Первые катки: паровой котел, цепной рулевой привод
02.03.13.
Машины для уплотнения.
а первый взгляд трудно придумать машину более простую, чем каток. Кажется, главная идея, воплощенная в этом виде техники, лежит на поверхности — чем тяжелее, тем лучше. Именно к такой цели и стремились создатели первых катков, которые можно было легко найти по клубам пара, изрыгаемым паровыми двигателями. Но практика быстро внесла коррективы в эту казавшуюся прямой и безоблачной перспективу развития самоходных уплотняющих машин. Оказалось, что если нагрузка на уплотняемый материал выше определенного значения, материал вместо уплотнения начинает разрушаться. Более того, если скорость уплотнения выше некоторой допустимой величины или слой уплотняемого материала слишком велик, уплотнение становится мало эффективным или также сменяется разрушением. Так началась бесконечная, как выяснилось позже, дорога к высокой производительности и эффективности уплотняющих машин, на которой были и скоростные участки, и довольно медленные километры.
В настоящее время семейство катков представлено весьма широким спектром машин, отличающихся друг от друга назначением, внешним видом и размерами. Единственным объединяющим их признаком остался колесный движитель, служащий катку одновременно и рабочим органом. Машины, уплотняющие дорожно-строительные материалы, используют два физических процесса: статический и динамический или вибрационный.
Первые катки: паровой котел, цепной рулевой привод
Статическое уплотнение материала происходит под действием веса перемещающейся по нему машины. При этом частицы материала в слоях, прилегающих к зоне контакта с движителем, сближаются, располагаясь более компактно, благодаря чему несущая способность и водонепроницаемость материала увеличивается. Эффект распространяется сравнительно недалеко от зоны приложения нагрузки, поэтому толщина уплотняемого за один проход слоя невелика. Производительность катка зависит от создаваемого им удельного давления.
Для статического уплотнения, господствовавшего в строительстве до конца 50-х годов, использовались самоходные катки с тремя или двумя металлическими вальцами, пневмоколесные катки, у которых на каждой оси располагалось по 3…5 и более независимо подвешенных колес ,а также прицепные кулачковые катки. Сегодня все эти типы машин (за исключением пневмоколесных) оснащаются вибраторами, интенсифицирующими процесс уплотнения. На пневмоколесных катках применение вибрации бессмысленно, так как пневмоколеса – надежные виброизоляторы.