Виды работы на семинарском занятии: научный доклад (5 б.), терминологический диктант (2 б.
Термины:
1. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата.
2. Венская конвенция об охране озонового слоя.
3. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
4. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения
5. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция)
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всемирная хартия природы».
7. Шестая программа действий Европейского Сообщества в области охраны окружающей среды
Литература:
1. Пуряева А.Ю. Экологическое право. – М.: Юстицинформ, 2012 г. − 312 с.
2. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.
3. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.
Тема 3. Право окружающей среды стран - членов Европейского Союза (2 часа).
Вопросы:
1. Экологическое право Германии.
2. Экологическое право Бельгии.
3. Экологическое право Франции.
4. Экологическое право Великобритании.
5. Экологическое право Дании.
6. Экологическое право Италии.
7. Экологическое право Испании.
8. Экологическое право Швеции, Финляндии.
9. Экологическое право Польши.
10. Экологическое право Ирландии.
11. Экологическое право Португалии.
Виды работы на семинарском занятии: видео-презентация (4 б.), составление плана и краткого содержания лекции (3 б.).
Литература:
1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.
2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.
Тема 4. Экологическое право США и Канады (2 часа).
Вопросы:
1. Разграничение компетенции в сфере охраны окружающей среды. История развития экологического законодательства.
2. Система органов экологического управления.
3. Права граждан в сфере охраны окружающей среды. Механизм их реализации. Судебная защита.
4. Правовые основы обращения с отходами.
5. Правовые требования в сфере обеспечения экологической безопасности. Охрана окружающей среды в энергетике. Экологические требования в промышленности.
6. Ответственность в сфере охраны окружающей среды.
7. История экологического праваКанады.
8. Разграничение полномочий между федеральным и правительствами провинций.
9. Концепция устойчивого развития и экологическое законодательство.
10. Экономические механизмы в обеспечении устойчивого развития.
11. Особенности охраны окружающей среды на землях аборигенов в Канаде.
12. Охрана лесов.
Виды работы на семинарском занятии: видео-презентация (4 б.), составление плана и краткого содержания лекции (3 б.).
Литература:
1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.
2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.
Тема 5. Право окружающей среды Китая, Японии, Индии (2 часа).
Вопросы:
1. Охрана окружающей среды в Китае.
2. Охрана окружающей среды в Индии.
3. Охрана окружающей среды в Японии.
4. Основные направления государственной политики в сфере улучшения качества окружающей среды.
5. Законодательство в сфере обращения с отходами.
Виды работы на семинарском занятии: составление концепции по улучшению экологической обстановки в указанных странах (7 б.).
Литература:
1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.
2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.
Тема 6. Экологическое право Швейцарии, Норвегии, Австралии (2 часа).
Вопросы:
1. Охрана окружающей среды в Швейцарии.
2. Охрана окружающей среды в Норвегии.
3. Охрана окружающей среды в Австралии.
4. Основные направления государственной политики в сфере качества водных ресурсов.
Виды работы на семинарском занятии: видео-презентация (4 б.), дискуссия о заимствовании положительного опыта для охраны окружающей среды в РФ (3 б.).
Литература:
1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.
2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.
Тема 7. Экологическое право стран – членов СНГ (3 часа).
Вопросы:
1. Основные источники права окружающей среды. (Экологический кодекс Республики Казахстан).
2. Организация государственного управления охраной окружающей средой. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды.
3. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.
4. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде.
5. Общая характеристика экологического права отдельных государств (Казахстан, Беларусь, Украина и др.).
Виды работы на семинарском занятии: видео-презентация (4 б.), дискуссия о кодификации законодательства в сфере охраны окружающей среды в РФ (3 б.).
Литература:
1. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.
2. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Примерный сценарий игры на тему: «К вопросу о создании совместного Российско-Американского природного парка «Берингия».
Цель. Подготовить предложения российской стороны и отработать с их учетом проекта Межправительственного Российско-Американского соглашения по вышеуказанной проблеме.
Деловая игра посвящена актуальной проблеме объединения совместных усилий государств в деле сохранения не только природы и природных ценностей, но и культурного наследия малочисленных народов Севера и их древних традиций. Естественно, что от участников игры потребуются теоретические знания основ экологического, административного, гражданского и конституционного права Российской Федерации, а также знания основ международного публичного права и международного экологического права.
Тема игры не мифическая, она реально существующая, но по ряду субъективных причин не доведенная до логического завершения, хотя процессу положено прочное начало.
Участникам игры будет предложено взять на себя функции компетентных специалистов различных направлений деятельности - уполномоченных представителей заинтересованных российских ведомств, учреждений и организаций, которые от их имени будут участвовать в процессе подготовки проекта Межправительственного соглашения.
Вариантов проведения игры может быть несколько, но наиболее целесообразным представляется один - в форме проведения служебных совещаний в головном координирующем российском ведомстве - Госкомэкологии России. Ввиду комплексности проблемы, необычной ее постановки в рамках международного права, а стало быть и неординарности выработки соответствующих решений, на деловую игру отводится 4 часа учебного времени.
В ходе подготовки к деловой игре и во время ее проведения студенты должны проанализировать реальное состояние дел в регионе по всем параметрам деятельности, находящейся в компетенции того или иного ведомства, учреждения или административного органа, чьи интересы было бы необходимо учесть в проекте Соглашения; должны хорошо ориентироваться в российском законодательстве, особенно в области экологического права, иметь представление об основных положениях международных актов. Коль скоро в деловой игре речь будет идти об особенностях экологии Севера, было бы целесообразно ознакомиться со специальной научной литературой, например, монографией Васьковского А.П., Волобуевой Н.Г., Железнова Н.К. и др. Проблемы изучения и охраны ландшафтов Северо-Востока СССР. Владивосток: ДВО АН СССР, 1988; Диков Н.Н. Чукотка в каменном веке//Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней. Новосибирск: Наука, 1974. С. 18-45; Железное Н.К. Дикий северный олень Чукотки и проблема его охраны //Повышение продуктивности звероводства и охотничье- промысловой фауны (Тр. ВСХИЗО: Вып. 138 и др.). 1977. С. 45-50.
В процессе подготовки к деловой игре студент целенаправленно пополняет арсенал своих теоретических знаний о законодательстве и нормативно-правовой базе, регулирующих охрану окружающей природной среды, об особенностях экологии Арктики. Участвуя в игре, студенты более прочно закрепляют свои знания о компетенции органов представительной и исполнительной власти всех уровней, включая органы местного самоуправления. И еще, что немаловажно, студенты получают представление о «кухне» прохождения бесчисленного множества процедур зарождения и подготовки международного двустороннего договора на конкретных и реальных примерах природоохранной деятельности двух государств. Умение достойно представить себя и свое учреждение на межведомственном совещании, внимательно слушать других участников, анализировать их точку зрения и сопоставлять со своей, грамотно и убедительно отстаивать интересы своего учреждения - все это есть обязательные атрибуты профессионализма будущего юриста, эколога, экономиста.
Краткая предыстория возникновения вопроса о создании международного проекта «Берингня»
Само название совместного проекта «Берингия» указывает на то, что речь идет о сотрудничестве двух государств на территориях, разделяемых Беринговым проливом - Чукотском автономном округе (РФ) и Аляской (США).
Что же сближает народы двух континентов, разделенных морским пространством государственными границами?
1.В далеком прошлом на месте Берингова пролива был узкий перешеек, соединявший два континента, через который свободно могли мигрировать дикие животные, переносившие при этом семена растений, беспрепятственно перемещаться аборигены-охотники, торговцы пушниной и иными продуктами своих промыслов.
До 1867 года Аляска входила в состав Российской Империи, а поэтому и на Чукотке, и на Аляске у населения сформировался определенный специфический уклад жизни, свои обычаи, культура. Море и государственные границы разделили многие семьи, родственные связи, но остались единые корни культуры и религии.
На Чукотке и на Аляске основной костяк населения составляют чукчи и эскимосы, и здесь, и там основными видами хозяйственной деятельности коренного населения являются морская охота (эскимосы), оленеводство (чукчи).
Итак, отмеченные историей факты объясняют причинность схожести на континентах флоры и фауны, людских судеб, культуры и жизненных интересов.
2.Несмотря на суровые климатические условия Арктики, рассматриваемые регионы омываются водами с весьма высокой биологической продуктивностью. Здесь обитают многочисленные косяки ценных рыб, огромные стада морских млекопитающих. Сюда, к Берингову проливу, устремляются на нерестилища многие виды китов, преодолевая большие расстояния из Индийского и Атлантического океана. Здесь пролегает путь перелетных птиц из Африки, Австралии, Южной Америки.
Чтобы правильно распорядиться такими богатствами природы дабы сохранить высокую биопродуктивность и биоразнообразие, будущим поколениям людей нужно объединить усилия народов, проживающих по разные стороны Берингова моря.
3.Удивительно богаты и недра обоих регионов. Здесь наличествуют нефть, железо, золото, ведутся поиски газовых месторождений. Рыночная экономика все чаще и чаще засылает в эти труднодоступные арктические районы предпринимателей для поиска и разработки полезных ископаемых континента и континентального шельфа, что приводит все в больших масштабах к разрушению и без того весьма хрупкой в этих местах природы, ввиду чего экология «выходит из строя» на десятки лет. Это пагубно сказывается на образе жизни коренного населения, причем такая тенденция характерна в большей или меньшей степени как для Чукотского автономного округа, так и для Аляски.
Все эти факты наталкивают на мысль об объединении усилий двух народов в едином стремлении остановить наступление промышленников на присвоение богатств, которые по праву должны принадлежать тем, кто здесь ведет летопись своего рода.
4.У народов двух континентов существует богатое культурно-историческое наследие, которое передавалось из поколения в поколение, но за последние десятилетия и даже столетие стало меркнуть и постепенно терять свое лицо. Например, все реже и реже встречается среди аборигенов древняя профессия резчиков по кости. Издревле богатые залежами мамонтовой кости территории становятся недоступными для местных мастеров, но зато здесь появляются все чаще заезжие заготовители столь ценного сырья (для сведения: 1 грамм слоновой кости стоит столько же, что и 1 грамм золота). Становится редким промыслом для аборигенов и золотодобыча.
Как жили на своих исконных землях предки, какова была их культура, как они обустраивали свои жилища, какими были их традиционные промыслы и орудия этих промыслов? Узнать об этом и воссоздать былые традиции - это задача этнографов, археологов, историков и работников культуры. А чтобы работа в этом направлении была более плодотворной, было бы целесообразно объединить усилия соответствующих специалистов обоих регионов.
5. И какой же может быть разумный выход из складывающейся столь неблагополучной ситуации?
Наиболее перспективный путь видится в поиске форм сближения некогда родственных по крови и культуре народов на основе общих интересов сохранить отдельные природные комплексы в первозданном виде. Ключ к решению проблемы, таким образом, был найден.
В конце 80-х годов во время визита в США Президента СССР М.С. Горбачева было подписано с Президентом США Дж. Бушем Заявление о намерении создать совместный Российско-Американский природный парк «Берингия».
Вскоре вышло соответствующее распоряжение Совета Министров РСФСР, которым поручалось Госкомприроде РСФСР совместно с рядом заинтересованных ведомств и организаций разработать программу действий российской части проекта сотрудничества с американской стороной и представить на рассмотрение Правительства РСФСР проект Межправительственного соглашения о создании совместного Российско-Американского природного парка.
Эколого-экономическая ситуация на северо-востоке России
Перемещение энергетической и сырьевой базы страны на северо-восток вызывает необходимость ускоренного развития экономики региона. Однако это развитие в настоящее время немыслимо без выработки единой стратегии рационального природопользования.
За два последних десятилетия на Крайнем Северо-Востоке за счет развития горнопромышленных работ, разработки термокарстовых озер, освоения пришельфовой зоны, интенсификации поиска нефти и газа значительно расширился круг нерешенных экологических проблем, поскольку до настоящего времени при строительстве сколько-нибудь значительного инженерного сооружения и любом виде природопользования не проводятся оценка минеральных и биологических ресурсов и в целом эколого-экономическая экспертиза.
В связи с этим необходимо отметить, что ускоренное развитие промышленности вызывает подчас не только эколого-экономические, но и политические проблемы. Так, развитие горной промышленности, технизация сельского хозяйства, все более активное применение гусеничного транспорта вызывают наряду со многими другими важными проблемами еще и проблему сокращения пастбищ для оленей. Предполагаемое строительство гидростанций на ряде рек приведет к затоплению огромных, в том числе обжитых, пространств. Все эти существующие и предполагаемые последствия приводят к ломке или даже уничтожению многовекового уклада жизни коренного населения.
Что же касается собственно экологических проблем, то уже сегодня следствием нерачительного ведения хозяйства явились процессы необратимого характера, вызвавшие на Севере пока лишь локальные экологические кризисы. В дальнейшем сохранение такого положения приведет к увеличению числа локальных кризисов, генерированию отрицательных процессов и распространению их на сопряженные территории.
Однако эколого-экономические проблемы на Севере определяются не только развитием новых отраслей народного хозяйства, но и традиционных форм хозяйствования, таких, как оленеводство, охотничий и морской промыслы, которые находятся сегодня на стадии перехода от экстенсивной формы к интенсивной. В связи с этим для оленеводства, например, одной из наиболее важных проблем является определение поголовья оленей с учетом продуктивности пастбищ в настоящем и будущем (состояние развития охотничьего и морского промыслов сегодня вызывает необходимость разработки тактики охраны животных).
Наличие перечисленных проблем с учетом того обстоятельства, что природа Севера особо ранима, неустойчива но отношению к внешним воздействиям, позволяет выделить Крайний Северо-Восток в особый природно-хозяйственный район Дальнего Востока со строгим режимом использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Это предполагает необходимость оценки потенциальных возможностей территории для промышленности и сельского хозяйства и прогноза климатических региональных катастроф.
Как было сказано выше, интенсивное развитие новых отраслей промышленности и особенности развития традиционных отраслей, народного хозяйства с учетом особой ранимости природы Севера выдвигают на первый план проблему разработки единой стратегии рационального природопользования и охраны окружающей среды.
К настоящему времени во многих районах Крайнего Северо-Востока в связи с различными видами хозяйственного освоения (с учетом площадей дигрессивных пастбищ, пожаров) 45-50% ландшафтов может быть отнесено к антропогенным. А если учесть, что в ближайшем будущем, точнее к 2000 году, ожидается увеличение их количества за счет освоения нефтегазоносных районов, то в целях сохранения уникальных природных образований от разрушения, обеспечения экологического равновесия экосистем, сеть природоохранных территорий на Северо-Востоке должна быть расширена в ближайшем пятилетии.
В настоящее время ситуация такова, что требуются самые решительные действия. Необходима реализация крупномасштабных планов охраны природы Северо-Востока. По расчетам, основанным на детальном анализе видов нарушений естественных ландшафтов, с учетом динамики естественного восстановления фитоценозов и териокомплексов, расчетная суммарная площадь охранных территорий должна составлять не менее 18-20% от общей площади региона. Только при этих условиях уникальные природные ландшафты Севера могут быть сохранены.
Предметом следующего этапа работы должно стать выявление особенностей функционирования биотического блока в экосистемах Севера в аспекте следующих связей: растительность - ее продуктивность - копытные - хищники. Это позволит установить закономерности и характер распределения крупных млекопитающих-фитофагов по ландшафтам, а внутри ландшафтов - по элементам рельефа и высотным поясам. Получение такой информации позволит судить о динамике и устойчивости всей экосистемы.
Для целей рационального управления природными процессами, создания банка данных необходимо оперативное внедрение геоэкоинформационной технологии с одновременным развитием сети региональных геоинформационных систем. Построение таких геоинформационных региональных систем могло бы вестись по трем направлениям. Одно из них - формирование базы данных по ресурсному уровню биотического блока.
Другое наиболее важное направление - формирование банка данных по главным полипараметрам природной среды. Это предполагает наличие всесторонней количественной информации по различным функциональным характеристикам экосистем. Разработка этого направления позволит определять характер изменений биоты за короткие интервалы времени, а по мере накопления информации - направление и ход происходящих в экосистемах процессов за длительный период, что позволит строить прогноз.
Накопление данных об изменениях природных процессов позволит осуществлять поиск оптимальных вариантов хозяйственного освоения новых территорий Северо-Востока, установить очередность организации природоохранных территорий: заказников, заповедников, национальных парков и памятников природы.
Третье направление развития геоинформационной системы при исследованиях ландшафтов - это накопление информации о геокриологических почвообразовательных процессах в тундровых, горно-тундровых и поименных ландшафтах. Цель накопления этой информации - установление общего хода протекающих процессов, наиболее характерные параметры которых могут быть использованы как моделируемые варианты для прогноза изменений и возможной экстраполяции данных на сопредельные территории.
Организационный момент подготовки совещания
в координирующем органе
После выхода в свет распоряжения Совета Министров РСФСР и рассылки его в заинтересованные ведомства начинается период подготовки и выполнения прописанных поручений. Как отмечалось выше, координирующая роль в выполнении распоряжения записана за Госкомприродой РСФСР (ныне Госкомэкологии России). По получении правительственного распоряжения Председатель Госкомэкологии России поручает одному из своих заместителей, курирующих в Госкомитете заповедное дело, контроль за выполнением распоряжения Правительства, который в свою очередь устанавливает точную дату и время проведения совещания представителей заинтересованных ведомств и организаций.
По понятным причинам названия ведомств и организаций могут не соответствовать официальным.