Вклад республиканских партийных и советских органов управления в ликвидацию последствий катастрофы на чаэс на первом этапе
Катастрофа на ЧАЭС обусловила значительные загрязнения территории Украины и Белоруссии. Только на Украине более 40 тыс. км2, с населением около 2,5 млн. человек оказалось в зоне загрязнения цезием-134 и цезием-137 с плотностью свыше 1 Кюри/ км2 [7].
В Белоруссии катастрофа легла тяжелым бременем на плечи простых тружеников. Так, только экологические потери Белоруссии в 1986 - 2015 гг. составят более 235 млрд. долларов США [12].
Чрезвычайный характер катастрофы, не до конца ясные ее последствия, отсутствие государственной системы действий в чрезвычайных ситуациях потребовали принятия безотлагательных мер и, в первую очередь, по формированию системы ЛПК на ЧАЭС.
Значительная нагрузка в ходе реализации крупномасштабных мероприятий по ЛПК на ЧАЭС, и в 30-км зоне в том числе, и по формированию системы ЛПК легла на партийные и советские органы управления республик УССР и БССР, как в наибольшей степени пострадавших от катастрофы. Алгоритм их действий в принципе типичен как на Украине, так и в Белоруссии. Поэтому их вклад будет исследоваться в одной из республик и, в частности, на примере УССР, тем более что она характеризуется значительной концентрацией промышленности и высокой плотностью населения. Если территория Украина составляет только 2,7% территории СССР, на которой проживает 18,2% всего населения, то ее производственный потенциал достигает четвертой части. На долю республики приходилось 25 % добычи угля, 47% - железной руды, 35% производства стали и прокатов. В республике функционировало 5 АЭС, вырабатывавших 33,3 % электроэнергии [12].
Вполне закономерно, что изучая опыт партийных и советских органов управления УССР, исследование необходимо начать с ЦК КПУ и конкретно с информации секретаря Киевского обкома Украины Г.И. Ревенко в ЦК КПУ 26 апреля 1986 года с грифом сов. секретно (№ 49с/5). В небольшом докладе крупным планом и в щадящей форме сообщается о взрыве на ЧАЭС, разрушениях, локализованном пожаре, незначительном радиационном фоне на территории станции (на 6 ч 50 мин он составлял до 100 мкР/сек, а в г. Припять - 2-4 мкР/сек). Далее в докладе утверждается, что опасности для населения нет, а партийными, советскими и хозяйственными органами принимаются необходимые меры по ликвидации последствий взрыва.
В действительности, по многочисленным данным, и в том числе приведенным Л.П. Хамьяновым (начальник отделения НИИАЭС) [8], утром 26 апреля в г. Припяти обстановка была тяжелая, мощность дозы приблизительно в 1000 раз превышала естественный фон.
О полученной телеграмме из обкома партии в 9 час. 30 мин. было доложено Б.В. Качуре (секретарь ЦК КПУ - от авт.), а он ознакомил с нею В.В. Щербицкого. В 13 ч 15 мин 26 апреля 1986 года из Киева отправляется телеграмма в ЦК КПСС за подписью В.В. Щербицкого о случившемся.
Более подробная информация о взрыве реактора на ЧАЭС была представлена в ЦК КПУ министром МВД Украины И. Гладушем 27 апреля с грифом секретно. Сообщается о взрыве реактора, пострадавших, о численности привлеченных сил и средств МВД, КГБ, ГО, МО (более 5 тыс. чел.), о подготовке к эвакуации из г. Припяти 51 тыс. жителей. В частности, указывается о концентрации 1390 автобусов из Киева и Киевской области, о создании резерва из 195 автобусов, о подготовке 3-х поездов и 2-х речных судов. В действительности, число выехавших централизованным порядком оказалось значительно меньше, а выделенный заблаговременно автотранспорт из-за простаивания на территории со значительным гамма-фоном был загрязнен.
В ЦК КПУ, о проделанной работе по эвакуации населения из г. Припяти, была также отправлена докладная министром автотранспорта УССР П. П. Волковым 27 апреля (№ 382 с) [12]. В ней, в частности, отмечалось, что в соответствии с распоряжением зам. председателя СМ УССР т. Масика К. И. в 20.00 26 апреля Минавтотранспортом УССР был получен сигнал на развертывание автоколонн войскового типа и санитарных отрядов ГО к совершению марша в количестве 1100 автобусов и одного автобатальона войскового типа (233 автомобиля). В 23 ч 25 мин министерством было получено распоряжение СМ УССР на совершение марша по маршруту г. Киев - г. Чернобыль. Действия колонн возглавил руководящий состав автотранспортных предприятий во главе с первым заместителем министра т. Ревой В. М. К 4.00 27 апреля выделенный автотранспорт был сосредоточен возле г. Чернобыля. В 13 ч 30 мин автотранспорт приступил к выполнению задачи по эвакуации населения из г. Припяти.
Достоверная информация о радиационной обстановке, сложившейся после катастрофы на ЧАЭС, представлялась в СМ УССР и в ЦК КПУ министерством здравоохранения регулярно. Так, 30 апреля зам. министра А. Касьяненко, докладывая о проведенных мероприятиях в СМ УССР [12], отмечает резкое увеличение гамма-фона (по данным на 30.04. 86 г. с 50 мкР/час в предыдущие дни до 1100 - 3000 мкР/час в Днепровском и Подольском районах и центре города). В остальных районах Киевской области также зарегистрировано повышение уровня гамма-фона в 3 - 5 раз. В других областях республики (Львовская, Ровенская, Житомирская, Кировоградская и Черниговская) отмечено повышение гамма-фона до 140-150 мкР/час. Это пример доклада о радиационной обстановке только одного министерства. А ведь были еще доклады Гражданской обороны и других служб и ведомств Украины. И это накануне 1 мая! Как известно, 1 мая 1986 года в Киеве и других городах и населенных пунктах Украины состоялись праздничные манифестации и народные гуляния. О радиационной обстановке в республике конечно было известно первым руководителям. В подтверждение приведем мнение академика РАМН Л.А. Ильина [18]: "первые данные (о радиационной обстановке в Киеве - от автора) были получены 26 апреля с метеостанции и вертолета и доложены (устно) в СМ Украины. С 27 апреля эти сведения передавались письменно руководству республики украинской службой гидрометеорологии (в частности, по г. Киеву - ежедневно с момента повышения уровня радиации в 13. 00 30 апреля 1986 г.). Ни Щербицкий, ни его ближайшие соратники по политбюро и правительству не появились в те напряженные дни на экранах телевизоров". И никто из них не принял решение о запрещении массовых мероприятий в республике в связи с значительным ухудшением радиационной обстановки. Не подумали об этом и в Москве.
Постановлением ЦК КПУ вводятся дополнительные организационные меры. В связи с ликвидацией катастрофы на ЧАЭС создается ОГ ПБ ЦК КПУ под руководством председателя СМ УССР т. А.П. Ляшко. Ее основная цель - систематическая связь с ПК в Чернобыле и организация оперативного выполнения ее решений, координация действий партийных и советских органов управления республики в ходе ЛПК на ЧАЭС. В ее состав вошли: Ляшко А.П., Качура Б.В., Качаловский Е.В., (первый зам. пред. СМ УССР), Ревашко В.А., Муха С.Н., Ревенко Г.И., Згурский В.А., Гладуш И.Д., Ткаченко А.Н. (министр УССР, Госагропром УССР).
Первое заседание ОГ ПБ ЦК КПУ состоялось 3 мая 1986 года. Рассматривались: ход выполнения поставленных задач решением политбюро (о строительстве могильников, изготовлении сборных приспособлений для засыпки реактора и др.); организация эвакуации и жизнедеятельности прибывающего к новым местам населения; налаживание медицинского обслуживания (учет, развертывание медпунктов). Особое внимание было уделено контролю за окружающей средой (взятие проб), проведению сельхозработ, снабжению населения чистой водой, животных - незагрязненными кормами и др. Было принято решение о проведении ежедневных заседаний продолжительностью не более 1 часа.
ОГ политбюро ЦК КПУ, Киевский обком и горком партии, партийные комитеты загрязненных районов, районов с эвакуированным населением своевременно и качественно выполняли поручения ОГ ПБ ЦК КПСС и ПК. В эти районы были направлены уполномоченные партийного руководства для оказания необходимой практической помощи на местах.
На своих заседаниях Политбюро ЦК КПУ регулярно обсуждало ход работ по ЛПК, а 13 мая 1986 года во все областные звенья управления было отправлено письмо ЦК КПУ и СМ УССР с просьбой о восполнении потерянной продукции в связи с катастрофой на ЧАЭС [11].
К одному из крупных и ответственных мероприятий, проведенных после взрыва реактора на ЧАЭС, относится эвакуация населения из загрязненных районов Украины. Об этом мероприятии более детальная информация представлена в 4-й главе данной работы.
Значительная нагрузка в этот период возлагается на министерство здравоохранения УССР. В соответствии с приказом министра А.Е. Романенко (№ 21с от 3 мая) создаются и отправляются в загрязненные районы медицинские бригады, развертываются специализированные отделения для госпитализации лиц с признаками лучевой болезни, в больницах проводятся занятия по диагностике и лечению лучевой болезни и др. Причем отдаваемые распоряжения адресны, с установлением конкретных сроков на их выполнение.
Одновременно с проводимой работой в министерстве здравоохранения, осуществляются регулярные доклады о складывающейся радиационной обстановке, о проводимых мероприятиях, в СМ УССР и в ЦК КПУ. Отмечаются высокие уровни гамма-фона в г. Киеве и в других областях Украины, повышение естественного уровня загрязнения водоемов и др. [11].
Особое место в деятельности ЦК КПУ в этот период занимали вопросы, связанные с выполнением директивных и текущих указаний ПБ ЦК КПСС, особенно если это были программные распоряжения. В качестве примера приведем один из таких документов.
Известно, что программные вопросы по ЛПК на ЧАЭС рассматривались в ЦК КПСС и СМ СССР на объединенных заседаниях и, при необходимости, заканчивались совместным постановлением.
Так, 22 мая 1986 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 583 "О мерах по обеспечению ввода в эксплуатацию энергоблоков ЧАЭС" [11] определялось:
1. Обеспечить ввод энергоблоков № 1, 2 ЧАЭС в октябре 1986 года (Минэнергетика). Дезактивацию ЭБ № 1,2 завершить в июле, а в августе по аналогичной программе закончить дезактивацию объектов ЭБ № 3 в объемах, обеспечивающих безопасность для работающего персонала с учетом установленных предельных доз облучения.
2. Конкретизировались мероприятия, подлежащие проведению министерством Минэнергетики и электрификации (от разработки в июне проектов противорадиационной защиты внутренних помещений ЭБ № 1, 2 до сроков утверждения диагностической проверки оборудования и ремонтных работ (до 1 июля). Особо подчеркивалась необходимость внесения в технологические схемы изменений в соответствии с рекомендациями комиссии по расследованию причин аварии на 4-м ЭБ).
3. Регламентировались сроки ревизии оборудования, комплексной проверки систем ЭБ № 1, 2 с представлением в сентябре соответствующего акта в Межведомственный технический совет при Минсредмаше, с последующим докладом в бюро СМ СССР по топливно-энергетическому комплексу о готовности первых двух блоков к вводу в эксплуатацию.
В данном постановлении определялись конкретные задачи и другим министерствам по обеспечению основного ввода в эксплуатацию ЭБ № 1, 2, а ЦК КПУ и СМ УССР поручалась организация постоянного контроля за ходом выполнения данного постановления, повышением уровня воспитательной и организаторской работы в партийных организациях и трудовых коллективах на ЧАЭС.
Издаваемые в СССР постановления и распоряжения подлежали безусловному выполнению и строго контролировались. Подтвердим это только одним фактом (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая), а их было множество. Определенные этим документом сроки по ревизии оборудования ЭБ № 1, 2, комплексная проверка и др. заканчивались представлением соответствующих актов.
В ЛПК на ЧАЭС с первых дней приняли участие научные учреждения АН УССР, оперативные группировки министерств и ведомств.
В соответствии с поручением председателя СМ УССР по определению комплекса первоочередных мер по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, приказом президента Академии наук УССР создается оперативная комиссия (ОК), а ее председателем назначается академик АН УССР В.И. Трефилов, создаются соответствующие рабочие группы, а Институт ядерных исследований переводится в режим работы контрольно-измерительного комплекса.
Академия наук Украины основные свои усилия направляет, наряду с участием в ЛПК непосредственно в 30-км зоне, на разработку для правительства республики первоочередных мер, реализация которых привела к снижению радиационной нагрузки на население (нормы поведения, питания, лекарственные препараты и т.д.). Разрабатываются мероприятия по защите продуктов питания, готовятся предложения по допустимым уровням облучения населения, продуктов питания, скота и др., обеспечению водоснабжения населения, о преодолении последствий радиоактивного заражения в сельском хозяйстве УССР, об очистке питьевой воды из р. Днепр и сточных вод, о закреплении грунтов, о техническом обеспечении радиационных измерений и т.д. С целью безусловного выполнения планируемых мероприятий назначаются конкретные сроки, ответственные за их выполнение, т.е. определяется конкретный комплекс управляющих воздействий, гарантирующих безусловное выполнение первоочередных мероприятий. При этом надо учитывать, что события на ЧАЭС были восприняты населением
с пониманием и сожалением о случившемся. Трудящиеся Украины, как и всего советского народа, выражали готовность оказать помощь пострадавшим. Однако на стройках новых АЭС звучали требования о необходимости поднятия качества проектирования, строительства АЭС и т.д.
АН УССР участвует в совещаниях, проводимых в СМ УССР, на которых решались первоочередные меры по различным направлениям ЛПК на ЧАЭС. Так, 19 мая 1986 года состоялось совещание у заместителя председателя СМ УССР Е. Кончаловского, в котором участвовали академики АН УССР - во главе с Б.Е. Патоном, первые руководители республиканских министерств и ведомств.
Рассматривались вопросы предотвращения загрязнения Киевского водохранилища и р. Днепр радиоактивными веществами и захоронения радиоактивных отходов.
В принятом решении отмечался вклад АН УССР в разработку технологии очистки днепровской воды с применением более эффективных реагентов, в локализацию радионуклидов, в разработку противофильтрационной защиты промплощадки АЭС и др.
На основании разработанных рекомендаций АН УССР СМ УССР выдал конкретные указания министерствам, обеспечивающим внедрение в практику необходимых мероприятий.
В первые дни после катастрофы АН УССР решала не только ежеминутные задачи, но и разрабатывала перспективные проблемы. В подтверждение этому приведем предложение академии о создании мониторинга поверхностной и подземной гидросферы бассейна р. Днепр в пределах Украины. Вносились предложения по сооружению канала, отводящего воды от р. Припяти (ввиду сложности и недостаточной эффективности данное предложение было отклонено).
Чтобы показать оперативность в решении возникающих вопросов в ходе ЛПК на ЧАЭС, достаточно привести комплекс вопросов, рассматриваемых на заседании ОК президиума АН УССР в тот же день после совещания у зам. председателя ПК СМ УССР Е. Кача-ловского, т.е. 19 мая 1986 года. На данном заседании ОК шло заслушивание академиков о предотвращении загрязнения радионуклидами водного бассейна р. Днепр и илов Киевского и Каневского нодохранилищ, об использовании фруктовых порошков в качестве сорбентов радионуклидов и т.д. [11].
Вместе с тем это было не повторение предыдущего совещания. Здесь назначались конкретные исполнители, сроки, министерства - соисполнители, анализировались предложенные решения и находились наиболее эффективные из них.
Еще один характерный пример оперативности и исполнительности высших звеньев управления Украины может быть представлен на примере реакции ЦК КПУ на совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 29 мая 1986 года № 634-188 "О проведении дезактивационных работ в районах УССР и БССР, подвергшихся радиоактивному загрязнению". На следующий день, т.е. 30 мая 1986 года, выходит развернутое совместное постановление ЦК КПУ и СМ УССР "Об организации выполнения постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29 мая 1986 г."
Э постановлении конкретизируются программные указания ЦК КПСС и СМ СССР, назначаются весьма жесткие сроки для их выполнения. ОГ ПБ ЦК КПУ поручается обеспечивать выполнение графика дезактивационных работ и проведение других мероприятий, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и СМ СССР. Для этого предлагается установить тесный контакт с министерствами и ведомствами, занятыми на дезактивации, обеспечивать их необходимыми материалами, организовать четкую систему медобслуживания населения 30-км зоны. АН УССР, ГО, республиканским министерствам определены задачи, регулярные сроки докладов в ЦК КПУ и т.д.
Необходимо остановиться еще на одном из важных республиканских органов управления - Республиканской комиссии по ликвидации последствий аварии (РК). До нее в республике и в областях функционировали специальные органы и комиссии для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, в первую очередь - паводки, эпидемиологические происшествия). В 1976 году создается республиканская правительственная комиссия по борьбе со стихийными бедствиями. Распоряжения этой комиссии были обязательны для всех республиканских министерств и ведомств, местных советских органов управления, а также для предприятий союзного подчинения, расположенных на территории. Украины, включая железные дороги.
Таким образом, в первом периоде ЛПК на Украине, в локализации катастрофы и ликвидации ее последствий, принимали участие следующие органы управления: Политбюро ЦК КПУ, ОГ ПБ КПУ и Республиканская комиссия, возглавляемая зам. председателя СМ Украины.
В октябре 1986 года сфера деятельности Республиканской комиссии была расширена, а ее председателем назначается Первый зампредседателя СМ Украины (Качаловский В.В.). Дальнейшее развитие структуры и задач Республиканской комиссии официально закреплено постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 июля 1987 года, предусматривающим создание постоянно действующей чрезвычайной комиссии по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий при СМ УССР с широкими полномочиями, с привлечением, при необходимости, сил и средств вне зависимости от ведомственной подчиненности. Структура и состав комиссии представлены на рис. 2.2.
Работа комиссии была регламентирована годовым планом. При комиссии был создан рабочий орган на базе штаба ГО республики с привлечением представителей министерств и ведомств. При необходимости в рамках комиссии формируется оперативная группа, работающая непосредственно в районе аварии.
В ходе работы РК отшлифовывались формы и методика на всех стадиях рассмотрения конкретного вопроса. Четко распределялись задачи, отрабатываемые РК и другими комиссиями. Но не все было так гладко, как хотелось. В таких случаях осуществлялся творческий подход в решении новой проблемы.
В комиссии было создано семь рабочих групп: научного сопровождения, анализов, организации работ, расследования, организации питания, информации и медицинская.
В ходе конкретных работ, при необходимости, привлекался потенциал академической и отраслевой науки. Связующим звеном в этих случаях выступал республиканский координационный центр по решению экологических вопросов.
Эффективное решение многих вопросов обеспечивалось отработанным алгоритмом работ РК. Это выезды в определенные районы не только с функциями контроля, но и оказания практической помощи. Периодическое заслушивание руководителей территориальных и отраслевых органов и др.
Глава II
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЯ