Интегративные возможности правовых курсов

Интеграция (с латинского integratio) – процесс или действие, имеющий своим результатом целостность, объединение учебного материала разных дисциплин при рассмотрении некоторых тем курса права, взаимосвязь правоведения с другими дисциплинами, использование информационной базы всех дисциплин социально-гуманитарного блока.

Образование в школе носит принципиально интегративный характер, что позволяет строить из разных знаний дисциплин федерального и национально-регионального компонента Госстандарта системное представление о научных идеях. Известно, что они не сосредоточенны только в рамках какого-то одного предмета. Однако если учителя разобщены, если они умаляют роль деятельности самих учащихся, если не учитывают те знания, которые учащиеся получают на других уроках, они, в конечном счете, или иной мере ущемляет образовательные возможности преподаваемых предметов.

На сегодняшний день в системе образования в рамках школьного компонента осуществляется преподавание как базовых, предпрофильных (элективных) курсов, так и профильных дисциплин (социология, экономика, право, политология). Право, являясь одним из важнейших учебных предметов, формирующих правосознание личности, находится в непосредственной связи как с уже давно существующими, так и с недавно введенными дисциплинами, т.е. носит интеграционный (социально-политический, политико-правовой, историко-правовой и т.д.), а не сугубо юридический характер. Естественно, что курс «Право» также имеет высокие интегративные возможности, которые необходимо выявлять и использовать в образовательных целях. Наиболее органично правовые знания интегрируются в предметы гуманитарного цикла (историю, географию, политологию, литературу, географию, иностранные языки и др.), а также обогащают факультативные занятия. Право, являющееся одновременно и гуманитарным, и практико-ориентированным предметом, позволяет связать получаемые академические знания, включить их в реальный контекст жизни.

Интеграционные связи бывают двух видов:

1. Внутрикурсовые.

2. Межпредметные.

Их главная задача – обеспечение последовательности в формировании научных знаний в области права, политико-правового мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития общества. Использование интеграционных связей помогает обеспечить преемственность в развитии системы аксиологических знаний и интеллектуальных способностей личности. Интеграционные связи служат углублению, обобщению и систематизации правовых знаний, направлены на актуализацию познавательной деятельности ученика, на формирование общеучебных и специальных умений, привитие интереса к предмету «Право».

Внутрикурсовые связи осуществляются на уровне:

1. Определённой темы (тематические).

2. Систематизации и обобщению знаний.

3. Проблемного подхода (рассмотрение проблемы, решаемой при помощи комплекса полученных знаний).

Внутрикурсовые связи реализуются:

- по составу научных знаний (связь методологического характера, связь на уровне фактов, понятий);

- по способам деятельности (развитие приемов умственной деятельности, приемов учебной работы с учениками);

- по уровню воспитанности (формирование социальных качеств личности и ее культуры).

Межпредметные связи рассматриваются как выявление и установление взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку.

Делятся на 3 группы:

1. Содержательно-информационные (по видам знаний).

2. Операционно-деятельностные (по видам умений).

3. Организационно-методические (по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе).

Приёмы и способы установления межпредметных и внутрикурсовых связей:

1. Организация системного повторения материала к уроку на основе специально разработанных заданий, направленных на применение (актуализацию) ранее усвоенных знаний и умений учащихся, на доказательства, конкретизацию обобщенной идеи, выделение главного, сопоставление и интеграцию однотипного материала;

2. Объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания по другим дисциплинам или по ранее изученным темам;

3. Напоминание учителем знакомого материала, приведение примеров, ссылка на известные явления общественной жизни;

4. Восстановление знаний учащихся посредством вопросов в ходе беседы и их обсуждения;

5. Обобщение знаний путем составления различных тематических таблиц, текстовых схем, сопоставление духовных ценностей различных цивилизаций;

6. Комментирование учителем или учащимися таблиц, схем, которые содержат интеграционные связи;

7. Обращение к различного рода правовым источникам;

8. Создание проблемной ситуации и подготовка проблемных заданий, выполнение которых требует переноса и обобщения знаний из других дисциплин.

9. Повторное обращение к основным понятиям, идеям, теориям, принципам в процессе оценивания поступков других людей, нравственно-правовых явлений на уроках;

10. Проведение повторительно-обобщающих уроков.

11. Самостоятельное накопление материала и др.

Общая схема установления интеграционных связей:

1. Разработка плана изучения нового материала.

2. Определение предмета, с которым устанавливаются данные связи;

3. Установление возможных связей по каждому пункту плана;

4. Определение целей использования, формы и вида, а также содержания связей на уровне фактических понятий, теоретических знаний или на уровне способов деятельности.

5. Выбор приёмов и средств установления связей в деятельности между учителем и учащимися.

Формы подготовки и проведения интегративных уроков права

могут быть разнообразными:

1. На занятиях учащиеся используют знания, полученные в процессе изучения других дисциплин (на уроках истории, литературы, обществоведческих дисциплин: политология, экономика, культурология и др.).

2. На занятиях учащиеся используют информацию социально-политического характера о текущих событиях, экономического содержания на уроках по праву.

3. Возможно, также параллельное изложение тем на уроках права и иных учебных предметов.

4. Проведение бинарных уроков (присутствие нескольких учителей различных дисциплин), выделение дополнительных часов на «Право» за счет схожих тем в других предметах, либо совместная подборка материала для уроков права.

Целенаправленная работа по реализации интеграционных связей способствует:

- формированию системы знаний об обществе, государстве и праве;

- развитию системного мышления, познавательной активности, интересов учащихся;

- социализации личности, формированию гражданственности, воспитанию правовой культуры, выбору ценностных ориентиров.

II.

В практике установления интегративных связей курс «Правоведение» наиболее тесно взаимодействует со следующими дисциплинами:

С политологией. Программа предоставляет учащимся возможность, начиная уже с 9 класса получить на различных уроках права такие научные знания в области политики, как: структура политической сферы, сущность политики, ее роль в жизни общества, власть как волевое отношение между людьми – на уроке «Право, политика, закон». Разделение властей, законодательная власть, ее полномочия, роль парламента, исполнительная власть, полномочия и функции Президента РФ в системе государственной власти, структура судебной власти в РФ, организация и порядок ее деятельности: Конституционный суд, Верховный суд, суды общего назначения – на уроках в 9 классе в разделе «Закон и власть».

Типология политических режимов, особенности демократических, тоталитарных, авторитарных режимов - на уроке «Политический режим. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм».

Формы национально-государственного устройства, особенности унитарного государства, федерации, конфедерации, признаки суверенитета, основные формы государственного правления – на уроках в 9 классе: «Формы государственного устройства», «Государство и его юридические формы»; в 10 классе: «Понятие современного государства». Профессионализм управления и самоуправления – при изучении темы «Муниципальное право», а также роль партий в политической жизни – в разделе «Конституционное право» на уроке «Политическая система общества» в 10-х классах.

И, наконец, учащиеся 11 классов узнают об отношениях лидера и масс, о политическом статусе и политической роли личности, об участии граждан в политике и управлении, о содержании политической культуры – при изучении темы «Избирательное право» и многое другое.

С историей. В целях укрепления межпредметных связей уроки права в старших классах насыщаются историческим материалом. Так, в ходе изучения прав человека и гражданина учитель рассказывает об изменениях в социально-правовом статусе личности на различных этапах развития общества. Многие исторические факты и события уже известны учащимся, какие-то сведения даются впервые. Учителю важно показать, как с течением времени законодательно закреплялись права и свободы человека. Учителя истории и права ведут параллельное изложение информации. Так, если на уроках истории ученик только узнает о принятии документов о правах человека в различных странах, то на уроках права он получает возможность подробнее ознакомиться с содержанием этих документов.

Программа преподавания права в 10-11 классах должна быть простроена таким образом, чтобы учащимся, прежде чем приступить к изучению современного государства и права, была дана возможность узнать об их возникновении и развитии в мировой истории, выделяя особенности данных процессов в нашей стране. Рассмотрение различных отраслей права в 11 классе всегда начинается с информации о том, как исторически развивались общественные отношения, регулируемые данной отраслью права, причины ее возникновения и пути развития. Осуществление этого на практике невозможно без обращения к историческому материалу. Кроме того, для лучшей усвояемости правовых знаний учащимися необходимо приводить как можно больше примеров из истории.

С литературой. Связь дисциплин «Правоведение» и «Литература» также преследует цель повысить эффективность процесса закрепления знаний учащимися. Правовой материал по своей сути отличается «сухостью», поэтому его просто необходимо «оживлять», разнообразить содержанием различных литературных произведений. Так, при изучении «Прав человека» в 9 классе и «Основ правового статуса человека и гражданина» в 10 классе, ученикам важно показать на литературных эпизодах иллюстрируемые в них разнообразные нарушения прав человека и способы защиты, стремления людей к признанию своих прав. В 11 классе при изучении уголовного права можно использовать сюжеты из произведений Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Воскресение»; семейного права – из произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети» и др.

С экологией. События нынешнего времени заставляют обращаться к рассмотрению вопросов экологии и экологического права в школьном образовании. Учащимся до того, как узнать какие совершаются экологические правонарушения и какова юридическая ответственность за их совершение, нужно получить представление о том, что такое экология, о предмете ее изучения, форме взаимоотношения человека с окружающей средой и о многом другом. Узнать об этом ученик может непосредственно на уроках экологии, с последующим использованием своих знаний на уроках права, а также в процессе изучения тем по «экологическому праву» в 11 классе. При этом на практике свою эффективность доказали занятия, проводимые совместно учителем экологии и учителем права. Таким образом, ученики, не теряя связь в изучении материала, сначала узнают основные положения в области экологии и роли права в ее защите, а затем переходят к рассмотрению вопросов экологического права, включая проблемы нарушения экологии и меры по их предотвращению.

С экономикой. В программе 9 класса должно предусматриваться проведение урока «Налоги», в ходе которого учащиеся получают знания о налоговой системе нашей страны, о необходимости платить налоги российским гражданам. В 11 классе при изучении «гражданского права» ученики получают элементарные представления о своей роли в экономической жизни государства и общества.

Интеграция права возможна также и с другими учебными дисциплинами. Так, связь с дисциплиной«Обществоведение» прослеживается при изучении понятия государства и роли личности в государственной жизни. С «Введением в обществознание» - при изучении в рамках этого предмета таких разделов, как: «Гражданин. Государство. Право» и «Права человека и гражданина». Изложение материала культурологического направления предусматривается в теме «Правовая культура человека».

С географией: в теме «Государство и его формы».

С эстетикой: в теме «Нормы права и нормы морали».

Наши рекомендации