Ответственность за нарушение лесного законодательства
Статья 113. Нарушения в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения
1. Нарушениями в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения являются:
1) уничтожение или повреждение лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде;
2) купля-продажа, дарение, залог, самовольное занятие и обмен участков государственного лесного фонда, а также самовольная переуступка права осуществления лесных пользований, нарушающие права государственной собственности на леса;
3) незаконное использование участков государственного лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и других целей без надлежащего разрешения;
4) повреждение деревьев и кустарников, незаконная порубка леса, в том числе поврежденного пожаром, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения, подроста и самосева на площадях, предназначенных для воспроизводства лесов и лесоразведения;
5) уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности;
6) умышленное уничтожение или повреждение лесного фонда, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами;
7) нарушение требований пожарной безопасности и санитарных правил в лесах;
8) нарушение порядка, установленного законодательством Республики Казахстан, использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, второстепенных древесных ресурсов, древесных соков на участках государственного лесного фонда;
9) нарушение сроков возврата временно занимаемых участков лесного фонда или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
10) повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда;
11) самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях лесного фонда;
12) самовольный сбор лекарственных растений и технического сырья на участках государственного лесного фонда, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;
13) нарушение порядка и сроков воспроизводства лесов на вырубках и других угодьях государственного лесного фонда, предназначенных для воспроизводства лесов и лесоразведения;
14) уничтожение полезной для леса фауны;
15) повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание, либо засорение лесов;
16) уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда;
17) осуществление лесопользования на участках государственного лесного фонда не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными разрешительными документами;
18) строительство и эксплуатация объектов, приведших к вредному воздействию на состояние и воспроизводство лесов;
19) нарушение порядка, утвержденного уполномоченным органом, отвода и таксации лесосек на участках государственного лесного фонда;
20) заготовка древесины на участках государственного лесного фонда в размерах, превышающих расчетную лесосеку.
2. Законами Республики Казахстан может быть установлена ответственность и за иные нарушения в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения.
50. Понятия и общая характеристика правового режима использования и охраны животного мира
Юридическое понятие животного мира определяется совокупностью живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они:
а) являются компонентами окружающей среды;
б) находятся в состоянии естественной свободы.
Под охрану Закона «Об охране, воспроизводстве животного мира», введенного в действие 7.12.1993 г., берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Круг интересов, охватываемых сферой этого закона, весьма широк и разнообразен. Он определяет порядок и условия организации и ведения охоты и охотничьего хозяйства, рыболовства и рыбного хозяйства. В нем впервые в законодательном порядке решены все важнейшие вопросы охраны, воспроизводства и использования не только самих диких животных (водной и наземной фауны), но и среды их обитания.
Законодательство о животном мире не предусматривает частной собственности на объекты животного мира. Животный мир в пределах Казахстана является госсобственностью. Одной из характерных особенностей животного мира является миграция его объектов через границу субъектов РК и государственные границы.
Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира, в соответствии с Законом «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», являются государственный учет, государственный кадастр, государственный мониторинг объектов животного мира, нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания, экологическая экспертиза, государственный контроль в данной области.