Виды работы на семинарском занятии: научный доклад (5 б.), терминологический диктант (2 б. €

Термины:

1. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата.

2. Венская конвенция об охране озонового слоя.

3. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплаваю­щих птиц (Рамсарская конвенция).

4. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения

5. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция)

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всемирная хартия природы».

7. Шестая программа действий Европейского Сообщества в области охраны окружающей среды

Литература:

1. Пуряева А.Ю. Экологическое право. – М.: Юстицинформ, 2012 г. − 312 с.

2. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.

3. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.

Тема 3. Право окружающей среды стран - членов Европейского Союза (2 часа).

Вопросы:

1. Экологическое право Германии.

2. Экологическое право Бельгии.

3. Экологическое право Франции.

4. Экологическое право Великобритании.

5. Экологическое право Дании.

6. Экологическое право Италии.

7. Экологическое право Испании.

8. Экологическое право Швеции, Финляндии.

9. Экологическое право Польши.

10. Экологическое право Ирландии.

11. Экологическое право Португалии.

Виды работы на семинарском занятии: видео-презентация (4 б.), составление плана и краткого содержания лекции (3 б.).

Литература:

1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.

2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.

Тема 4. Экологическое право США и Канады (2 часа).

Вопросы:

1. Разграничение компетенции в сфере охраны окружающей среды. История развития экологического законодательства.

2. Система органов экологического управления.

3. Права граждан в сфере охраны окружающей среды. Механизм их реализации. Судебная защита.

4. Правовые основы обращения с отходами.

5. Правовые требования в сфере обеспечения экологической безопасности. Охрана окружающей среды в энергетике. Экологические требования в промышленности.

6. Ответственность в сфере охраны окружающей среды.

7. История экологического праваКанады.

8. Разграничение полномочий между федеральным и правительствами провинций.

9. Концепция устойчивого развития и экологическое законодательство.

10. Экономические механизмы в обеспечении устойчивого развития.

11. Особенности охраны окружающей среды на землях аборигенов в Канаде.

12. Охрана лесов.

Виды работы на семинарском занятии: видео-презентация (4 б.), составление плана и краткого содержания лекции (3 б.).

Литература:

1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.

2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.

Тема 5. Право окружающей среды Китая, Японии, Индии (2 часа).

Вопросы:

1. Охрана окружающей среды в Китае.

2. Охрана окружающей среды в Индии.

3. Охрана окружающей среды в Японии.

4. Основные направления государственной политики в сфере улучшения качества окружающей среды.

5. Законодательство в сфере обращения с отходами.

Виды работы на семинарском занятии: составление концепции по улучшению экологической обстановки в указанных странах (7 б.).

Литература:

1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.

2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.

Тема 6. Экологическое право Швейцарии, Норвегии, Австралии (2 часа).

Вопросы:

1. Охрана окружающей среды в Швейцарии.

2. Охрана окружающей среды в Норвегии.

3. Охрана окружающей среды в Австралии.

4. Основные направления государственной политики в сфере качества водных ресурсов.

Виды работы на семинарском занятии: видео-презентация (4 б.), дискуссия о заимствовании положительного опыта для охраны окружающей среды в РФ (3 б.).

Литература:

1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.

2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.

Тема 7. Экологическое право стран – членов СНГ (3 часа).

Вопросы:

1. Основные источники права окружающей среды. (Экологический кодекс Республики Казахстан).

2. Организация государственного управления охраной окружающей средой. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды.

3. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

4. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде.

5. Общая характеристика экологического права отдельных государств (Казахстан, Беларусь, Украина и др.).

Виды работы на семинарском занятии: видео-презентация (4 б.), дискуссия о кодификации законодательства в сфере охраны окружающей среды в РФ (3 б.).

Литература:

1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.

2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Примерный сценарий игры на тему: «К вопросу о создании совместно­го Российско-Американского природного парка «Берингия».

Цель. Подготовить предложения российской стороны и отработать с их учетом проекта Межправительственного Российско-Американского со­глашения по вышеуказанной проблеме.

Деловая игра посвящена актуальной проблеме объединения совмест­ных усилий государств в деле сохранения не только природы и природ­ных ценностей, но и культурного наследия малочисленных народов Севе­ра и их древних традиций. Естественно, что от участников игры потребу­ются теоретические знания основ экологического, административного, гражданского и конституционного права Российской Федерации, а также знания основ международного публичного права и международного эко­логического права.

Тема игры не мифическая, она реально существующая, но по ряду субъ­ективных причин не доведенная до логического завершения, хотя процес­су положено прочное начало.

Участникам игры будет предложено взять на себя функции компетент­ных специалистов различных направлений деятельности - уполномочен­ных представителей заинтересованных российских ведомств, учреждений и организаций, которые от их имени будут участвовать в процессе подго­товки проекта Межправительственного соглашения.

Вариантов проведения игры может быть несколько, но наиболее целе­сообразным представляется один - в форме проведения служебных сове­щаний в головном координирующем российском ведомстве - Госкомэко­логии России. Ввиду комплексности проблемы, необычной ее постановки в рамках международного права, а стало быть и неординарности выработ­ки соответствующих решений, на деловую игру отводится 4 часа учебно­го времени.

В ходе подготовки к деловой игре и во время ее проведения студенты должны проанализировать реальное состояние дел в регионе по всем па­раметрам деятельности, находящейся в компетенции того или иного ве­домства, учреждения или административного органа, чьи интересы было бы необходимо учесть в проекте Соглашения; должны хорошо ориентиро­ваться в российском законодательстве, особенно в области экологическо­го права, иметь представление об основных положениях международных актов. Коль скоро в деловой игре речь будет идти об особенностях экологии Севера, было бы целесообразно ознако­миться со специальной научной литературой, например, монографией Васьковского А.П., Волобуевой Н.Г., Железнова Н.К. и др. Проблемы изу­чения и охраны ландшафтов Северо-Востока СССР. Владивосток: ДВО АН СССР, 1988; Диков Н.Н. Чукотка в каменном веке//Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней. Новосибирск: Наука, 1974. С. 18-45; Железное Н.К. Дикий северный олень Чукотки и проблема его охраны //Повышение продуктивности звероводства и охотничье- промысловой фауны (Тр. ВСХИЗО: Вып. 138 и др.). 1977. С. 45-50.

В процессе подготовки к деловой игре студент целенаправленно по­полняет арсенал своих теоретических знаний о законодательстве и норма­тивно-правовой базе, регулирующих охрану окружающей природной сре­ды, об особенностях экологии Арктики. Участвуя в игре, студенты более прочно закрепляют свои знания о компетенции органов представительной и исполнительной власти всех уровней, включая органы местного само­управления. И еще, что немаловажно, студенты получают представление о «кухне» прохождения бесчисленного множества процедур зарождения и подготовки международного двустороннего договора на конкретных и реальных примерах природоохранной деятельности двух государств. Умение достойно представить себя и свое учреждение на межведомствен­ном совещании, внимательно слушать других участников, анализировать их точку зрения и сопоставлять со своей, грамотно и убедительно отстаи­вать интересы своего учреждения - все это есть обязательные атрибуты профессионализма будущего юриста, эколога, экономиста.

Краткая предыстория возникновения вопроса о создании международного проекта «Берингня»

Само название совместного проекта «Берингия» указывает на то, что речь идет о сотрудничестве двух государств на территориях, разделяемых Беринговым проливом - Чукотском автономном округе (РФ) и Аляской (США).

Что же сближает народы двух континентов, разделенных морским про­странством государственными границами?

1.В далеком прошлом на месте Берингова пролива был узкий переше­ек, соединявший два континента, через который свободно могли мигри­ровать дикие животные, переносившие при этом семена растений, бес­препятственно перемещаться аборигены-охотники, торговцы пушниной и иными продуктами своих промыслов.

До 1867 года Аляска входила в состав Российской Империи, а поэтому и на Чукотке, и на Аляске у населения сформировался определенный спе­цифический уклад жизни, свои обычаи, культура. Море и государствен­ные границы разделили многие семьи, родственные связи, но остались единые корни культуры и религии.

На Чукотке и на Аляске основной костяк населения составляют чукчи и эскимосы, и здесь, и там основными видами хозяйственной деятельно­сти коренного населения являются морская охота (эскимосы), оленевод­ство (чукчи).

Итак, отмеченные историей факты объясняют причинность схожести на континентах флоры и фауны, людских судеб, культуры и жизненных интересов.

2.Несмотря на суровые климатические условия Арктики, рассматри­ваемые регионы омываются водами с весьма высокой биологической про­дуктивностью. Здесь обитают многочисленные косяки ценных рыб, огром­ные стада морских млекопитающих. Сюда, к Берингову проливу, устрем­ляются на нерестилища многие виды китов, преодолевая большие рас­стояния из Индийского и Атлантического океана. Здесь пролегает путь перелетных птиц из Африки, Австралии, Южной Америки.

Чтобы правильно распорядиться такими богатствами природы дабы сохранить высокую биопродуктивность и биоразнообразие, будущим по­колениям людей нужно объединить усилия народов, проживающих по разные стороны Берингова моря.

3.Удивительно богаты и недра обоих регионов. Здесь наличествуют нефть, железо, золото, ведутся поиски газовых месторождений. Рыночная экономика все чаще и чаще засылает в эти труднодоступные арктические районы предпринимателей для поиска и разработки полезных ископаемых континента и континентального шельфа, что приводит все в больших масштабах к разрушению и без того весьма хрупкой в этих местах приро­ды, ввиду чего экология «выходит из строя» на десятки лет. Это пагубно сказывается на образе жизни коренного населения, причем такая тенден­ция характерна в большей или меньшей степени как для Чукотского авто­номного округа, так и для Аляски.

Все эти факты наталкивают на мысль об объединении усилий двух на­родов в едином стремлении остановить наступление промышленников на присвоение богатств, которые по праву должны принадлежать тем, кто здесь ведет летопись своего рода.

4.У народов двух континентов существует богатое культурно-истори­ческое наследие, которое передавалось из поколения в поколение, но за последние десятилетия и даже столетие стало меркнуть и постепенно те­рять свое лицо. Например, все реже и реже встречается среди аборигенов древняя профессия резчиков по кости. Издревле богатые залежами ма­монтовой кости территории становятся недоступными для местных мас­теров, но зато здесь появляются все чаще заезжие заготовители столь ценного сырья (для сведения: 1 грамм слоновой кости стоит столько же, что и 1 грамм золота). Становится редким промыслом для аборигенов и золотодобыча.

Как жили на своих исконных землях предки, какова была их культура, как они обустраивали свои жилища, какими были их традиционные про­мыслы и орудия этих промыслов? Узнать об этом и воссоздать былые тра­диции - это задача этнографов, археологов, историков и работников куль­туры. А чтобы работа в этом направлении была более плодотворной, бы­ло бы целесообразно объединить усилия соответствующих специалистов обоих регионов.

5. И какой же может быть разумный выход из складывающейся столь неблагополучной ситуации?

Наиболее перспективный путь видится в поиске форм сближения не­когда родственных по крови и культуре народов на основе общих интере­сов сохранить отдельные природные комплексы в первозданном виде. Ключ к решению проблемы, таким образом, был найден.

В конце 80-х годов во время визита в США Президента СССР М.С. Горбачева было подписано с Президентом США Дж. Бушем Заявление о намерении создать совместный Российско-Американский природный парк «Берингия».

Вскоре вышло соответствующее распоряжение Совета Министров РСФСР, которым поручалось Госкомприроде РСФСР совместно с рядом заинтересованных ведомств и организаций разработать программу дейст­вий российской части проекта сотрудничества с американской стороной и представить на рассмотрение Правительства РСФСР проект Межправи­тельственного соглашения о создании совместного Российско-Американ­ского природного парка.

Эколого-экономическая ситуация на северо-востоке России

Перемещение энергетической и сырьевой базы страны на северо-вос­ток вызывает необходимость ускоренного развития экономики региона. Однако это развитие в настоящее время немыслимо без выработки единой стратегии рационального природопользования.

За два последних десятилетия на Крайнем Северо-Востоке за счет раз­вития горнопромышленных работ, разработки термокарстовых озер, ос­воения пришельфовой зоны, интенсификации поиска нефти и газа значи­тельно расширился круг нерешенных экологических проблем, поскольку до настоящего времени при строительстве сколько-нибудь значительного инженерного сооружения и любом виде природопользования не прово­дятся оценка минеральных и биологических ресурсов и в целом эколого-экономическая экспертиза.

В связи с этим необходимо отметить, что ускоренное развитие про­мышленности вызывает подчас не только эколого-экономические, но и политические проблемы. Так, развитие горной промышленности, техни­зация сельского хозяйства, все более активное применение гусеничного транспорта вызывают наряду со многими другими важными проблемами еще и проблему сокращения пастбищ для оленей. Предполагаемое строительство гидростанций на ряде рек приведет к затоплению огромных, в том числе обжитых, пространств. Все эти существующие и предполагае­мые последствия приводят к ломке или даже уничтожению многовеково­го уклада жизни коренного населения.

Что же касается собственно экологических проблем, то уже сегодня следствием нерачительного ведения хозяйства явились процессы необра­тимого характера, вызвавшие на Севере пока лишь локальные экологиче­ские кризисы. В дальнейшем сохранение такого положения приведет к увеличению числа локальных кризисов, генерированию отрицательных процессов и распространению их на сопряженные территории.

Однако эколого-экономические проблемы на Севере определяются не только развитием новых отраслей народного хозяйства, но и традицион­ных форм хозяйствования, таких, как оленеводство, охотничий и морской промыслы, которые находятся сегодня на стадии перехода от экстенсив­ной формы к интенсивной. В связи с этим для оленеводства, например, одной из наиболее важных проблем является определение поголовья оле­ней с учетом продуктивности пастбищ в настоящем и будущем (состоя­ние развития охотничьего и морского промыслов сегодня вызывает необ­ходимость разработки тактики охраны животных).

Наличие перечисленных проблем с учетом того обстоятельства, что природа Севера особо ранима, неустойчива но отношению к внешним воздействиям, позволяет выделить Крайний Северо-Восток в особый при­родно-хозяйственный район Дальнего Востока со строгим режимом ис­пользования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Это предполагает необходимость оценки потенциальных возможностей территории для промышленности и сельского хозяйства и прогноза климатичес­ких региональных катастроф.

Как было сказано выше, интенсивное развитие новых отраслей промышленности и особенности развития традиционных отраслей, народного хозяйства с учетом особой ранимости природы Севера выдвигают на пер­вый план проблему разработки единой стратегии рационального приро­допользования и охраны окружающей среды.

К настоящему времени во многих районах Крайнего Северо-Востока в связи с различными видами хозяйственного освоения (с учетом площадей дигрессивных пастбищ, пожаров) 45-50% ландшафтов может быть отне­сено к антропогенным. А если учесть, что в ближайшем будущем, точнее к 2000 году, ожидается увеличение их количества за счет освоения нефте­газоносных районов, то в целях сохранения уникальных природных обра­зований от разрушения, обеспечения экологического равновесия экосис­тем, сеть природоохранных территорий на Северо-Востоке должна быть расширена в ближайшем пятилетии.

В настоящее время ситуация такова, что требуются самые решитель­ные действия. Необходима реализация крупномасштабных планов охраны природы Северо-Востока. По расчетам, основанным на детальном анализе видов нарушений естественных ландшафтов, с учетом динамики естест­венного восстановления фитоценозов и териокомплексов, расчетная сум­марная площадь охранных территорий должна составлять не менее 18-20% от общей площади региона. Только при этих условиях уникальные при­родные ландшафты Севера могут быть сохранены.

Предметом следующего этапа работы должно стать выявление особенностей функционирования биотического блока в экосистемах Севера в аспекте следующих связей: растительность - ее продуктивность - копыт­ные - хищники. Это позволит установить закономерности и характер рас­пределения крупных млекопитающих-фитофагов по ландшафтам, а внут­ри ландшафтов - по элементам рельефа и высотным поясам. Получение такой информации позволит судить о динамике и устойчивости всей эко­системы.

Для целей рационального управления природными процессами, созда­ния банка данных необходимо оперативное внедрение геоэкоинформационной технологии с одновременным развитием сети региональных геоинформационных систем. Построение таких геоинформационных региональных систем могло бы вестись по трем направлениям. Одно из них - формирование базы данных по ресурсному уровню биотического блока.

Другое наиболее важное направление - формирование банка данных по главным полипараметрам природной среды. Это предполагает наличие всесторонней количественной информации по различным функциональ­ным характеристикам экосистем. Разработка этого направления позволит определять характер изменений биоты за короткие интервалы времени, а по мере накопления информации - направление и ход происходящих в экосистемах процессов за длительный период, что позволит строить про­гноз.

Накопление данных об изменениях природных процессов позволит осуществлять поиск оптимальных вариантов хозяйственного освоения новых территорий Северо-Востока, установить очередность организации природоохранных территорий: заказников, заповедников, национальных парков и памятников природы.

Третье направление развития геоинформационной системы при исследованиях ландшафтов - это накопление информации о геокриологических почвообразовательных процессах в тундровых, горно-тундровых и по­именных ландшафтах. Цель накопления этой информации - установление общего хода протекающих процессов, наиболее характерные параметры которых могут быть использованы как моделируемые варианты для про­гноза изменений и возможной экстраполяции данных на сопредельные территории.

Организационный момент подготовки совещания

в координирующем органе

После выхода в свет распоряжения Совета Министров РСФСР и рас­сылки его в заинтересованные ведомства начинается период подготовки и выполнения прописанных поручений. Как отмечалось выше, координи­рующая роль в выполнении распоряжения записана за Госкомприродой РСФСР (ныне Госкомэкологии России). По получении правительственно­го распоряжения Председатель Госкомэкологии России поручает одному из своих заместителей, курирующих в Госкомитете заповедное дело, кон­троль за выполнением распоряжения Правительства, который в свою оче­редь устанавливает точную дату и время проведения совещания предста­вителей заинтересованных ведомств и организаций.

По понятным причинам названия ведомств и организаций могут не соответствовать официальным.

Наши рекомендации