Сотрудничество учреждений дополнительного образования детей и ООПТ Республики Коми в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ

Сотрудничество учреждений дополнительного образования детей и ООПТ Республики Коми в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ - student2.ru

Давыдова Антонина Ивановна,
педагог дополнительного образования

ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр»
167983, ГСП-3, г. Сыктывкар, ул. Печорская, 30,
Телефон с кодом города (8) 8212 431341; Тел./(факс): (8) 8212 312848
E-mail [email protected]

Здравствуйте, дорогие коллеги.

Разрешите представить Вашему вниманию доклад на тему «Сотрудничество учреждений дополнительного образования детей и ООПТ Республики Коми в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Анализ направлений, групп, «школ» экологического образования в России за последние десять лет позволяет сделать вывод о расслоении экологического образования как минимум на 5 направлений:

· «школьная экология»,

· «техническая (промышленная) экология»,

· «социально-политическая экология»,

· «игровая экология»,

· «полевая экология».

Данная классификация весьма условна и, поэтому, мы вправе говорить о различных «экологиях», только беря эти словосочетания в кавычки и подразумевая, что речь идет не об экологии, как науке, а о направлениях экологического образования.

Под термином «экология», в его классическом понимании, начиная с Геккеля и до недавних пор, мы понимали «науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой их обитания». По-этому, под экологией здесь и далее мы будем понимать науку, в которой основным объектом (предметом) изучения являются закономерности и проблемы взаимоотношений объектов природы (в том числе и человека) друг с другом и с окружающей средой.

Каждое из перечисленных выше направлений экологического образования характеризуется различными подходами к обучению и воспитанию школьников, совершенно различным содержанием, формами работы и непосредственного общения с детьми.

«Школьное» направление экологического образования базируется, в основном, на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем. При этом имеющаяся в распоряжении педагогов вспомогательная литература и учебники, составлены слишком «теоретически» и слишком «глобально».

«Техническое» направление в экологическом образовании основывается на изучении техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загрязнениями окружающей среды различными техническими средствами.

«Социальная (политическая) экология» представляет собой попытку средствами массовой информации «открыть глаза народу» на «ужасающие злодеяния, творимые над Матушкой-Природой». К сожалению, данной формой «экологического просвещения» занимаются, в основном, непрофессионалы, и ничего кроме нагнетания страха перед будущим и социальной напряженности в результате безуспешного поиска виновных это направление не несет. Тем не менее, по массовости охвата населения, эта форма «экологического» просвещения стоит у нас на одном из первых мест.

«Игровое» направление в образовании — новое для нашей страны, но быстро распространяющееся по всем возрастным категориям учащихся (особенно в дошкольных учреждениях и младшей школе). Его основой является упор на чувственную, эмоциональную сферу человека. Игра, в том числе и экологическая, для детей — прекрасное занятие, способствующее развитию, для взрослых — облегченный способ приобретения полезных знаний.

Из всех многочисленных направлений и областей экологического образования в России, область «полевой экологии» и «натуралистического» образования оказалась, пожалуй, наименее «освоенной» и труднодоступной формой экологического образования детей, особенно в средней школе. Для того чтобы заниматься с детьми «полевой экологией», прежде всего, надо быть профессиональным экологом — быть немного научным сотрудником, иметь опыт полевой экспедиционной работы, быть хорошим педагогом и добрым общительным человеком.

Термины «полевая экология» и «натуралистический подход» не являются общепринятыми в российском экологическом образовании и были введены Александром Сергеевичем Боголюбовым в практику образования в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием понимаются такие формы и методы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов — животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), — в их естественных условиях существования.

Полевое экологическое образование предполагает, что основной формой образования детей являются внеклассные учебные и исследовательские занятия – на экскурсиях, полевых практикумах, в походах, экспедициях, лагерях и т.п.Фактически, речь идет об изучении природы в природных условиях. Образовательные методики и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, с помощью которых реализуется данная форма образования, были названы Боголюбовым «натуралистическими».

Этот подход к образованию не является новым и существует в различных формах уже многие десятилетия — как в нашей стране, так и за рубежом. У насосновной опыт в использовании натуралистического подхода в образовании накоплен в сфере дополнительного (внешкольного) образования детей. В этом смысле наша страна не имеет аналогов в мире — нигде, кроме России не существует такой разветвленной государственной системы экологического (эколого-биологического) образования, основывающегося, на внешкольной работе. Возможно, это скоро изменится. Не в лучшую для натуралистического образования сторону. Однако сегодня наше учреждение – а я представляю Государственное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Коми республиканский эколого-биологический центр» - старается уделять формам полевого образования приоритетное значение.

С начальными классами я работаю по программе «Зелёный дом». Эта программа для работы с классами. Суть её в том, что экологическое обучение школьников ведётся силами и средствами ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» по образовательной программе нашего учреждения. Её реализация позволяет заменить традиционное «Школьное проблемно-экологическое» обучение на полевое, натуралистическое, характерное для учреждений дополнительного образования детей. Для чего широко используется в качестве базового природного дидактического материала дендрологический и зоологический парки ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ», территория Лемского охотничьего хозяйства и заказники Корткеросского района. Дополнительно изучение охраняемых территорий реализуется в форме презентаций, игр, викторин.

Следующая программа для работы с 6-8 классами – «Путешествие натуралиста». Цель этой программы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманности позиции школьников по отношению к природе с использованием натуралистических образовательных методик и подходов к преподаванию. По этой программе мы так же посещаем заказники Корткеросского района, но уже в рамках программы сотрудничества с Корткеросским районным дворцом детского творчества.

Со сборными группами обучающихся я работаю по программе базового уровня дополнительного образования «Мир растений» - в течение трёх лет. Она предназначена для обучающихся 10-14 лет, либо прошедших ранее обучение в ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» по программе «Зелёный дом», либо по своему общему развитию готовых к освоению программы данного уровня. Это интегрированный курс, охватывающий широкий круг знаний, умений и навыков: от систематики и аутэкологии сельскохозяйственных и дикорастущих растений нашего края, до практики сельскохозяйственного растениеводства, зелёного строительства и лесовосстановления. Программа большая – 432 часа, что 1,8 раза превышает сумму часов на все уроки биологии, реализуемые в основной школе. Из всей суммы учебных часов 216 реализуется в форме практических занятий: на экскурсиях, полевых практикумах, в походах, экспедициях. Если на первом году обучения преобладают работы в условиях дендрологического парка Коми РЭБЦ, экскурсии в теплицы совхоза «Пригородный», ботанический сад Коми научного центра и по городу, то в программе 2-3 годов обучения доминируют экскурсии в природу, выполнение полевых исследовательских работ на экосистемах «Лес», «Луг», «Водоём», практикумы на экологической тропе села Пезмог, созданной Корткеросским районным дворцом детского творчества.

Программа «Растительность родного края»предназначена для учащихся средних и старших классов, завершивших обучение по трёхгодичной дополнительной образовательной программе «МИР РАСТЕНИЙ» и выразивших желание продолжить образование в избранной области методами теоретических изысканий, полевых и экспедиционных исследований, индивидуальной поисковой работы. Данная программа по классификации В.Е. Соболева, Н.П. Харитонова, Н.А. Баднина и С.Н. Дыдко относится к третьему уровню ДОП - дополнительным образовательным программам расширенного предметного обучения и профильной подготовки, -который включает образовательные программы, направленные на освоение детьми определенного вида деятельности, развитие у них предметных интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам. Она рассчитана на применение в ходе её реализации следующих педагогических технологий: полевого обучения, модульного обучения, диалогового обучения, дифференцированного и индивидуализированного обучения, разноуровневого обучения, игровых, репродуктивных, проектно-исследовательских, творческо-продуктивных, дистанционного обучения и др., направленных на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию.

Специальная часть программы «Растительность родного края» включает освоение детьми туристских навыков и приобретение практического опыта полевых геоботанических исследований. За год дети реализуют 5 походов, в том числе – 2-3 дневные. Завершает программу 10-дневная экспедиция на территорию ООПТ.

Большое значение при реализации специальной части программы отводится на изучение правил безопасной работы в полевых условиях, правил поведения в ситуации вынужденного автономного существования, правил экологического поведения в природе.

Поскольку апробация программы «Растительность родного края» ведётся по модулю «Флористическая геоботаника», для нас было бы интересно посетить в рамках 10-дневной летней экспедиции (палаточного лагеря) территории близлежащих флористических заказников. Для этого очень хотелось бы завязать контакты с руководителями этих оопт, наметить программу совместных действий. Методической литературой по организации работы на особо охраняемых территориях мы располагаем. Желание такой деятельности имеется. Опыта – почти нет.

По-этому, в конце своего выступления горячо взываю к администрации наших республиканских фитологических заказников – протяните нам руку помощи! Давайте делать дело натуралистического образования детей вместе!

Спасибо за внимание.

Вопросы.

Наши рекомендации