД < ( ПНЛ НЗРВ +Ш +ОДО) , (5.7)

где: ПНЛ - плата за сверхлимитное использование ресурсов природы;

ПНЗ - плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды;

ПРВ – плата за размещение отходов в окружающей среде;

Ш - штрафы; ОДО - дополнительное налогообложение.

Наилучшие результаты достигаются при умном соединении экономической заинтересованности с достаточно жестким административным контролем вплоть до уголовного принуждения.

Наши рекомендации