Экологическое нормирование

Нормирование и стандартизация являются важнейшими средствами регулирования природопользования, широко применяемыми как в отечественной, так и в зарубежной практике управления качеством окружающей природной среды.

Многочисленные нормы, правила, регламентации природопользования изложены в утвержденных в установленном порядке документах. Наиболее распространенными из них являются строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты (ГОСТ), нормы и правила, устанавливаемые государственными органами управления природопользованием: Госкомэкологией РФ, Минприродой РФ, Госсанэпиднадзором, Федеральной службой лесов и т.д. Единого кадастра норм и свода методик экологического нормирования не имеется. Поэтому количество их не поддается точному счету. Имеются данные о более 800 документах, в которых рассредоточены природоохранные нормы и правила, 80% из которых носят рекомендательный характер.

СНиПы устанавливают требования к проектированию и строительству объектов, в том числе и в части охраны окружающей среды. При этом в большинстве СНиПов превалирует подход к нормированию воздействия неблагоприятных природных факторов на строящиеся сооружения. Требования к влиянию объектов на окружающую среду чаще носят общий характер или содержат ссылку на требования контролирующих органов или более конкретные документы.

ГОСТЫ определяют организационные, технические, методические и иные требования по охране окружающей среды. Среди них с 1976 года действует система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, которая содержит более 70 государственных и около 40 отраслевых стандартов. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.01-7 установлены следующие направления стандартизации:

1. организационные стандарты в области охраны окружающей среды;

2. стандарты в области защиты атмосферы;

3. показатели качества природных сред, параметры и интенсивность антропогенных воздействий;

4. стандарты в области охраны и рационального использования почв;

5. стандарты в области улучшения земель;

6. стандарты в области охраны флоры;

7. стандарты в области охраны фауны;

8. стандарты в области охраны и преобразования ландшафтов;

9. стандарты в области охраны и рационального использования недр.

В каждом направлении устанавливается классификация стандартов на группы: 0 -основные положения; 1 - термины, определения и классификации; 2 - показатели качества природных сред, параметры и интенсивность антропогенных воздействий; 3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 - методы определения показателей качества компонентов окружающей природной среды и интенсивность антропогенных воздействий; 5 - требования к средствам контроля изменений состояния окружающей природной среды; 6 - требования к техническим средствам защиты окружающей среды; 7- прочие стандарты.

Нормы и правила по охране окружающей среды и регулированию природопользования, обязательные для исполнения всеми природопользователями, устанавливают органы управления природопользованием: Минприроды, Росгидромет, Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба лесов и др. Они мало согласованы друг с другом, не имеют единого координирующего начала и нередко противоречат друг другу. В условиях пересмотра законодательной базы и действующего законодательства привести в соответствие эти документы возможно через институт государственной экспертизы, если данные ей законные полномочия будут реализованы на практике.

Среди документов этой категории имеют большое практическое значение природоохранные нормы и правила (ПНиП), утверждаемые Минприроды, и санитарные правила и нормы (СанПиН), утвержденные Комитетом Госсанэпиднадзора РФ.

В последние годы в РФ формируется законодательство по таким экологическим процедурам, как экологическая экспертиза, экологический аудит и сертификация. Одной из процедур управления состоянием окружающей среды является мониторинг окружающей среды. Место мониторинга в этой системе заключается в интеграции представлений о наблюдении за состоянием окружающей среды обобщении этой информации и разработке прогноза.

Реализация экологических требований не происходит автоматически, а требует со стороны государства и общественности целеустремленных усилий. В связи с этим создаются механизмы реализации права, которые представляют собой системы мер, побуждающих (стимулирующих, принуждающих) должностных лиц и граждан добросовестно выполнять правовые экологические требования. Одним из наиболее значительных правоприменительных механизмов является экологический контроль.

Широкое применение нормирования в России привело к тому, что в системе управления сформировалось отношение к мониторингу как части системы контроля.

В частности, в ОГСНК и системе социально-гигиенического мониторинга фиксируются случаи превышения нормативных уровней физического и химического загрязнения среды, но не ведется речь о средних уровнях. Это обеспечивает систему управления информацией о соблюдении экологических и санитарно-гигиенических нормативов, но не позволяет сопоставить

Наши рекомендации