Требования к содержанию и оформлению контрольной работы
Методические указания
И контрольные задания
по дисциплине
"Промышленно- транспортная экология"
Ростов-на-Дону, 2014
Составитель: канд. техн. наук, доцент Курень
Промышленно-транспортная экология. Методические указания и контрольные задания. – Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2014. - 12 стр.
Контрольные задания составлены в соответствии с программой по дисциплине «Промышленно – транспортная экология». Содержат задачи и вопросы для самостоятельного изучения указанной дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 190600 «Сервис транспортных средств и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)».
Печатается по решению методической комиссии факультета
«Авиастроение. Транспорт, сервис и эксплуатация»
Рецензент: профессор Аствацатуров А.П.
Ó Издательский центр ДГТУ, 2014
Цель и задачи дисциплины
Дисциплина «Промышленно- транспортная экология» изучается в 11 семестре студентами заочного обучения по специальности 190603.
Целью дисциплины являются приобретение знаний в области прикладной промышленно-транспортной экологии.
Задачи дисциплины:
¾ изучение основных физико-механических процессов при воздействии транспортных средств на окружающую среду;
¾ ознакомление с различными видами загрязнений окружающей среды, методами и средствами их нормализации;
¾ освоение методики расчета выбросов загрязняющих веществ на различных участках автообслуживающих предприятий.
Требования к содержанию и оформлению контрольной работы
Изучение дисциплины предполагает овладение материалом в соответствии с программой и выполнение одной контрольной работы с использованием рекомендуемой литературы.
Для выполнения контрольной работы студент должен ответить на три вопроса (т.е. по одному из каждого задания) и решить три задачи.
Последняя цифра зачетной книжки определяет номер вопроса из каждого задания. При решении задач индекс «№ ЗК» означает две последние цифры номера зачетной книжки. В таблицах индекс ПНСГ означает «Порядковый номер из списка группы» (уточняется в деканате или у преподавателя).
Объем контрольной работы 5-7 страниц рукописного текста на листах формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД.
Структура работы должна включать: титульный лист установленной формы, содержание, ответы на поставленные вопросы, решение задач (исходные данные, методика решений, решение) и список литературы.
Ответы на поставленные вопросы следует иллюстрировать схемами и графиками.
На каждый из приведенных литературных источников в тексте должны быть ссылки.
3. Контрольные вопросы
Задание 1.
Воздействие промышленности и транспорта на окружающую природную среду.
Параметрические (энергетические) процессы транспортных машин: шум и вибрации.
Ландшафтные нарушения, связанные с автотранспортом.
Параметрические (энергетические) процессы транспортных машин: электромагнитные и ионизирующие излучения.
Технологические процессы переработки сырья для автомобильного транспорта как источники вредных выбросов и мероприятия по их нормализации.
Источники загрязнения окружающей среды при изготовлении транспортных объектов и мероприятия по их нормализации.
Загрязнение окружающей среды при выполнении транспортной работы и мероприятия по его нормализации.
Улучшение экологии путем применения альтернативных видов топлива и зарубежный опыт в этом направлении.
Экологические требования к размещению, проектированию и строительству предприятий автомобильного транспорта.
1.10 . Предмет и задачи экологии. Принципы и методы рационального природопользования.
Задание 2.
2.1. Источники загрязнения окружающей среды при обслуживании и ремонте объектов транспорта и мероприятия по их нормализации.
2.2. Экологический баланс транспортного средства в жизненном цикле.
2.3. Выбросы вредных веществ, расход топлива, шум транспортного процесса.
2.4. Выбросы вредных веществ и потребление ресурсов автомобильным парком.
2.5. Дорожная сеть и мероприятия по снижению воздействия на среду совокупности машин и дорожной сети.
2.6. Транспортный процесс и экологически аварийные ситуации на дорогах.
2.7. Распространение и трансформация промышленно-транспортных загрязнений и факторы, влияющие на эти явления.
2.8. Пути снижения токсичности отработавших газов.
2.9. Снижение шума и вибрации автомобилей.
2.10.Экологические требования к эксплуатации предприятий автомобильного транспорта.
Задание 3.
3.1. Воздействие загрязнений на окружающую среду и обратная реакция.
3.2. Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование промышленного воздействия на окружающую среду.
3.3. Методы и средства оценки загрязнения атмосферного воздуха.
3.4. Методы и средства оценки загрязнения водной среды, почв и растительности.
3.5. Посты контроля транспортного загрязнения окружающей среды.
3.6. Оценка транспортного загрязнения окружающей среды в крупных городах и вблизи автомагистрали.
3.7. Расчетные оценки воздействия транспорта на окружающую среду.
3.8. Международное сотрудничество в области экологии окружающей среды.
3.9. Влияние автомобилей на окружающую среду.
3.10. Токсичность отработавших газов автомобильных двигателей и средства контроля токсичности.
Формулировка задач
Задача 1. Расчет выбросов загрязняющих веществ от шиномонтажного участка
1. Цель работы: Определение валовых и разовых выбросов пыли, бензина, оксида углерода и сернистого ангидрида
Шиноремонтные работы включают в себя:
- шероховку (обработку местных повреждений) камер и покрышек;
- промазывание клеем, склеивание и сушку;
- вулканизацию.
2. Исходные данные:
2.1 n=250 – число дней работы шероховального станка в год.
2.2 t=3 – среднее «чистое» время работы шероховального станка в день, час.
2.3 Вб – количество израсходованного бензина в год, кг. (600 для ПНСГ=1…10, 500 для ПНСГ=11…20, 400 для ПНСГ=21…30)
2.4 Вк=200 – количество израсходованного технического каучука в год, кг.
2.5 Вр=400 – количество израсходованной вулканизированной резины в год, кг.
2.6 В'=3 – количество израсходованного бензина в день, кг
2.7 t'=3 – время, затрачиваемое на приготовление, нанесение и сушку клея в день, час.
2.8 t''=3 – время вулканизации на одном станке в день, час.
2.9 n'=250 – число дней работы вулканизационного станка в год
3. Методика расчета
3.1 Валовые выделения пыли:
, тонн/год
где - удельное выделение пыли при работе единицы оборудования (табл. 1.1), г/с.
Таблица 1.1
Максимально разовый выброс пыли при шероховке
Наименование операции | Наименование выделяемых загрязняющих веществ | Удельное выделение при работе единицы оборудования, г/с |
Шероховка мест повреждения камер | пыль | 0,0226 |
3.2 Валовые выбросы бензина, углерода оксида и ангидрида сернистого определяются отдельно по формуле
, тонн/год
где - удельное выделение загрязняющего вещества, г/кг ремонтных материалов, клея в процессе его нанесения с последующей сушкой и вулканизацией (табл. 1.2);
В – количество израсходованных ремонтных материалов (Вб, Вк, Вр)в год, кг.
3.3 Максимально разовый выброс бензина определяется по формуле
Таблица 1.2
Удельные выделения загрязняющих веществ в процессе ремонта резинотехнических изделий
ПНСГ | Операция технологического процесса | Применяемые вещества и материалы | Выделяемые загрязняющие вещества | |
наименование | удельное количество, г/кг ( ) | |||
1-10 | приготовление, нанесение и сушка клея | технический каучук, бензин | бензин | |
11-20 | вулканизация камер | вулканизированная камерная резина | ангидрид сернистый | 0,0054 |
21-30 | углерода оксид | 0,0018 |
3.4 Максимально разовый выброс углерода оксида и ангидрида сернистого определяется по формуле
, г/с
Задача 2. Расчет выбросов загрязняющих веществ от аккумуляторного участка
1. Цель работы определение валовых и максимальных разовых выбросов серной кислоты, свинца и паров масла
2. Методика расчета
2.1 Валовый выброс серной кислоты подсчитывается по формуле:
, кг/год
где - удельное выделение серной кислоты, принятое равным 1 мг/А.ч. [1];
- номинальная емкость каждого типа аккумуляторных батарей, имеющихся в АТП, А.ч ( )
- количество проведенных зарядок батарей соответствующей емкости за год (по данным учета в АТП).
Расчет максимально разового выброса серной кислоты производится исходя из условий, что мощность зарядных устройств используется с максимальной нагрузкой. При этом сначала определяется валовый выброс за сутки:
, кг/сутки
где Q=60 А.ч - номинальная емкость наиболее емких аккумуляторных батарей, имеющихся в АТП;
n = 2 - количество вышеуказанных батарей, которые можно одновременно подсоединить к зарядному устройству.
2.2 Максимально разовый выброс серной кислоты определяется по формуле: , г/с
где mz - цикл проведения зарядки за день. Принимаем mz = 10 час.
Кроме того, при разборке и сборке аккумуляторных батарей используют битумную мастику, при разогреве которой выделяется аэрозоль масла. При отливке свинцовых клемм и межэлементных соединений выделяется свинец.
2.3 Валовый выброс масляного тумана и свинца определяется по формуле:
, кг/год
где mi - удельный выброс i-го вещества на единицу площади зеркала тигля, г/см2 (табл. 2.1);
n = 10 - количество разогревов тигля в год;
S = 0,25 - площадь зеркала тигля, в котором плавится свинец (битумная мастика), м2;
t = 0,5 ч - время нахождения свинца (мастики) в расплавленном виде в тигле при одном разогреве.
2.4 Максимально разовый выброс свинца и масла рассчитывают по формуле:
, г/с
Таблица 2.1
Удельные показатели mi выделения загрязняющих веществ при ремонте аккумуляторных батарей (на единицу площади зеркала тигля, г/с.м2)
ПНСГ | Наименование технологического процесса | Применяемые материалы | Температура, °С | Выделяемое загрязняющее вещество | |
Наименование | Удельные количества, г/с.м2 | ||||
1-13 | Восстановление, отливка межэлементных перемычек и клеммных выводов | Расплав свинца | 300-500 | свинец | 0,0013 |
14-25 | Приготовление битумной мастики для ремонта корпусов аккумуляторов | Расплав мастики | 100-150 | масло минеральное нефтяное (масляный туман) | 0,003 |
Задача 3. Расчет выбросов загрязняющих веществ от сварки и резки металлов
1. Цель работы: определение валовых и разовых выбросов при сварке и резке металлов
2 Исходные данные
2. 1. Масса расходуемых электродов в год:
¾ для № ЗК > 50 В = 50№ ЗК кг/год;
¾ для № ЗК <50 В = 1000+5№ ЗК кг/год.
2. 2. Количество дней работы участка в году:
¾ для № ЗК > 50 - 150 дней
¾ для № ЗК <50 - 100 дней
3 Методика расчета
3.1 Валовый выброс загрязняющих веществ при ручной электродуговой сварке определяется по формуле:
, кг/год
где gi- удельный показатель выделяемого загрязняющего вещества в г/кг сварочного материала (табл.3.1)
В - масса расходуемых за год электродов, кг.
При газовой сварке стали ацетилено-кислородным пламенем выделяются оксиды азота в количестве 22 г на 1 кг ацетилена.
При газовой сварке стали с использованием пропан-бутановой смеси выделяются оксиды азота в количестве 15 г на 1 кг смеси. Расчет валового выброса загрязняющих веществ при газовой сварке ведется по той же формуле, что и для электродуговой сварки, только вместо массы расходуемых электродов берется масса расходуемого газа.
3.2 Максимально разовый выброс при электродуговой сварке определяется по формуле:
, г/с
где b=10 кг - максимальное количество электродов (газа), расходуемого в течение рабочего дня, кг (м3);
t =4 - время, затрачиваемое на сварку в течение рабочего дня, час.
Для определения количества загрязняющих веществ, выделяющихся при резке металла, используются удельные показатели (г/час), приведенные в табл.3.2
3.3 Валовый выброс при газовой резке определяют по формуле (расчет производится для одного загрязняющего вещества, выбираемого студентом самостоятельно из табл. 3.2):
, кг/год
где -удельный выброс загрязняющих веществ в г/час (см.табл. 3.2). Загрязняющие вещества суммируются;
tp =3 - "чистое" время газовой резки металла в день, (час)
n- количество дней работы участка в году (см.исходные данные).
Таблица 3.1
Удельные выделения загрязняющих веществ при электросварке (gjc) кг (м3);
ПНСГ | Марка электродов | Количество выделяющихся загрязняющих веществ (gjc) в г/кг израсходованных электродов | ||||||
Твердые частицы сварочного аэрозоля | Газообразные вещества | |||||||
Общее количество твердых частиц (пыли) | Марганец и его оксиды | Оксиды хрома | Фториды | Фтористый водород | Оксиды азота | Оксид углерода | ||
1-2 | УОНИ-13/45 | 18,0 | 0,90 | 1,40 | 3,45 | 0,75 | 1,50 | 13,3 |
3-4 | УОНИ-13/55 | 16,0 | 1,10 | 1,00 | 1,00 | - | 2,70 | 13,3 |
5-7 | УОНИ-13/65 | 7,5 | 1,41 | 0,80 | 0,80 | 1,16 | - | - |
8-10 | УОНИ-13/80 | 11,2 | 0,78 | 1,05 | 1,05 | 1,14 | - | - |
11-14 | УОНИ-13/85 | 12,1 | 0,69 | 1,30 | 1,30 | 1,10 | - | - |
15-17 | АНО-1 | 9,6 | 0,43 | - | - | 2,13 | - | - |
18-19 | АНО-3 | 17,0 | 2,20 | - | - | - | - | - |
20-21 | АНО-4 | 17,8 | 1,05 | 0,41 | - | - | - | - |
22-23 | АНО-5 | 10,7 | 1,44 | - | - | - | - | - |
24-25 | АНО-6 | 16,3 | 1,54 | - | - | - | - | - |
Примечание:
1). В таблице приведены усредненные данные по основным показателям, которые в зависимости от толщины электродов и режимов сварки могут корректироваться.
Таблица 3.2
Удельный выброс загрязняющих веществ, выделяющихся при резке металла.
ПНСГ | Вид разрезаемого металла | Толщина разрезаемых листов, мм | Выделение загрязняющих веществ(gjc) в г/час | ||||
Сварочный аэрозоль, г/час | Окислы марганца | Окислы хрома | Оксид углерода | Оксиды азота | |||
1-7 | Сталь углеродистая низколегированная | 74,0 | 2,31 | - | 49,5 | 39,0 | |
8-15 | 131,0 | 3,79 | - | 64,3 | 64,1 | ||
16-23 | Сталь качественная, легированная | - | 3,96 | 42,9 | 33,6 | ||
24-30 | 145,5 | - | 6,68 | 55,2 | 43,4 |
3.4 Максимально разовый выброс при газовой резке определяется по формуле:
, г/с
Для подсчета общих валовых и максимально разовых выбросов от сварочного участка выбросы одинаковых загрязняющих веществ суммируются.
Литература:
1. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология.- М.: Высшая школа, 2001. - 273 с.
2. Сарбаев В.И. и др.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.
3. Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобилей. – Ростов-на-Дону: Феникс , 2004. - 373 с.
4. Попова Е.Н. Экология транспорта. – М.: Высшая школа, 2006. - 273 с.
5. Болбас М.М. Транспорт и окружающая среда. – Минск: УП «Технопринт», 2003. – 262 с.