Клетки – структурные и функциональные единицы живых организмов
Развитие представлений о клетке.Клеточная теория, ее основные положения и значение.
Микро- и макроэлементы. Органические компоненты клетки: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. ДНК – носитель наследственной информации. РНК, ферменты. Биологическое значение жизненно важных органических компонентов клетки.Биологические аккумуляторы энергии в клетке.
Студент должен
знать/понимать:
· элементарный состав клетки;
· основные неорганические и органические компоненты клетки и их роль в ее жизнедеятельности;
уметь:
· объяснять роль макромолекул в человеческом организме;
· работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; самостоятельно работать со всеми компонентами учебника; составлять конспекты, готовить сообщения
иметь представление:
· о структуре и роли ферментов
Строение клетки.Типичные клетки – животная и растительная. Структуры, общие для животных и растительных клеток: клеточные мембраны, ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии.
Структуры, свойственные растительным клеткам: клеточные стенки, вакуоли. Пластиды, типы, строение, функции в клетке.
Демонстрационный материал: таблицы строения растительной и животной клеток, ДНК, РНК, белка, АТФ, демонстрационная модель двойной спирали ДНК, видеоматериал.
Лабораторно-практическая работа:
«Строение растительной и животной клеток под микроскопом».
Студент должен
знать/понимать:
· основные положенияклеточной теории;
· химический состав и строение клеток;
· различия в строении растительных и животных клеток;
· вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
уметь:
· проводить простые исследования и наблюдения клетки (под микроскопом);
· сравнивать строение растительной и животной клеток;
иметь представление:
· об истории развития цитологии;
Биохимические процессы – процессы жизнедеятельности
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Энергия в биологических саморегулирующихся системах. Естественные источники энергии. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез - пример пластического обмена веществ. Хемосинтез. Биосинтез белка. Матричное воспроизводство белков.
Гетеротрофное питание. Энергетический обмен в клетке. Дыхание – способ получения энергии. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Энергетические затраты человека. Питание – одна из важнейших потребностей человека. Углеводы – главный источник энергии для организма. Роль жиров в питании. Холестерин. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Пищевой рацион. Рациональное (сбалансированное питание) питание. Натуральное питание – основа здоровья. Витамины.
Взаимосвязь энергетического и пластического обменов в клетке.
Демонстрационный материал: схемы фотосинтеза, энергетического обмена, биосинтеза белка.
Лабораторно-практические работы:
«Анализ рациона питания с точки зрения химического состава пищи» (с использованием различных информационных ресурсов).
Студент должен
знать/понимать:
· этапы энергетического и пластического обмена, их взаимосвязь в организме человека;
· фото- и хемосинтез;
· биосинтез белка
уметь:
· связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;
· проводить анализ ситуаций повседневной жизни человека: выбора диеты и режима питания;
· работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации, связанной с питанием, пищевыми добавками, диетами и здоровьем человека
Непрерывность жизни. Размножение организмов
Жизненный цикл клетки. Митоз. Биологическое значение митоза.
Мейоз. Особенности мейотического деления. Биологическое значение мейоза.
Формы размножения организмов. Половое размножение. Оплодотворение. Дифференцировка клеток в процессе эмбриогенеза, органогенез. Эмбриональное развитие человека. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды, наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Постэмбриональное развитие человека.
Человек и его здоровье.Факторы риска. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
Старение и смерть организмов.
Демонстрационный материал: таблицы митоза, мейоза. Видеоматериал.
Студент должен
знать/понимать:
· разные типы деления клеток;
· формы размножения организмов;
· факторы риска, влияющие на здоровье человека: о влиянии на развитие организма (эмбриональное и постэмбриональное) вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений (электромагнитных волн и радиоактивных излучений);
уметь:
· использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщности связей в природе;
· работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации
иметь представление:
· о биохимической основе никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей
· о теориях старения организма человека.