Малые города на самообеспечении

В постиндустриальном мире останутся и города, но не такие, как сегодня, а гораздо меньшего размера. Скорее, они будут походить на европейские города эпохи Ренессанса. Например, Флоренцию в период расцвета ее культуры населяло всего 35-45 000 человек.

Еще в 1948 году в неопубликованном эссе «Интерпретация „Бхагавад-гиты"» Шрила Прабхупада говорил о создании са­модостаточной городской общины, живущей в соответствии с духовным учением «Бхагавад-гиты», и назвал этот город бу­дущего Гита-Нагари («Гитаградом»). «Община Гита-Нагари должна показать, что Бог, природа и живые существа отнюдь не противостоят друг другу и могут сосуществовать гармо­нично, как полное целое», — писал он.

Духовным центром общины должен стать храм Господа Кришны, поведавшего бессмертное учение «Бхагавад-гиты» Своему другу и преданному слуге Арджуне. В Гита-Нагари по-

строят и свое образовательное учреждение, «Школу Гиты», где, по плану Шрилы Прабхупады, «будут бесплатно учиться и жить дети членов общины».

На молодых преданных и уже отошедших от дел людей пожилого возраста лягут обязанности, связанные с поклоне­нием в храме, обучением, а также написанием и изданием книг. Другие члены общины, в особенности семейные люди, возьмут на себя заботу об экономическом развитии (прежде всего, защите коров и сельском хозяйстве) и управленческую деятельность.

В 1970 году в Майяпуре (Западная Бенгалия) Шрила Пра-бхупада начал строительство духовного города по образцу Ги-та-Нагари.

Для членов Движения сознания Кришны Майяпур имеет особое значение. Именно здесь в 1486 году родился Шри Чай-танья Махапрабху, которого почитают как воплощение Бога. Шри Чайтанья наводнил всю Индию пением мантры Харе Кришна и просил своих последователей донести ее до каждого города и деревни мира.

Сегодня центром Майяпура, в котором постоянно живут несколько сотен человек, является храм Кришны и увенчан­ное куполом здание мемориала Шрилы Прабхупады. Есть в нем и три больших гостиницы, рассчитанные на 1 200 по­сетителей. Гостиницы утопают в зелени пышных ухоженных парков и садов. С 1982 по 1992 годы этот духовный центр по­сетило двенадцать миллионов человек.

Майяпур почти полностью обеспечивает себя злаками, фруктами, овощами и молочными продуктами. Для пахотных работ и перевозки грузов используют волов.

Хлопчатобумажная одежда для местных жителей и гостей изготавливается на 45 ручных ткацких станках. В городе также выращивают цветы для поклонения в храме и развивают ре­месла. Кроме того, благодаря собственному печатному станку, налажено издание книг и журналов.

Планируется, что со временем Майяпур превратится в го­род с населением 25 000 человек. Он будет организован соглас­но ведической социальной системе варнашрама, которая под­разумевает разделение на учителей, руководителей, предпри­нимателей и фермеров, а также рабочих. Современную касто­вую систему Индии нещадно критикуют — и это совершенно

справедливо, ибо место человека должно определяться не его происхождением, а как учат «Бхагавад-гита» и другие веди­ческие писания, индивидуальными качествами. На этом прин­ципе и построена истинная варнашрама.

Как и в описанном Шрилой Прабхупадой в 1948 году горо­де Гита-Нагари, в Майяпуре будет возведен величественный храм с планетарием, иллюстрирующим космологические взгляды ведической цивилизации и культуры. Строительство завершится в начале двадцать первого века. Размеры храма позволят ему одновременно вмещать десять тысяч человек.

Согласно ведическим нормам градостроения, храм будет центром всей жизни Майяпура. Проектировщики древности знали, где разместить храмы, парки, рынки, дома и сельско­хозяйственные поля, чтобы достичь социальной и духовной гармонии: вблизи центрального храмового комплекса распо­лагаются культурные и образовательные учреждения, далее следуют жилые помещения и мастерские, внешнее же кольцо города составляют фермы, обеспечивающие местное населе­ние продуктами питания.

Принять участие может каждый

Как видим, не все проекты Движения сознания Кришны от­личаются уникальностью. Что уникально, так это сочетание в одной сознательно децентрализованной международной ор­ганизации всех их сразу: развития самодостаточных сельских общин и малых городов, пропаганды духовных ценностей и нематериальных источников счастья, популяризации бого-центричной космологии и духовного вегетарианского питания, а также защиты коров и использования в сельском хозяйстве волов. Другими словами, тут есть где развернуться: можно по­участвовать в заинтересовавшем проекте или обменяться мнениями.

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ

«Итак, все в духовном мире неизменно и подлинно. Ма­териальный мир — всего лишь его подобие. Все, что мы видим в материальном мире, — жалкое подобие, тень. ... Все красивое, что мы видим в материальном ми­ре, — просто имитация истинной красоты духовного мира»1.

Шрила Прабхупада Путешествие вглубь себя, с. 103

Г

лядя, как мир движется к экологической катастрофе, большинство людей стараются что-то предпринять — на материальном уровне. Но это лишь полумеры, так как из виду упускается главная причина разразившегося кри­зиса.

Мир нельзя сделать совершенным, но его можно вернуть в здоровое состояние. Для этого понадобятся четыре состав­ляющих:

Наши рекомендации