Обработка результатов и выводы. Рассчитайте среднюю частоту встречаемости со стрессорными факторами среды
Рассчитайте среднюю частоту встречаемости со стрессорными факторами среды. Постройте график возникавших стрессорных реакций за последнюю неделю. Сделайте вывод.
Определите, по возможности, дни наибольшей уязвимости вашего организма в течение недели, месяца и старайтесь в эти дни быть предельно осторожными.
РАБОТА 3. Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе
При помощи нижеприведенного теста, составленного на основе тщательного анализа ситуаций, вызывающих стресс, у 5 000 человек, принадлежащих к разным социальным и профессиональным группам, оцените, насколько напряжены ваши адаптационные системы и какова степень риска заболеваний.
Оценка стрессовых ситуаций
Подсчитайте сумму баллов, учитывая те события, которые произошли за прошедший год. Событие: | Оценка: |
Смерть мужа, жены | |
Развод | |
Смерть близкого человекам | |
Разного рода травмы, болезни | |
Вступление в брак | |
Потеря работы | |
Примирение с мужем (женой) | |
Ухудшение (улучшение) состояния здоровья члена семьи | |
Беременность | |
Сексуальные проблемы | |
Появление нового члена семьи | |
Изменение финансового положения | |
Смерть близкого друга | |
Перемена работы | |
Усиление или прекращение конфликта с мужем (женой) | |
Вынужденная продажа дома | |
Изменение служебного положения | |
Разлука с детьми | |
Неприятности с законом | |
Выдающееся личное достижение | |
Начало работы, учёбы (уход с работы, учебы) | |
Изменение режима дня | |
Неприятности с начальством | |
Изменение графика работы | |
Переезд на другое место жительства | |
Смена места учебы, школы, другого учебного заведения | |
Смена места или стиля отдыха | |
Смена общественной деятельности | |
Необходимость сдавать комнату (комнаты) внаем | |
Изменение режима сна | |
Семья стала чаще (реже) собираться вместе | |
Изменение привычного рациона еды | |
Отпуск (каникулы) | |
Небольшие нарушения закона |
Те, кто набрал 150-199 баллов, имеют больший шанс заболеть в течение следующего года. Те, у кого сумма 200-299 баллов, более подвержены риску заболеваний, а если сумма превышает 300 баллов — вероятность болезней очень велика. Но во всех случаях все зависит от способности человека управлять своим эмоциональным состоянием, от его отношения к событию.
При помощи следующего теста оцените, насколько вы уверены в себе и насколько легко можете выйти из стрессовой ситуации, а также, какова ваша способность управлять своим эмоциональным состоянием при стрессе.
Насколько вы уверены в себе
1. Я полагаюсь на свои собственные суждения | 1 2 3 4 |
2. Я уверен в своей правоте | 1 2 3 4 |
3. Я знаю, что чувствую | 1 2 3 4 |
4. Я откровенен с собой в том, чего я хочу, и в своих чувствах | 1 2 3 4 |
5. Я выражаю свои чувства тогда, когда испытываю их, несмотря на то, что чувствуют другие | 1 2 3 4 |
6. Я не скрываю от окружающих, как я отношусь к себе | 1 2 3 4 |
7. Я не скрываю от окружающих, как я отношусь к ним | 1 2 3 4 |
8. Если я не согласен с чьими-то идеями, мыслями, поведением, я открыто критикую их | 1 2 3 4 |
9. Если кто-то поступает нечестно, я открыто высказываю ему свое отношение к этому | 1 2 3 4 |
10. Если мне кажется, что в моих отношениях с кем-то возникли проблемы, я сообщаю ему об этом | 1 2 3 4 |
11. Я настаиваю, чтобы мой муж /жена или человек, с которым я живу, разделял со мной обязанности по хозяйству | 1 2 3 4 |
12. На работе я возражаю, если считаю, что меня заставляют делать больше, чем я могу успеть | 1 2 3 4 |
13. Если кто-то попросит меня об услуге, которую мне неудобно выполнять, я скажу ему об этом | 1 2 3 4 |
14. Если кто-то одолжил у меня что-нибудь, например, книгу, одежду, деньги и забыл вернуть, я напомню ему об этом | 1 2 3 4 |
15. Я настаиваю, чтобы окружающие выполняли свои обязанности | 1 2 3 4 |
16. Если я замечу, что купил бракованный товар, я верну его и потребую замену | 1 2 3 4 |
17. Если кто-то влезет передо мной в очередь, я громко выскажу свое недовольство | 1 2 3 4 |
18. Когда в кафе меня обслужат позже, чем того, кто пришел после меня, я привлеку к этому всеобщее внимание | 1 2 3 4 |
19. Если на лекции или в кино кто-то стучит ногами по моему креслу, я попрошу его перестать | 1 2 3 4 |
20. Если в ресторане мне подали плохо приготовленную пищу или не то, что я заказал, я попрошу официанта исправить положение | 1 2 3 4 |
21. Если мне нужна помощь, я попрошу о ней | 1 2 3 4 |
22. Я протестую, если кто-то перебивает меня, когда я говорю | 1 2 3 4 |
Сумма баллов |
Чтобы подсчитать количество очков, используйте следующую шкалу:
1 — никогда, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — всегда
Чем больше очков, тем лучше: Вы умеете отстаивать свои интересы. Максимально возможное количество набранных баллов — 88. Если у Вас больше 60 баллов, можете быть спокойны — Вы уверены в себе и легко сможете выйти из стрессовой ситуации! А если нет — научитесь управлять собственными реакциями в напряженных ситуациях.
Обработка результатов и выводы
Подсчитайте сумму баллов по каждому тесту, сделайте соответствующие результатам выводы.
Семинар № 14
Вопросы для обсуждения:
1. В чем разница между глобальной экологией, социальной экологией и экологией человека?
2. Наследственная предрасположенность к эгоизму и альтруизму.
3. Что может сказать этология о поведении человека?
4. Человек - бисоциальное существо. Эволюция культуры.
Литература:
Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 112 с.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.
Концепции современного естествознания/ Под ред. профессора С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.
Темы докладов
1. Современные проблемы астрофизики.
2. Современная научная картина мира.
3. Роль симметрии и асимметрии в научном познании.
4. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.
5. Структурная самоорганизация Вселенной.
6. Проблемы происхождения и развития Земли.
7. Антропный принцип.
8. Проблема поиска жизни во Вселенной.
9. Проблема поиска внесолнечных планетных систем.
10. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
11. Идеальный цикл Карно. Проблема вечного двигателя.
12. Основные проблемы кибернетики.
13. И Пригожин: пути разработки теории самоорганизации.
14. Г.Хакен: пути разработки теории синергетики.
15. Концепция ноосферы и ее научный статус.
16. Ноосфера – будущее человечества.
17. Что есть жизнь?
18. Теория биохимической эволюции о развитии жизни на Земле.
19. Современные концепции происхождения жизни: гипотезы голобиоза и
генобиоза, их сущность и различие.
20. Научная фантастика о возможности иных форм жизни.
21. Анализ важнейших эволюционных учений.
22. Ферменты и их значение в живом организме.
23. Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой.
24. Валеология – наука о здоровье.
25. Проблема изменения сущности человека в научной фантастике.
26. Телесный фактор в жизни человека. Проблема сохранения здоровья.
27. Бихевиоризм и проблема психогенеза.
28. Основные проблемы парапсихологии.
29. В.И.Вернадский о биосфере и живом веществе.
30. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.
31. Особенности развития генетики в нашей стране.
32. Современная биотехнология.
33. Русский космизм.
34. Русский циклизм.
35. Будущее человечества.
Перечень основных понятий и терминов курса Концепции современного естествознания.
Абсолютное пространство и абсолютное
Автотрофы
Адаптация
Адроны
Аминокислоты
Анаэробы
Аннигиляция
Античастицы
Антропогенез
Атмосфера
Атом
Аттрактор
Аэробы
Барионы
Белки
Биогенез
Биогеоценоз
Биосфера
Биоценоз
Бифуркация
Борьба за существование
Валентность
Вселенная
Галактика
Ген
Генетика
Генетика
Генобиоз
Геном
Гетеротрофы
Гидросфера
Гипотеза
Голобиоз
Гравитация
Гравитон
Дифференциация наук
Естественный отбор
Естествознание
Живое вещество
Изменчивость
Изоляция.
Изотропность
Инерциальная система отсчёта
Интеграция наук
Интерпретация
Катализ
Квант
Кварки
Кибернетика
Клетка
Коацерваты
Концепция
Корпускула
Корпускулярно-волновой дуализм
Космогония
Космология
Лептоны
Литосфера
Макромир
Мегамир
Метагалактика
Микромир
Молекулы РНК и ДНК
Мутация
Мутация
Наследственность
Наука
Научная картина мира
Научный эксперимент
Ноосфера
Нуклеиновые кислоты
Нуклоны
Онтогенез
Парадигма
Популяция
Прокариоты
Самоорганизация
Селекция
Синергетика.
Синтез
Синтетическая теория эволюции
Теоретическое познание
Ферменты
Хромосомы
Эволюция
Эволюция
Экологическая система
Экология
Элементарные частицы и античастицы
Эмпирическое познание
Эукариоты
Персоналии.
А.Авогадро,
А.Ампер
Аристарх Самосский
Аристотель
Архимед
А.Беккерель
Й.Берцелиус
Л.Больцман
Н.Бор
Л.де Бройль
Дж.Бруно
А.М.Бутлеров
В.И.Вернадский
Гален
Г.Галилей
Г.Гамов
В.Гейзенберг
Ж.Гей-Люссак
Э.Геккель
Г.Гельмгольц
Г.Герц
У.Гершель
Гиппократ
Р.Гук
Ч.Дарвин
Р.Декарт
Демокрит
Евклид
Н.Кеплер
Н.Коперник
Ф.Крик
Ш.Кулон
А.Лавуазье
Ж-Б.Ламарк
Левкипп
Л.да Винчи
Ле Шателье
К.Линней
М.В.Ломоносов
Д.Максвелл
Д.И.Менделеев
Г.Мендель
И.И.Мечников
Т.Морган
И.Ньютон
А.И.Опарин
И.П.Павлов
Л.Пастер
Пифагор
М.Планк
И.Пригожин
Птолемей
Э.Резерфорд
Н.Н.Семёнов
П.Тейяр де Шарден
М.Фарадей
А.А.Фридман
Э.Хаббл
Т.Шванн
М.Шлейден
Э.Шредингер
А.Энштейн.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….
Методические рекомендации студентам……………………………………………….
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по курсу «Концепции современного естествознания»
Методы и естественнонаучного познания………….………………………………….
Основные физические концепции………………………………………………………..
Концепция бесконечности………………………………………………………………
Химические концепции…………………………………………………………………
Концепции эволюции живой природы. Уровни организации живой материи……..
Человек во Вселенной…………………………………………………………………..
Социальные аспекты экологии человека………………………………………………
Темы докладов…………………………………………………………………………..
Перечень основных понятий и терминов курса Концепции современного естествознания
Персоналии………………………………………………………………………………