Оценка существующей ситуации и основные экологические проблемы
На основании пофакторной оценки полученных данных относительно существующей ситуации по экологическому критерию можно сделать вывод, что территория преимущественно благоприятна для градостроительного освоения.
Территория городского округа по инженерно-геологическим условиям обладает средней устойчивостью геологической среды, при которой геологические процессы не могут вызвать катастрофических последствий, но требуют проведения некоторых инженерных мероприятий при хозяйственном освоении, в частности, направленных на предупреждение процессов подтопления территории.
Территория городского округа имеет очень высокую степень залесённости и характеризуется наличием благоприятной экологической обстановки. Однако имеется ряд проблем, требующих решения.
Основными проблемами в области охраны окружающей среды являются:
Атмосферный воздух:
- размещение части жилой зоны в зонах загазованности от автодорог;
- размещение части жилой зоны в санитарно-защитных зонах существующих предприятий и коммунальных объектов;
Акустический режим территории:
- расположение части жилой зоны в зонах акустического дискомфорта от автодорог.
Водные ресурсы:
- попадание загрязненного поверхностного стока с территории автодорог, промышленных предприятий, стоянок автотранспорта в поверхностные водные объекты;
Растительность:
- недостаточное развитие системы озеленения, отвечающей современным требованиям как элемента комплексного благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающей формирование городской среды с активным использованием растительных компонентов;
Санитарная очистка территории:
- недостаточное развитие системы селективного сбора ТКО с целью получения вторичных ресурсов и сокращение объёма вывозимых на полигон захоронения;
- перспектива закрытия ближайшего объекта утилизации ТБО, расположенного в Наро-Фоминском районе.
Прогнозное состояние окружающей среды
Атмосферный воздух
На расчётный срок следует ожидать значительного возрастания интенсивности движения по следующим автодорогам: М-1 «Беларусь» (с 3615 авт./час до 8324 авт./час), ул. Минская (с 804 авт./час до 3531 авт./час), ул. Молодёжная (с 708 авт./час до 1707 авт./час), ул. Победы (с 456 авт. час до 1867 авт./час), ул. Кобяковская (с 374 авт./час до 2200 авт./час), ул. Гагарина (с 482 авт./час до 841 авт./час), ул. Автомобилистов (с 256 авт./час до 1595 авт./час), ул. Краснознаменская (от 182 авт./час до 633 авт./час), ул. Октябрьская (с 388 авт./час до 1938 авт./час), ул. Связистов (с 114 авт./час до 1257 авт./час), Проспект Мира (с 522 авт./час до 1367 авт./час), ул. Строителей (с 262 авт./час до 1446 авт./час).
Кроме того, в непосредственной близости от границ городского округа планируется строительство участка ЦКАД, а непосредственно на территории округа - 9 новых улиц.
При оценке воздействия автомобильного транспорта на состояние окружающей среды на расчётный срок (2035 г.) использовался норматив выбросов EURO-3, как наименее жёсткий из тех, что будут присутствовать в составе перспективного автопарка.
В соответствии с расчётами полей максимальных разовых концентраций загрязняющих веществ по программе «Эколог», версия 3.0, превышение ПДК вдоль основных существующих и планируемых автодорог городского округа Краснознаменск не ожидается на расчётный срок ни по одному веществу. Зона загрязнения, превышающая 1 ПДК, формироваться не будет.
Расчёт полей максимальных разовых концентраций загрязняющих веществ проводился по 6 веществам. Результаты расчётов представлены в таблице 3.1.4.
Таблица 3.1.4.
Вещества | ПДК м.р. (мг/м3) | Сmax (мг/м³) | Сmax (в долях ПДК) |
Азота диоксид | 0,2 | 0,19 | 0,95 |
Азота оксид | 0,4 | 0,068 | 0,17 |
Сажа | 0,15 | 0,026 | 0,17 |
Оксид углерода | 5,0 | 2,1 | 0,42 |
Бензин | 5,0 | 0,15 | 0,03 |
Керосин | 1,2 (ОБУВ) | 0,168 | 0,14 |
К западу от границы городского округа Краснознаменск планируется прохождение трассы ЦКАД. Проект обоснования санитарного разрыва пускового комплекса № 5 ЦКАД был выполнен ООО «Научно-исследовательская фирма «РАУ-Университет» в 2010 г. По проекту получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение 50.99.04.000.Т.001067.07.11 от 25.07.2011.
Проектом установлено, что в пределах границ 5-го пускового комплекса не прогнозируется сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха за пределами зоны шириной 15 м от края проезжей части.
Жилая застройка городского округа Краснознаменск будет располагаться вне зон загазованности ЦКАД.
Генеральным планом в пределах расчётного срока предусматриваются существенные изменения, связанные с размещением в г. Краснознаменск новых производственно-складских объектов. Новые объекты планируются с классом опасности не выше четвёртого. Санитарно-защитные зоны планируемых объектов будут составлять от 50 до 100 м. Возможность организации санитарно-защитных зон имеется.
Для планируемых к размещению промышленных предприятий необходимо предусмотреть:
– при разработке документации под размещение производственно-складских объектов должны быть подобраны проектные решения и мероприятия по нейтрализации негативного воздействия объекта на окружающую среду, проведено обоснование и выбраны наилучшие технические решения, обеспечивающие предотвращение или минимизацию выбросов в атмосферу;
– на всех предприятиях должны быть установлены предельно-допустимые выбросы с учётом сложившегося фона;
– после выхода промышленного объекта (предприятия) на полную проектную мощность дирекция должна обеспечить проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния объекта с предоставлением результатов исследований в учреждения санитарно-эпидемиологического надзора.
Вклад в загрязнение воздуха от новых производственных и коммунальных объектов, паркингов требуется определить расчётным путём на стадии проектов планировки.
Акустический режим
На расчетный срок основным источником шумового воздействия останется автомобильный транспорт, осуществляющий движение по автомобильным дорогам федерального значения М-1 «Беларусь», А-107 ММК, и улицам, проложенным по территории городского округа Краснознаменск.
Дополнительным источником шумового воздействия будет являться ЦКАД, строительство которой планируется к западу от границы городского округа Краснознаменск. По проекту обоснования санитарного разрыва пускового комплекса № 5 ЦКАД (ООО «Научно-исследовательская фирма «РАУ-Университет», 2010 г.), ширина зоны санитарного разрыва, принятая по ширине зоны акустического воздействия, составит 120 – 520 м в зависимости от условий местности.
В населённых пунктах и СНТ, вблизи которых пройдёт ЦКАД, планируется установка шумозащитных экранов (за пределами территории городского округа).
В таблице 3.2.1 представлены результаты расчётов шумовых характеристик автотранспортных потоков, параметров санитарного разрыва по фактору шума на расчётный срок, а также перечень необходимых мероприятий по ограничению шумового воздействия в зависимости от типа прилегающей застройки.
Таблица 3.2.1
Улица, автомобильная дорога | Шумоваяхаракте-ристика а/т потока, дБА | Ширина санитарного разрыва (LАэкв=55 дБА), м | Тип застройки | Мероприятия по ограничению шумового воздействия на селитебную территорию |
М-1 "Беларусь" | 84,8 | Сохранение лесного массива, акустический экран | ||
Ул.Минская на участке от ул.Автомобилистов до ул.Молодёжной | многоэтажная | Шумозащитные окна | ||
Ул.Молодёжная | многоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Победы на участке от ул.Молодёжной до ул. Краснознамённой | многоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Победы на участке от ул.Краснознамённой до ул.Кобяковской | многоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Кобяковская на участке от ул.Победы до Проектируемой улицы №1 | Смешанная жилая застройка | Шумозащитные окна | ||
Ул.Кобяковская на участке от Проектируемой улицы №1 до ЦКАД | Смешанная жилая застройка | Посадки зеленых полос, снижение скоростного режима | ||
Проспект Мира на участке от ул.Молодёжной до ул.Краснознамённой | многоэтажная | Посадки зеленых полос, снижение скоростного режима | ||
Проспект Мира на участке от ул.Краснознамённой до ул.Октябрьской | многоэтажная | Посадки зеленых полос, снижение скоростного режима | ||
Ул.Октябрьская на участке от проспекта Мира до ул.Строителей | многоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Проектируемая улица №1 | Смешанная жилая застройка | Посадки зеленых полос, снижение скоростного режима | ||
Ул.Победы на участке от ул.Молодёжной до ул.Гагарина | многоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Автомобилистов на участке от ул.Минской до ул.Связистов | многоэтажная | Шумозащитные окна | ||
Ул.Связистов на участке от ул.Краснознамённой до дороги на кладбище | многоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Краснознамённая на участке от ул.Связистов до ул.Советской | многоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Строителей на участке от ул.Октябрьской до ул.Кобяковской | многоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Строителей на участке от ул.Кобяковской до Проектируемой улицы №4 | малоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Кобяковская на участке от ул.Строителей до ул.Лесной | малоэтажная | Снижение скоростного режима | ||
Ул.Кобяковская на участке от ул.Лесной до ул.Победы | малоэтажная | Снижение скоростного режима |
Для создания благоприятных акустических условий проживания населения на территории жилой застройки городского округа Краснознаменск необходимо внедрение шумозащитных мероприятий.
Предлагаемые мероприятия по ограничению шумового воздействия автомобильного транспорта на жилую застройку учитывают плотность застройки и тот факт, что в большинстве случаев при её близком расположении к источникам шума – транспортным потокам, основная акустическая нагрузка воспринимается первым эшелоном застройки.
Наибольшее распространение в практике борьбы с шумом от автомобильного и железнодорожного транспорта получили шумозащитные экраны-стенки. Шумозащитные экраны можно классифицировать следующим образом:
- вертикальные экраны;
- шумопоглощающие либо шумоотражающие экраны;
- грунтовые валы и валы, комбинированные с экранами;
- галереи и другие перекрытия проезжей части.
Необходимая шумозащитная эффективность экранов обеспечивается изменением их высоты, длины, расстояния между источником шума и экраном. При проектировании экрана-стенки вдоль транспортной магистрали для ориентировочных расчётов повышение его эффективности с увеличением высоты можно принимать равным в среднем 1,5 дБА на 1 м. Необходимо отметить, максимальная акустическая эффективность экрана-стенки составляет 24 дБА.
Снижение шума зелёными насаждениями происходит главным образом за счёт отражения, поглощения и трансформации частот звуковых колебаний. Наибольший эффект защиты от шума наблюдается в густых посадках, которые имеют плотную зелёную массу крон деревьев и кустарников.
Акустический эффект снижения уровня звука определяют такие факторы как ширина полосы, дендрологический состав и конструкция посадок.
Зеленые насаждения из хвойных пород по сравнению с лиственными более эффективны по шумозащите и не зависят от времени года.
Посадка деревьев в полосе может быть рядовая или шахматная при расстоянии между деревьями не более 4 м, высоте деревьев 5-8 м, а кустарника 1,5-2 м. При этом шахматная посадка является более эффективной для снижения уровня шума.
Зелёные насаждения, сформированные в виде специальных шумозащитных полос, могут давать эффект снижения уровня шума 8-10 дБА.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что одной из основных составляющих снижения шума на пути его распространения его от автотранспорта, двигающегося по М1-«Беларусь», будет являться лесной массив расположенный между автодорогой и территориями городского округа с нормируемыми показателями качества среды.
Дополнительным мероприятием, направленным на снижение акустического воздействия на прилегающую территорию, может стать ограничение скоростного режима. При снижении скорости движения автотранспортного потока с 60 до 20 км/час (рекомендуемая скорость движения при наличии предупреждающего знака «Искусственная неровность»), шумовая характеристика потока снижается на 7 дБА.
Для создания акустически благоприятной обстановки в помещениях жилых многоэтажных зданий, в фасадах зданий, обращенных к источникам шума, необходимо предусмотреть оконные проемы с повышенной звукоизоляцией. Акустическая эффективность шумозащитных окон - 30 и более дБА.