Технология составления МЭП
медико-экологическая программа включает в себя три основных раздела:
· целевой - цели и задачи программы,
· программный - комплекс мероприятий,
· ресурсный - бюджет программы.
Алгоритм действий по составлению МЭП:
1) Формирование целей программы (главная цель отражена в названии программы).
2) Обоснование актуальности и своевременности данной цели (аналитическая записка).
3) Составление проекта программы с группировкой вопросов поих значимости.
Социально-экономические и экологические мероприятия.
В эту группу входят вопросы по мероприятиям с крупными капиталовложениями и длительными сроками исполнения. В частности, это природоохранные меры (государственные, планировочные, организационные, санитарно-технические, технологические), строительство и реконструкция образовательных, внешкольных и спортивных сооружений, Сюда также включаются вопросы социальной поддержки малообеспеченных семей, детей-сирот и инвалидов.
Санитарно-гигиенические мероприятия.
В эту группу входят мероприятия по оптимизации условий воспитания и обучения детей и подростков. Это обеспечение детских учреждений необходимым оборудованием, мебелью, улучшение микроклимата и освещения, питания, физического воспитания, создание групп продленного дня, совершенствование обучения здоровому образу жизни и т.д.
Медицинские мероприятия.
В эту группу входят мероприятия по медицинскому обеспечению и совершенствованию лечебно-оздоровительной работы. Главнымиизних являются кадровые вопросы, повышение квалификации медицинского персонала учреждений для детей и подростков, организация профилактических осмотров, внедрение современных методов (в т.ч. скрининг-тестов) обследований, приобретение медицинского оборудования для медицинских блоков образовательных учреждений, разработка рекомендаций по оздоровлению часто болевших детей и других контингентов, нуждающихся в лечении и оздоровлении, по медико-биологической реабилитации детей и подростков.
4. Определение и уточнение инстанций (исполнителей) медико-экологической программы.
5. Согласование проекта МЭП с исполнителями и экспертная проработка технологии выполнения рекомендаций и конкретных мероприятий.
6. Уточнение и доработка вопросов, которые не удалось согласовать.
7. Разработка ресурсного раздела программы на основании экономического анализа, расчета и обоснования затрат на реализацию конкретных мероприятий.
8. Распределение бюджета по исполнителям.
9. Экспертная проработка вопросов кадрового обеспечения.
10. Предварительное обсуждение и согласование программных вопросов с местными органами власти с последующей публикацией в региональной прессе.
11. Оформление и официальное утверждение программ. МЭП - директивный, адресный, плановый документ, в котором предусматривается комплекс взаимосвязанных организационных, экологических, социальных, экономических, технических и медицинских мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам выполнения и направленных на решение приоритетных проблем детского и подросткового населения.
12. Сценка эффективности реализации программы.
7.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКРИНИНГ-ТЕСТОВ ПРИ МАССОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
7.1. Цель и задачи применения скрининг-тестов
Среди медицинских программ, ориентированных на популяционный уровень исследований, наиболее важными являются программы скрининга, так как они включают большие массы людей, основаны на применении медико-профилактических мероприятий и направлены на снижение распространенности заболеваний.
Скрининг – это обследование людей, не считающих себя больными и не обращающихся к врачам, с целью выявления среди них больных для проведения раннего лечения или для иного предотвращения нежелательных событий.
Цель скрининга – осуществить первичный отбор лиц с подозрением на заболевание для проведения им углубленного обследования.
Для скрининга применяют специальные тесты, которые должны соответствовать следующим требованиям:
· экономическая приемлемость;
· атравматичность;
· не обязательно высокая специфичность.
В настоящее время выделяют следующие виды скрининговых исследований:
Ø массовый скрининг – это массовое обследование населения, здорового или же имеющего какие-либо отклонения, но не страдающего от данной патологии.
Ø перспективный скрининг – это выявление среди населения скрытых или недиагносцированных форм заболевания, установление ФР, способствующих возникновению хронических заболеваний.
Ø однопрофильный скрининг – система мероприятий для выявления отдельных заболеваний или болезненных изменений.
Ø многопрофильный скрининг – исследование с использованием нескольких тестов для выявления ряда заболеваний.
Одним из важнейших звеньев охраны здоровья детей является раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья для наиболее эффективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий.
Отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возрастов выявляются главным образом при обязательных массовых медицинских осмотрах детей в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также при ежегодных обследованиях школьников.
Скрининг-программы для массового обследования детских контингентов составляются в соответствии с задачами профилактики и раннего выявления наиболее часто встречающейся у детей патологии.
Использование скрининг-тестов при массовых медицинских осмотрах обеспечивает предварительное выделение в детских коллективах (из условно здорового контингента) лиц, у которых наличие искомого тестом отклонения наиболее вероятно. Окончательный же диагноз устанавливается педиатром или узкими специалистами после дополнительных специальных обследований.
Предлагаемые скрининг-тесты позволяют выделить при массовых обследованиях группы детей и подростков, у которых наиболее вероятно наличие ряда отклонений со стороны нервной, сердечно-сосудистой. пищеварительной, мочевыделительной систем, ЛОР-органов, органов зрения, физического развития, опорно-двигательного аппарата, а также аллергических заболеваний и реакций.
Контроль за состоянием здоровья на основе массовых скрининг-тестов предусматривает новый принцип организации углубленных медицинских осмотров детей дошкольного возраста (как посещающих, так и не посещающих дошкольные учреждения) и учащихся общеобразовательных учреждений именно этапность обследования:
1 этап- обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводится в основном средним медицинским персоналом дошкольного учреждения, школы, поликлиники.
2 этап- обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов. врачом дошкольного учреждения, школы, педиатром поликлиники.
3 этап- обследование узкими специалистами поликлиники детей, направленных из дошкольного учреждения, школы, а также педиатром поликлиники на консультацию.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья, выявленными с помощью скрининг-тестов после уточнения диагноза, по показаниям, должны быть взяты на диспансерный учет и получать необходимое лечение. При проведении массовых медицинских осмотров может использоваться базовая скрининг-программа доврачебного медицинского обследования, а также расширенная скрининг-программа с использованием дополнительных медицинских,психологических и медико-педагогических тестов.
7.2. Содержание базовой скрининг-программы доврачебного медицинского обследования
1. Анкетный тест - опрос родителей и учащихся с помощью специальной анкеты для выявления лиц, в той или иной степени вероятности имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, и формирования групп повышенного риска.
Сущность анкетного метода заключается в заполнении специально разработанных анкет, позволяющих выявить отдельные признаки заболеваний. Количество признаков в анкете должно быть оптимальным, а вопросы в них формулируются предельно просто и доходчиво для респондентов без потери своего предназначения.
Анкетный скрининг должен быть многоэтапным, причем на первом этапе целесообразно использовать анкеты, цель которых – разделить обследуемых на здоровых и лиц с подозрением на наличие заболевания. Отнесенные ко второй группе после врачебного осмотра должны быть направлены на дообследование по профилю предполагаемого заболевания. На этом этапе могут быть использованы целевые или профильные анкеты, а затем и более подробные опросные листы для целенаправленного углубленного обследования.
В качестве скрининга могут быть использованы разработанные анкеты, а также прогностические шкалы наличия патологических и донозологических состояний. Для примера приведена шкала прогноза витаминодефицитных состояний у детей (таблица 4).
Таблица 4