Технология составления МЭП

медико-экологическая программа включает в себя три основных раздела:

· целевой - цели и задачи программы,

· программный - комплекс мероприятий,

· ресурсный - бюджет программы.

Алгоритм действий по составлению МЭП:

1) Формирование целей программы (главная цель отражена в названии программы).

2) Обоснование актуальности и своевременности данной цели (ана­литическая записка).

3) Составление проекта программы с группировкой вопросов поих зна­чимости.

Социально-экономические и экологические мероприятия.

В эту группу входят вопросы по мероприятиям с крупными капитало­вложениями и длительными сроками исполнения. В частности, это при­родоохранные меры (государственные, планировочные, организацион­ные, санитарно-технические, технологические), строительство и ре­конструкция образовательных, внешкольных и спортивных сооружений, Сюда также включаются вопросы социальной поддержки малообеспеченных семей, детей-сирот и инвалидов.

Санитарно-гигиенические мероприятия.

В эту группу входят мероприятия по оптимизации условий воспита­ния и обучения детей и подростков. Это обеспечение детских учреждений необходимым оборудованием, мебелью, улучшение микроклимата и освещения, питания, физического воспитания, создание групп прод­ленного дня, совершенствование обучения здоровому образу жизни и т.д.

Медицинские мероприятия.

В эту группу входят мероприятия по медицинскому обеспечению и совершенствованию лечебно-оздоровительной работы. Главнымиизних являются кадровые вопросы, повышение квалификации медицинского персонала учреждений для детей и подростков, организация про­филактических осмотров, внедрение современных методов (в т.ч. скрининг-тестов) обследований, приобретение медицинского оборудо­вания для медицинских блоков образовательных учреждений, разра­ботка рекомендаций по оздоровлению часто болевших детей и других контингентов, нуждающихся в лечении и оздоровлении, по медико-био­логической реабилитации детей и подростков.

4. Определение и уточнение инстанций (исполнителей) медико-экологической программы.

5. Согласование проекта МЭП с исполнителями и экспертная проработ­ка технологии выполнения рекомендаций и конкретных мероприятий.

6. Уточнение и доработка вопросов, которые не удалось согласовать.

7. Разработка ресурсного раздела программы на основании экономи­ческого анализа, расчета и обоснования затрат на реализацию конкретных мероприятий.

8. Распределение бюджета по исполнителям.

9. Экспертная проработка вопросов кадрового обеспечения.

10. Предварительное обсуждение и согласование программных вопросов с местными органами власти с последующей публикацией в регио­нальной прессе.

11. Оформление и официальное утверждение программ. МЭП - директив­ный, адресный, плановый документ, в котором предусматривается комплекс взаимосвязанных организационных, экологических, со­циальных, экономических, технических и медицинских мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам выполнения и нап­равленных на решение приоритетных проблем детского и подрост­кового населения.

12. Сценка эффективности реализации программы.

7.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКРИНИНГ-ТЕСТОВ ПРИ МАССОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

7.1. Цель и задачи применения скрининг-тестов

Среди медицинских программ, ориентированных на популяционный уровень исследований, наиболее важными являются программы скрининга, так как они включают большие массы людей, основаны на применении медико-профилактических мероприятий и направлены на снижение распространенности заболеваний.

Скрининг – это обследование людей, не считающих себя больными и не обращающихся к врачам, с целью выявления среди них больных для проведения раннего лечения или для иного предотвращения нежелательных событий.

Цель скрининга – осуществить первичный отбор лиц с подозрением на заболевание для проведения им углубленного обследования.

Для скрининга применяют специальные тесты, которые должны соответствовать следующим требованиям:

· экономическая приемлемость;

· атравматичность;

· не обязательно высокая специфичность.

В настоящее время выделяют следующие виды скрининговых исследований:

Ø массовый скрининг – это массовое обследование населения, здорового или же имеющего какие-либо отклонения, но не страдающего от данной патологии.

Ø перспективный скрининг – это выявление среди населения скрытых или недиагносцированных форм заболевания, установление ФР, способствующих возникновению хронических заболеваний.

Ø однопрофильный скрининг – система мероприятий для выявления отдельных заболеваний или болезненных изменений.

Ø многопрофильный скрининг – исследование с использованием нескольких тестов для выявления ряда заболеваний.

Одним из важнейших звеньев охраны здоровья детей является ран­нее выявление отклонений в состоянии их здоровья для наиболее эф­фективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий.

Отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возрастов выявляются главным образом при обязательных массовых ме­дицинских осмотрах детей в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также при ежегодных обследованиях школьников.

Скрининг-программы для массового обследования детских контингентов составляются в соответствии с задачами профилактики и ранне­го выявления наиболее часто встречающейся у детей патологии.

Использование скрининг-тестов при массовых медицинских осмот­рах обеспечивает предварительное выделение в детских коллективах (из условно здорового контингента) лиц, у которых наличие искомого тестом отклонения наиболее вероятно. Окончательный же диагноз уста­навливается педиатром или узкими специалистами после дополнитель­ных специальных обследований.

Предлагаемые скрининг-тесты позволяют выделить при массовых об­следованиях группы детей и подростков, у которых наиболее вероят­но наличие ряда отклонений со стороны нервной, сердечно-сосудистой. пищеварительной, мочевыделительной систем, ЛОР-органов, органов зрения, физического развития, опорно-двигательного аппарата, а так­же аллергических заболеваний и реакций.

Контроль за состоянием здоровья на основе массовых скрининг-тестов предусматривает новый принцип организации углубленных меди­цинских осмотров детей дошкольного возраста (как посещающих, так и не посещающих дошкольные учреждения) и учащихся общеобразователь­ных учреждений именно этапность обследования:

1 этап- обследование всех детей по скрининг-программе, ко­торое проводится в основном средним медицинским персоналом дошколь­ного учреждения, школы, поликлиники.

2 этап- обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов. врачом дошкольного учреждения, школы, педиатром поликли­ники.

3 этап- обследование узкими специалистами поликлиники де­тей, направленных из дошкольного учреждения, школы, а также педи­атром поликлиники на консультацию.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья, выявленными с помощью скрининг-тестов после уточнения диагноза, по показаниям, должны быть взяты на диспансерный учет и получать необходимое ле­чение. При проведении массовых медицинских осмотров может исполь­зоваться базовая скрининг-программа доврачебного медицинского об­следования, а также расширенная скрининг-программа с использова­нием дополнительных медицинских,психологических и медико-педаго­гических тестов.

7.2. Содержание базовой скрининг-программы доврачебного медицин­ского обследования

1. Анкетный тест - опрос родителей и учащихся с помощью спе­циальной анкеты для выявления лиц, в той или иной степени вероятности имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, и формирования групп повышенного риска.

Сущность анкетного метода заключается в заполнении специально разработанных анкет, позволяющих выявить отдельные признаки заболеваний. Количество признаков в анкете должно быть оптимальным, а вопросы в них формулируются предельно просто и доходчиво для респондентов без потери своего предназначения.

Анкетный скрининг должен быть многоэтапным, причем на первом этапе целесообразно использовать анкеты, цель которых – разделить обследуемых на здоровых и лиц с подозрением на наличие заболевания. Отнесенные ко второй группе после врачебного осмотра должны быть направлены на дообследование по профилю предполагаемого заболевания. На этом этапе могут быть использованы целевые или профильные анкеты, а затем и более подробные опросные листы для целенаправленного углубленного обследования.

В качестве скрининга могут быть использованы разработанные анкеты, а также прогностические шкалы наличия патологических и донозологических состояний. Для примера приведена шкала прогноза витаминодефицитных состояний у детей (таблица 4).

Таблица 4

Наши рекомендации