Понятие и признаки административного правонарушения
Тема IX
Основы административного права
Понятие и предмет административного права
Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Предмет административного права составляет широкий круг общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при осуществлении государственного управления. По своей направленности и целям регулирования их нормами административного права управленческие отношения могут быть как внешними, так и внутриорганизационными.
Рис. 1. Предмет административного права
Внешниминазываются отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти:
ü между различными органами исполнительной власти (соподчиненными и несоподчиненными);
ü между органами исполнительной власти и гражданами;
ü между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении предприятиями, учреждениями и организациями;
ü между органами исполнительной власти и органами судебной власти;
ü между органами исполнительной власти и негосударственными организациями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Внутренние (внутриорганизационные или внутрисистемные) управленческие отношения возникают в процессе деятельности не только органов исполнительной власти, но и субъектов законодательной (представительной) и судебной властей, а также органов прокуратуры при руководстве ими их аппаратами.
Общая характеристика кодекса об административных правонарушениях
Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г., вступил в действие 01 июля 2002 г., последняя редакция ред. от 28.11.2009г.
Состоит из 5-ти разделов, 32 глав и статей.
Раздел I. Общие положения – устанавливает основные принципы, задачи законодательства об административных правонарушениях. Устанавливает положения об административном правонарушении, ответственности и наказании.
Раздел II. Особенная часть – устанавливает перечень отдельных видов административных правонарушений и наказания за них.
Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях – правовое обеспечение административного процесса.
Раздел V. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях – устанавливает порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
Понятие и признаки административного правонарушения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
- антиобщественность. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства, является антиобщественным;
- противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), которые охраняются мерами административной ответственности;
- виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве АП только в том случае, если имеет место вина данного лица, т. е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности;
- наказуемость деяния. АП признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена АО.
Под составом АП понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.
Объект АП - общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами АО (общий объект). Объектами административных правонарушений, согласно ст. 1.2 являются:
- защита личности;
- охрана прав и свобод человека и гражданина;
- охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- защита общественной нравственности;
- охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти; общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
- защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
Объективная сторона АП заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.
Субъектом АП является лицо, его совершившее. По действующему законодательству субъектами АП признаются коллективные и индивидуальные субъекты. Коллективные субъекты - юридические лица и иные коллективные образования. Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
Субъективная сторона АП - психологическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям.
При этом в ст.2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм: но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».