Первые катки: паровой котел, цепной рулевой привод

02.03.13.

Машины для уплотнения.

Первые катки: паровой котел, цепной рулевой привод - student2.ru

а первый взгляд трудно придумать машину более простую, чем каток. Ка­жется, главная идея, воплощенная в этом виде техники, лежит на поверхности — чем тяжелее, тем лучше. Именно к такой цели и стремились создатели первых катков, которые можно было легко найти по клубам пара, изрыгаемым паро­выми двигателями. Но практика быстро внесла коррективы в эту казавшуюся прямой и безоб­лачной перспективу развития самоходных уп­лотняющих машин. Оказалось, что если нагруз­ка на уплотняемый материал выше определен­ного значения, материал вместо уплотнения начинает разрушаться. Более того, если ско­рость уплотнения выше некоторой допустимой величины или слой уплотняемого материала слишком велик, уплотнение становится мало эффективным или также сменяется разрушени­ем. Так началась бесконечная, как выяснилось позже, дорога к высокой производительности и эффективности уплотняющих машин, на кото­рой были и скоростные участки, и довольно медленные километры.

В настоящее время семейство катков пред­ставлено весьма широким спектром машин, от­личающихся друг от друга назначением, внешним видом и размерами. Единственным объе­диняющим их признаком остался колесный дви­житель, служащий катку одновременно и рабо­чим органом. Машины, уплотняющие дорожно-­строительные материалы, используют два физи­ческих процесса: статический и динамический или вибрационный.

Первые катки: паровой котел, цепной рулевой привод - student2.ru

Первые катки: паровой котел, цепной рулевой привод

Статическое уплотнение материала происхо­дит под действием веса перемещающейся по нему машины. При этом частицы материала в слоях, прилегающих к зоне контакта с движите­лем, сближаются, располагаясь более компакт­но, благодаря чему несущая способность и во­донепроницаемость материала увеличивается. Эффект распространяется сравнительно неда­леко от зоны приложения нагрузки, поэтому толщина уплотняемого за один проход слоя не­велика. Производительность катка зависит от создаваемого им удельного давления.

Для статического уплотнения, господство­вавшего в строительстве до конца 50-х годов, использовались самоходные катки с тремя или двумя металлическими вальцами, пневмоколесные катки, у которых на каждой оси располагалось по 3…5 и более независимо подвешенных колес ,а также прицепные кулачковые катки. Сегодня все эти типы машин (за исключением пневмоколесных) оснащаются вибраторами, интенсифицирующими процесс уплотнения. На пневмоколесных катках применение вибрации бессмысленно, так как пневмоколеса – надежные виброизоляторы.

Первые катки: паровой котел, цепной рулевой привод - student2.ru

Наши рекомендации