Малые города на самообеспечении
В постиндустриальном мире останутся и города, но не такие, как сегодня, а гораздо меньшего размера. Скорее, они будут походить на европейские города эпохи Ренессанса. Например, Флоренцию в период расцвета ее культуры населяло всего 35-45 000 человек.
Еще в 1948 году в неопубликованном эссе «Интерпретация „Бхагавад-гиты"» Шрила Прабхупада говорил о создании самодостаточной городской общины, живущей в соответствии с духовным учением «Бхагавад-гиты», и назвал этот город будущего Гита-Нагари («Гитаградом»). «Община Гита-Нагари должна показать, что Бог, природа и живые существа отнюдь не противостоят друг другу и могут сосуществовать гармонично, как полное целое», — писал он.
Духовным центром общины должен стать храм Господа Кришны, поведавшего бессмертное учение «Бхагавад-гиты» Своему другу и преданному слуге Арджуне. В Гита-Нагари по-
строят и свое образовательное учреждение, «Школу Гиты», где, по плану Шрилы Прабхупады, «будут бесплатно учиться и жить дети членов общины».
На молодых преданных и уже отошедших от дел людей пожилого возраста лягут обязанности, связанные с поклонением в храме, обучением, а также написанием и изданием книг. Другие члены общины, в особенности семейные люди, возьмут на себя заботу об экономическом развитии (прежде всего, защите коров и сельском хозяйстве) и управленческую деятельность.
В 1970 году в Майяпуре (Западная Бенгалия) Шрила Пра-бхупада начал строительство духовного города по образцу Ги-та-Нагари.
Для членов Движения сознания Кришны Майяпур имеет особое значение. Именно здесь в 1486 году родился Шри Чай-танья Махапрабху, которого почитают как воплощение Бога. Шри Чайтанья наводнил всю Индию пением мантры Харе Кришна и просил своих последователей донести ее до каждого города и деревни мира.
Сегодня центром Майяпура, в котором постоянно живут несколько сотен человек, является храм Кришны и увенчанное куполом здание мемориала Шрилы Прабхупады. Есть в нем и три больших гостиницы, рассчитанные на 1 200 посетителей. Гостиницы утопают в зелени пышных ухоженных парков и садов. С 1982 по 1992 годы этот духовный центр посетило двенадцать миллионов человек.
Майяпур почти полностью обеспечивает себя злаками, фруктами, овощами и молочными продуктами. Для пахотных работ и перевозки грузов используют волов.
Хлопчатобумажная одежда для местных жителей и гостей изготавливается на 45 ручных ткацких станках. В городе также выращивают цветы для поклонения в храме и развивают ремесла. Кроме того, благодаря собственному печатному станку, налажено издание книг и журналов.
Планируется, что со временем Майяпур превратится в город с населением 25 000 человек. Он будет организован согласно ведической социальной системе варнашрама, которая подразумевает разделение на учителей, руководителей, предпринимателей и фермеров, а также рабочих. Современную кастовую систему Индии нещадно критикуют — и это совершенно
справедливо, ибо место человека должно определяться не его происхождением, а как учат «Бхагавад-гита» и другие ведические писания, индивидуальными качествами. На этом принципе и построена истинная варнашрама.
Как и в описанном Шрилой Прабхупадой в 1948 году городе Гита-Нагари, в Майяпуре будет возведен величественный храм с планетарием, иллюстрирующим космологические взгляды ведической цивилизации и культуры. Строительство завершится в начале двадцать первого века. Размеры храма позволят ему одновременно вмещать десять тысяч человек.
Согласно ведическим нормам градостроения, храм будет центром всей жизни Майяпура. Проектировщики древности знали, где разместить храмы, парки, рынки, дома и сельскохозяйственные поля, чтобы достичь социальной и духовной гармонии: вблизи центрального храмового комплекса располагаются культурные и образовательные учреждения, далее следуют жилые помещения и мастерские, внешнее же кольцо города составляют фермы, обеспечивающие местное население продуктами питания.
Принять участие может каждый
Как видим, не все проекты Движения сознания Кришны отличаются уникальностью. Что уникально, так это сочетание в одной сознательно децентрализованной международной организации всех их сразу: развития самодостаточных сельских общин и малых городов, пропаганды духовных ценностей и нематериальных источников счастья, популяризации бого-центричной космологии и духовного вегетарианского питания, а также защиты коров и использования в сельском хозяйстве волов. Другими словами, тут есть где развернуться: можно поучаствовать в заинтересовавшем проекте или обменяться мнениями.
ЭКОЛОГИЯ ДУШИ
«Итак, все в духовном мире неизменно и подлинно. Материальный мир — всего лишь его подобие. Все, что мы видим в материальном мире, — жалкое подобие, тень. ... Все красивое, что мы видим в материальном мире, — просто имитация истинной красоты духовного мира»1.
Шрила Прабхупада Путешествие вглубь себя, с. 103
Г |
лядя, как мир движется к экологической катастрофе, большинство людей стараются что-то предпринять — на материальном уровне. Но это лишь полумеры, так как из виду упускается главная причина разразившегося кризиса.
Мир нельзя сделать совершенным, но его можно вернуть в здоровое состояние. Для этого понадобятся четыре составляющих: