ГЛАВА 1. Обязательный минимум содержания учебного материала по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду»
Экологический мониторинг
Объектов недропользования
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для студентов направления подготовки
Экология и природопользование и
География
Улан-Удэ
УДК 504.06 (075.8)
ББК 28.081я73
Э403
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты:
Батомункуев В.С., к.г.н., с.н.с. лаборатории экономики природопользования Байкальского института природопользования СО РАН
Мотошкина М.А. к.г.н., ст. преподаватель кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Экологический мониторинг объектов недропользования:учеб. метод. пособие / составители С.Д. Ширапова, Т.Б. Цырендоржиева, Г.Н. Баторова. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014.- 144 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для изучения следующих дисциплин: «Оценка воздействия на окружающую среду», «Экологический мониторинг», «Экологическая экспертиза и проектирование» студентов направлений подготовки 05.03.02 «География», 05.06.03 «Экология и природопользование», а также для широкого круга лиц, заинтересованных в защите природоохранных интересов. В работе предлагается метод сигнального общественного экологического контроля загрязнения природных сред вблизи участков добычи полезных ископаемых. Предложены шаги, направленные на информирование местного населения, органов государственного управления, местных органов самоуправления, как сигнал для принятия ими решений о ликвидации загрязнения.
С.Д. Ширапова, Т.Б. Цырендоржиева, Г.Н. Баторова, сост.,2015
Бурятский госуниверситет, 2015
Содержание:
Предисловие4
Глава 1. Обязательный минимум содержания учебного материала по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду»……………………………
Тематическое планирование курса…………………………………………
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………………………………………………………….
Методические рекомендации по экологическому мониторингу объектов недропользования:
Глава 2. Воздействие на природные среды при разведке месторождений полезных ископаемых, добыче и обогащении (переработке) руд
1.1. Краткое описание, понятия и термины 7
1.2. Воздействие добычи полезных ископаемых на природные среды
и меры защиты окружающей среды 12
Глава 3. Сигнальный общественный экологический контроль (СОЭК)
Деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых
2.1. Подготовительный период 18
2.2. Полевой период 20
Раздел 4. Экологическая оценка состояния природных сред на участках добычи
Полезных ископаемых
3.1. Интерпретация результатов анализов проб 24
3.2. Экологическая оценка состояния участка добычи полезных
ископаемых и зоны его влияния, по данным СОЭК ………………………. 24
Глава 5. Результаты сигнального общественного экологического контроля. Общественность и ее права на благоприятную окружающую среду при проектируемой и существующей хозяйственной деятельности…………………………………
Заключение26
Список использованной литературы …………………………………………………………………
Список приложений ……………………………………………………………………………………
Предисловие
В данном учебно-методическом пособии кроме методического обеспечения дисциплины «ОВОС» описан итог совместной работы общественных, научных и производственных организаций на объектах недропользования в Республике Бурятия. Экологический мониторинг на участке «Хиагда» начат специалистами Кременецким И.Г., Леоновым В.Е и др. (Эколого-геохимическая партия ГФУП «Бурятгеоцентр») в 1999 г. и продолжена работа Байкальским центром общественной экологической экспертизы (БЦОЭЭ) (директором до 2007 г. была Аносова Г.Б.) при ОО «Бурятском региональном объединении по Байкалу» (БРО по Байкалу), с 2000-2003 гг. с д. г. н, профессором Тайсаевым Т.Т. - и к.г.н, доцентом С.Д. Шираповой, (кафедра географии Бурятского государственного университета), с Плюсниным А.М. – д. г. - м.н., зам. директора Геологического института СОР АН.
Последующие работы выполнены БЦОЭЭ при ОО «БРО по Байкалу» при методической помощи и материальной поддержке международных экологических организаций и фондов. Института содействия общественным инициативам (ИСАР и ИСАР – Сибирь), Института Остров Земля (ИОЗ), Тихоокеанского центра природной среды и ресурсов (ПЕРК), Юго - Западного информационно-исследовательского центра (SPIC), Глобал Грингрантс фонда, фондов Турнер, Трейд, Хъюлэт, Блэксмит. Выражаем всем искреннюю благодарность. Настоящее издание осуществлено за счет средств гранта ГГФ.
БЦОЭЭ при ОО «БРО по Байкалу» с 2000 г. осуществляет общественный контроль экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых (ДПИ) в Бурятии. Нами проводился экологический мониторинг состояния природных сред, общественная экологическая экспертиза проектов на ДПИ (урановые месторождения Хиагда, Талакан, Горное, свинцово-цинковое – Озерное, Мыкерт, золоторудное - Зун-Холба, Коневинское). Почти всегда общественный контроль проводился по просьбе жителей поселений, в нем участвовали администрации местного самоуправления, активисты и общественные организации поселений (см. примеры ниже).
Нам часто приходится отвечать на вопросы людей, проживающих вблизи тех мест, где расположены предприятия горной промышленности и обеспокоенных состоянием природной среды вблизи этих производств. Эти люди хотят знать, как можно определить степень химического загрязнения почвы и, особенно, воды, если это невозможно сделать визуально. Ведь цвет и вкус воды может оставаться прежним, а концентрации вредных элементов в воде будут уже опасными для здоровья людей и животных. Накапливание вредных элементов в почве, растительности идет еще медленнее и незаметнее, а их опасное воздействие проявляется через годы (5-7 лет). Поэтому, чтобы люди, которые вынуждены жить вблизи мест ДПИ могли провести
самостоятельно сигнальную (предварительную) оценку природных сред вблизи или непосредственно на местах ДПИ, мы предлагаем это учебное пособие. Полученные результаты оценки загрязнения природных сред послужат обоснованным сигналом для проведения государственными надзорными органами внеплановой проверки деятельности предприятия и поводом для оценки экологического состояния территории.
Пособие рассчитано на студентов географической и экологической направленности, которые знакомы с процессом ДПИ и связанными с этим процессом экологическими и социально-экономическими последствиями. А также могут быть местные жители, учителя сельских школ, врачи, которые первые сталкиваются с подобными проблемами, представители органов МСУ и все другие граждане. Пособие призвано помочь жителям каждого поселения, расположенного вблизи горнорудного производства, начать общественный контроль экологического состояния окружающей среды.
Методические рекомендации основаны на опыте многолетних исследований миграции химических элементов в воде, растениях и донных отложениях, которые проводились на уже известных, и в процессе поиска новых месторождений. А также на многолетних данных общественного экологического мониторинга, проводимого на урановом месторождении «Хиагда», положительном опыте сигнального общественного контроля на месторождении урана «Талакан» и на месторождении свинца «Мыкерт». На этих месторождениях целью общественного контроля была оценка безопасности добывающего предприятия для людей и природы. В пособии также использованы рекомендации, материалы, опыт общественных организаций и научных исследований.
Работы выполнялись благодаря поддержке международных экологических организаций и фондов: Института содействия общественным инициативам (ИСАР, ИСАР Сибирь), Института Остров Земля (ИОЗ), Тихоокеанского центра природной среды и ресурсов (ПЕРК), Юго - Западного информационно-исследовательского центра (SPIC), Глобал Грингрантс фонда, фондов Турнер, Трейд, Хъюлэт, Блэксмит и др. Без этой поддержки мы не могли бы помочь людям в защите их права на благоприятную природную среду.
Цель издания учебно-методического пособия состоит в обобщении методических материалов по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду», а также может пригодиться обеспокоенным гражданам (общественности) в получении независимых данных о воздействии ДПИ на природные среды, здоровье и условия жизни людей, путем проведения комплекса собственных наблюдений.
В задачи Сигнального общественного экологического контроля (СОЭК) входит: провести контроль и экологическую оценку состояния природных сред в местах ДПИ, передать результаты контроля для принятия решений в федеральные и региональные службы экологического надзора, в органы государственной власти (ОГВ), местное самоуправление (МСУ), МЧС региона, опубликовать в средствах массовой информации (СМИ) для общественности.
Что делать местным жителям (общественности), когда только проектируется добыча каких-либо полезных ископаемых вблизи мест их проживания? Совсем недавно это было понятно. В федеральном законе «Об экологической экспертизе» были прописаны права и возможности общественности повлиять на то, чтобы в проекте были предусмотрены эффективные меры защиты природы и людей от возможных опасных воздействий горнодобывающего производства.
На стадии добычи полезных ископаемых остается возможность общественного контроля, ведь право на его осуществление закреплено положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 72) и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 35, 36).
Участки, где ведется добыча полезных ископаемых - это, чаще всего, таежные, лесные территории, где обитают дикие животные, текут реки, а поблизости живут люди, которые используют воду, растительные и животные ресурсы.
Обычно вскоре после начала деятельности по добыче и переработке руды появляются и первые признаки загрязнения природных сред: мутнеет вода в ручьях и речках, уходят на другие территории или истребляются дикие животные, вырубаются леса, сокращаются или исчезают ягодники, кедровники и другие недревесные ресурсы тайги, которые часто являются основой выживания местного населения.
При увеличении транспортного потока на дорогах появляются обломки породы и руды, а так как дороги, в основном, не асфальтированы, то над ними стоят клубы пыли содержащей вредные металлические частицы. Пыль оседает в пределах поселений и ухудшает условия жизни людей.
Обеспокоенные граждане понимают, что необходимо принять соответствующие меры для защиты природоохранных прав. Прежде всего, гражданам надо учесть, что меры, направленные на выполнение требований по охране природной среды обязательно планируются ещё на стадии подготовки проекта ДПИ, но часто эти меры компаниями не выполняются. Компании стремятся сэкономить на природоохранных мероприятиях для увеличения прибыли, а государственные надзорные органы могут проводить только плановые проверки один раз в три года. Только сигналы от местных жителей (в виде письменных запросов, заявлений) могут дать право государственным надзорным органам проводить экстренные, внеплановые проверки. Поэтому граждане могут сами защитить свои права на безопасные условия жизни, используя инструмент сигнального общественного экологического контроля.
Граждане имеют право посетить участки добычи, познакомиться с природоохранными мероприятиями, разработанными и включенными в проект и посмотреть, что происходит в реальности (предварительно о посещении лучше поставить в известность руководство компании).
Опасное загрязнение природных сред, а это, прежде всего, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность, воздух, трудно определить неспециалисту, не обладающему навыками и инструментарием экологического мониторинга и контроля.
Порой можно определить какие-то изменения визуально, но невозможно «на глаз» определить степень их опасности, да и сотрудники компании всегда найдут безобидное объяснение происходящему и заявят, что это «совсем не опасно». Трещины и сток воды сквозь дамбу хвостохранилища оправдают тем, что вода чистая, ничего вредного в ней нет, и без независимого химического анализа проб нельзя узнать, так ли уж чиста эта вода.
Изменения в растениях (сброс листвы или пожелтение) объяснят так же естественными причинами, а без анализов не узнаешь, что изменения могут быть связаны с повышением в воде концентраций тяжелых металлов. Заболевания домашних животных, которые пасутся в долине ниже работающего рудника, могут объяснять чем угодно, но только не тем, что в воде высокие концентрации, например стронция, который вызывает ряд болезней у домашних и диких животных.
Растения в долинах ниже хранилищ отходов горного производства, поедают животные, затем с молоком и мясом вредные вещества (например, тяжелые металлы) попадают в организм людей. Учитывая уровень отечественной медицины, связать заболевания людей с загрязнением от ДПИ почти невозможно, а компенсаций потерям здоровья людям и животным компании в проекты стараются не закладывать.
Для того чтобы люди могли контролировать химическое состояние воды, почвы, растительности, им необходим минимальный объем знаний. Если около населенных мест началась добыча руд, в реке появилась мутная вода, появились сухостойные деревья, стали желтеть листья в лесу около рудника, исчезает рыба в реке, значит надо что-то делать самим гражданам.
Наиболее результативно - объединиться, создать общественную организацию или инициативную группу из трех и более человек. Можно зарегистрировать организацию, но можно работать и без регистрации. Полезно обратится к научным организациям, если они имеются поблизости, к общественным экологическим организациям за помощью и консультациями по организации контроля, по помощи в поисках средств на проведение контроля и оплаты анализов проб. Проявлять активную жизненную позицию необходимо самим обеспокоенным гражданам.
Надо самим проверить, что же происходит с природой на участке ДПИ и в зоне его влияния. Для осуществления общественного экологического контроля лучше пригласить учителей биологии, химии, географии, представителя МСУ. Посетить участок добычи, взять пробы воды, почв, растительности, сделать их анализ, оценить результаты и, если есть опасное загрязнение, сделать запросы (с требованием письменных ответов) в государственные надзорные органы, в компанию, ведущую добычу, в органы местного самоуправления, опубликовать в СМИ.
Публикации в СМИ способствуют тому, что власть и компании быстрее реагируют на проблему. В случае, если проблемы не решаются, следует обратиться в природоохранную прокуратуру, МЧС региона, в суды для защиты своих прав на благоприятную окружающую среду.
По результатам контроля, в случае выявления загрязнения, нужно требовать от государственных надзорных органов проведения полной оценки и в полном объеме состояния природных сред и принятия решений о ликвидации загрязнения.
Количественные данные, полученные в результате СОЭК покажут, что если загрязнение есть, то насколько оно велико и какова тенденция его распространения. Эти данные помогут вовремя предотвратить большое загрязнение, сохранить природные ресурсы: воду, леса, животных, недревесные ресурсы, культурные и культовые ценности.
Пример. В верховье р. Гильбири вблизи г. Улан-Удэ, было создано водохранилище, водой которого питались три села ниже по течению. На склоне водохранилища, в 500м. от уреза воды, было разведано небольшое, но богатое месторождение свинца, серебра и цинка «Мыкерт» Одна компания решила взять эту руду, и, получив разрешение, без положительного заключения экологической экспертизы начала рыть карьер.
Местные жители, которые использовали воду водохранилища, встревожились, объединились и начали действовать. Они обратились в администрации поселений, района и к нам БЦОЭЭ при ОО «БРО по Байкалу». При посещении объекта общественниками, выяснилось, что карьер уже выкопан. А стоки с него идут прямо в водохранилище. Общими усилиями общественности была проведена общественная экологическая экспертиза проекта, которая дала отрицательное заключение. Этот вывод подтвердила и государственная экологическая экспертиза. Проект был закрыт, жители трех поселений продолжают выращивать ранние овощи и поставлять их на рынки г. Улан-Удэ. Серьезного загрязнения реки не произошло, но карьер так и не засыпали.
В случае загрязнения окружающей среды, компании должны возместить ущерб природе и людям, если они пострадали. Именно для того, чтобы определить и доказать факт нанесения ущерба природной среде, имуществу и здоровью людей, необходимо провести контрольный отбор проб воды, почвы и или растений. Стоимость оптимального количества проб, отобранных в самых опасных точках, проанализированных на минимально необходимый набор элементов, будет небольшой и вполне под силу общественности.
ГЛАВА 1. Обязательный минимум содержания учебного материала по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду»
Цели освоения дисциплины:сформулировать знания об оценке воздействия на окружающую среду, как процессе, ознакомить студентов с нормативно-правовой базой в природоохранном законодательстве.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
принципы экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации, экспертизы;
Уметь:
использовать методы и принципы оценки воздействия на окружающую природную среду и проведения государственной экологической экспертизы;
Владеть:
методами оценки воздействия на окружающую природную среду и проведения государственной экологической экспертизы;
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Формируемая компетенция - ПК-9:Способность использовать навыки природоохранного и социально-экономического мониторинга, комплексной географической экспертизы, эколого-экономической оптимизации на разных уровнях;
Структура и содержание учебной дисциплины:
№ п/п | Название блоков (разделов, модулей) дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | |||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы | СРС | ||
Цель, задачи курса. Экологическая оценка: основные понятия, цели и принципы | |||||
Основные понятия и термины ОВОС | |||||
Нормативно-правовая и методическая обеспеченность ОВОС | |||||
4. | Достижения и недостатки опыта ОВОС. Принципы ОВОС. | ||||
5. | Информационное обеспечение ОВОС. | ||||
6. | Порядок проведения общественных слушаний по объекту | ||||
7. | ОВОС проектов недропользования в республике Бурятия . Изучение методики проведения СОЭК. | ||||
Всего часов |
Тематическое планирование курса
Лекционные занятия:
Название темы | Содержание |
Цель, задачи курса. Экологическая оценка: основные понятия, цели и принципы | ОВОС – сложный специфический процесс, требующий учета множества факторов. |
Основные понятия и термины ОВОС | Экологическая экспертиза, экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое сознание. |
Нормативно-правовая и методическая обеспеченность ОВОС | Процедура учёта экологических требований законодательства РФ в системе подготовки хозяйственных, предпроектных, проектных и других решений выявления и предупреждения экологических, социальных и экономических последствий и оценки инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия. Опирается на ФЗ, положения в области охраны, а так же Земельный, Водный, Градостроительный и Лесной кодексы РФ. |
Достижения и недостатки опыта ОВОС. Принципы ОВОС. | Достижения и недостатки представлены в проектах строительства и перепрофилирования действующих объектов. Принципы ОВОС, обязательная мера охраны ОПС и представляет собой научно – исследовательский процесс, который может повлечь экологические последствия. |
Порядок проведения общественных слушаний по проектным материалам инвестиционных проектов | Особенности планирования и реализации общественных компаний в области недропользования. |
ОВОС проектов недропользования в республике Бурятия и Забайкальском крае | Анализ проектных материалов Хиагдинского месторождения урана, Горного месторождения урана, Коневинского месторождения золота, Ошурковского месторождения апатитов, Озерного месторождения полиметаллов. |
Практические занятия: