История естествознания: ретроспективный взгляд на ЕНКМ и панорама современного естествознания
План занятия:
1) Контрольный опрос
2) Презентации докладов или краткие сообщения
Рейтинговая оценка:
ü до 4 баллов за участие в опросе и обсуждении темы (баллы текущего контроля)
ü до 10 баллов за доклад с презентацией / до 4 баллов за сообщение по теме (баллы текущего контроля)
ü до 5 баллов за эссе по проблемному вопросу (премиальные баллы)
1. Контрольный вопрос(экспресс-опрос в режиме «вопрос-ответ»):
1) Назовите основные закономерности развития науки.
2) Что такое естественнонаучная картина мира (ЕНКМ)?
3) Какие этапы становления прошла естественнонаучная картина мира (периодизация истории естествознания)?
4) Назовите тенденции развития естествознания. Приведите примеры дифференциации и интеграции наук.
Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями
Темы презентаций или сообщений:
1) Наука древнего мира.
При подготовке доклада необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- Накопление донаучных рациональных знаний о природе в первобытную эпоху.
- Возникновение науки. Наука в цивилизациях древности: Древний Вавилон, Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, цивилизации майя и инков.
- Античная натурфилософия и ее место в истории естествознания (Древняя Греция и Древний Рим). Первые естественнонаучные программы познания природы: атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита; континуальная исследовательская программа Аристотеля; математическая программа Пифагора. Организменная модель познания природы. Построение геоцентрической системы мира.
2) Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения.
При подготовке доклада необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- Наука в эпоху Средневековья в Европе и на Ближнем Востоке. Семиотическая модель познания. Основание первых университетов.
- Познание природы в эпоху Возрождения. Метафизический метод познания. Великие географические открытия. Первая научная революция.
3) Естествознание Нового времени (XVII-XIX вв.).
При подготовке доклада необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- Новое время - классический этап развития науки. Механическая и статическая модели познания. Первая фундаментальная естественнонаучная теория. Вторая научная революция. Аналитический метод познания процессов.
- Идеи эволюционного развития явлений природы. Диалектический подход. Третья научная революция. Развитие химии и биологии в XIX в. Три величайших открытия второй трети XIX в. Системная модель познания.
4) Естествознание XX – XXI вв.
При подготовке доклада необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- Естествознание Новейшего времени. Четвертая научная революция. Формирование неклассического и постнеклассического естествознания.
- Ведущие методологические подходы в науке XX - XXI вв. Самоорганизационная познавательная модель. Крупнейшие достижения науки в XX—XXI веке.
- Этапы современной научно-технической революции (НТР).
- Важные проблемы, стоящие перед современной наукой. Научно обоснованный прогноз открытий на ближайшие десять-пятнадцать лет.
Проблемные зоны» семинара
1. Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности?
2. Роль науки на разных исторических этапах.
3. Роль естественных наук в XXI веке.
Методические указания
1) Подготовка к семинару:
В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов.
Время выступления – 10-12 мин.Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.
2) Процедура семинара:
ü Студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.
ü Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий и распечаток при ответе не допускается.
ü Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.
ü Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку. В конце занятия студенты также сдают подготовленные эссе.
3) Подготовка к работе в «проблемной зоне»
Студенты, не участвующие в подготовке докладов с презентациями, готовят ответы на проблемные вопросы, указанные в п.3 данной темы, и индивидуально подбирают материал по ОДНОМУ из вопросов (ПО ВЫБОРУ):
ü устно либописьменно в форме эссе (рассуждения на заданную тему, 1,5-2 стр.), которое должно включать:
- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;
- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме;
4) Работа в «проблемной зоне» (при наличии времени):
ü По предложению преподавателя студент комментирует (зачитывает) свои материалы.
ü Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.
ü В конце занятия работы сдаются на проверку.
Тема 3