Оптимизация регулировок основных систем двигателя, как способ снижения вредных выбросов
В настоящее время автопроизводители и поставщики проводят очень дорогие исследования и разработки для соблюдения действующих и перспективных норм токсичности ОГ. Чем жестче становятся требования законодательства, тем больше требуется затрат (в том числе технических) на их соблюдение. Достигнутые за последние годы успехи были отмечены «легко» реализуемыми возможностями. В будущем необходимо выбирать новые пути, что также включает в себя разработку новых методов организации процессов сгорания и новые решения в «старых» системах
Таблица №3 - Меры по уменьшению вредных выбросов у бензиновых двигателей
Возможность уменьшения вредных выбросов | Эффект, результат, примечание |
Электронный впрыск бензина, адаптивные системы, регулирование крутящего момента двигателя | Самое точное дозирование топлива на всех режимах и при любых нагрузках с соблюдением окружающих условий (системы Motronic), системы OBD, использование системы E-Gas для двигателей с регулировкой крутящего момента |
Непосредственный впрыск бензина (по стенке, в воздушном потоке, струйный) | возможны слишком бедные смеси в диапазоне частичной нагрузки отсутствие дроссельной заслонки богатая готовая к воспламенению смесь только на свече зажигания в целом смесь в камере сгорания бедная (GDI или FSI) |
Конструкция камеры сгорания | · маленькие, компактные, куполообразные камеры сгорания · из-за большой турбулентности могут вырасти компрессия и тепловой КПД |
Положение свечей зажигания | центральное положение свечей зажигания обеспечивает короткий путь пламени компрессия и тепловой КПД могут увеличиться без опасности детонации |
Многоклапанная техника | предполагает компактные камеры сгорания и центральное положение свечей зажигания из-за большой турбулентности получается очень хорошее смешивание компрессия и тепловой КПД могут увеличиться без опасности детонации |
Оптимизированная конструкция впускного коллектора (регулируемые системы всасывания) | использование эффекта наддува использование полностью регулируемых впускных коллекторов (напр. Multi Ram) создание целенаправленной турбулентности воздуха (завихрение) |
Регулируемая геометрия турбины (VTG), регулируемая геометрия компрессора, ступенчатый наддув, регистровый наддув, сочетание механического наддува и турбонаддува | независимое от оборотов регулирование давления наддува наддув высокого давления при непосредственном впрыске топлива в настоящее время имеются проблемы с материалом из-за высокой температуры ОГ у бензиновых двигателей — до 1050°С возможны небольшие рабочие объемы с высокими мощностями и моментами, уменьшение размеров (напр. система TSI концерна VW) |
Регулируемые фазы газораспределения (цель — избавиться от распределительного вала, но идея пока на стадии разработки) | рассматриваются электрические, электрогидравлические или электропневматические клапанные приводы без распределительного вала на низких оборотах топливо не попадает в систему выпуска, из-за чего снижается выброс углеводородов на высоких оборотах ОГ могут оставаться в цилиндре и из-за этой внутренней рециркуляции ОГ могут снизиться выбросы оксидов азота возможно управление наполнением без дроссельной заслонки с регулировкой хода клапана (напр. Valvetronic у BMW) оптимальное наполнение во всех диапазонах нагрузок и оборотов |
Отключение цилиндров или регулируемое сжатие | повышение КПД каждого цилиндра более оптимальное адаптирование к текущим оборотам и нагрузкам двигателя использование эксцентрично расположенных коленвалов концепция SVC концерна Saab со степенью сжатия 8:1-14:1 |
Подача воздуха в ОГ незадолго до или сразу после их выхода из цилиндра (система впуска добавочного воздуха) | реализация термического дожига в выпускной трубе СН и СО окисляются при температурах выше 600°С, в результате получаются СO2 и Н2O в фазе холодного запуска катализатор быстрее нагревается до рабочей температуры |
Рециркуляция ОГ (внутренняя, внешняя, с охлаждением) | отработавшие газы относятся к инертным (негорючим) газам снижается пиковая температура в камере сгорания и, соответственно, условие образования оксидов азота снижается также заполнение цилиндров свежей порцией смеси макс, процент рециркуляции ОГ10 — 15 % у бензиновых двигателей, 30-50% у дизельных двигателей и до 30% у бензиновых двигателей с непосредственным впрыском бензина более высокий процент — до 70% — теоретически возможен в определенных рабочих точках самовоспламенение от ОГ при методе САI |
Сокращение фазы прогрева, охлаждение с программным управлением, термоуправление | предотвращение масляного и водяного охлаждения в фазе прогрева снижение выбросов СО, СН и расхода топлива использование насосов охлаждающей жидкости с электроприводом катализатор быстрее нагревается до рабочей температуры электронный термостат и насос охлаждающей жидкости с электроприводом электронное термоуправление охлаждением |
Система зажигания с программным управлением, регулирование детонации и более оптимальное регулирование угла опережения зажигания, регулируемые зазоры между электродами свечей, лазерное зажигание или многократное зажигание | стабильно высокий уровень энергии искры при любых нагрузках и оборотах, нет износа оптимальный момент зажигания для всех возможных режимов работы с регулировкой детонации компрессия и КПД могут повыситься без риска повреждения двигателя вплоть до физико-технических пределов смещение угла зажигания в фазе прогрева в сторону более «позднего» для повышения температуры ОГ и нагрева катализатора очень большая энергия зажигания у новых систем |
Уменьшение внутреннего трения в двигателе и потерь во вспомогательных агрегатах | новые материалы — напр. керамические клапаны, углеродные поршни, новые технологии нанесения покрытий на гильзы цилиндров и пр. подключаемые вспомогательные агрегаты, такие как сервонасосы и насосы охлаждающей жидкости |
Снижение оборотов за счет 5- или 6-ступенчатой КПП или АКПП (также бесступенчатой АКПП) | снижение трения в двигателе потребление мощности вспомогательными агрегатами падает достижение одинакового момента при меньших оборотах |
Системы Start-Stop, система прямого пуска | прерывание подачи топлива при выключенном двигателе прямой запуск путем поджигания смеси в камере сгорания и щадящее использование механической и электрической систем запуска |
Новые методы организации процесса сгорания, такие как контролируемое самовоспламенение (CAI); (HCCI) | однородное поджигание смеси в диапазоне частичной нагрузки горячими ОГ или горячим воздухом в камере сгорания однородное самовоспламенение смеси |
Различные системы катализаторов | каталитическое дожигание и преобразование вредных веществ в неядовитые компоненты |
В таблице показаны некоторые технические меры по снижению расхода топлива и выбросов вредных веществ для бензиновых двигателей, уже выпускаемых серийно или разрабатываемых для серийного выпуска. Зачастую прогресс в снижении расхода топлива и выбросов вредных веществ при работе двигателей дают только комбинации различных мер.