Пути улучшения качества противогололедных материалов
Качество зимнего содержания автомобильных дорог и городских улиц, в частности борьба с зимней скользкостью, во многом зависит от свойств используемых для этой цели противогололедных материалов.
На автомобильных дорогах общего пользования в России в качестве фрикционных противогололедных материалов используются природные пески, очень часто не удовлетворяющие требованиямОДМ 218.2.027-2003.
Основной недостаток многих природных песков России - недостаток частиц размером 1 - 3 мм и повышенное содержание мелких частиц (< 0,63 мм). Такие пески по действующей классификации (ГОСТ 8736-93) относятся к мелким или очень мелким (Мк < 2,5) и практически не увеличивают шероховатость снежно-ледяных образований на дорожных покрытиях (см. п. 3.1). Наилучшие результаты достигаются при использовании крупных песков и каменной мелочи (высевок).
Мелкие пески могут быть использованы после их обогащения путем добавления крупных частиц или каменной мелочи (> 1 мм).
Широкое применение на автомобильных дорогах России нашли комбинированные противогололедные материалы (смесь фрикционных и химических материалов), которые не смерзаются при хранении и способствуют повышению шероховатости и плавлению снежно-ледяных отложений на покрытии. Однако качество этих материалов зависит от равномерного смешения компонентов.
Многие предприятия для приготовления смесей используют бульдозеры, которые не предназначены для этих видов работ и не позволяют получить качественную продукцию. Наилучшие результаты достигаются при использовании различных смесительных установок и шнековых погрузчиков. В исключительных случаях могут быть использованы автогрейдеры с фронтальными погрузчиками при наличии специальной площадки с твердым покрытием.
Наибольшую эффективность от борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и городских улицах получают при применении качественных химических противогололедных материалов.
Вместе с тем следует отметить, что качество солей не всегда соответствует требованиям и поэтому они не могут быть применены для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах России без обогащения и улучшения их свойств.
Известно, что наиболее распространенным химическим ПГМ является хлористый натрий (NaCl). Хлористый натрий (галит), применяемый для борьбы с зимней скользкостью, выпускается в основном пищевой промышленностью и промышленностью минеральных удобрений и зачастую является отходом основного производства, который продают дорожным предприятиям. К основным недостаткам используемой соли (NaCl) можно отнести:
- несоответствие требуемому зерновому составу;
- слеживаемость при хранении и транспортировке;
- повышенную коррозионную активность на металлы и цементобетон;
- отрицательное воздействие на почвы;
- повышенную фитотоксичность.
Улучшение качества соли (NaCl) достигается еще на стадии ее приготовления.
Так, изменение зернового состава осуществляют путем применения соответствующих сеток, снижение слеживаемости - введением различных антислеживателей (например, «желтая кровяная» соль (K4 [Fe(CH6)·3H2О]) - железисто-синеродистый калий), уменьшение коррозионной активности - добавлением к соли небольшого количества ингибиторов коррозии (например, полибензилпиридийного хлорида (КИ-2), водорастворимых фосфатов, крахмала и др.), нейтрализацию фитотоксичности - путем введения биодобавок (мочевины) и др.
Однако многие производители не проводят эти мероприятия, так как это способствует повышению себестоимости продукции и в связи с этим затрудняет ее реализацию. Следует отметить, что разработанными требованиями ОДН 218.2.027-2003 руководствуются только дорожные организации и до настоящего времени не соблюдаются предприятиями-изготовителями. Это приводит к снижению качества противогололедной соли.
Поэтому основная задача дорожного хозяйства в ближайшее время - санкционировать выпуск качественных противогололедных материалов с экологически безопасными свойствами.
Особые требования предъявляются к химическим ПГМ, применяемым для борьбы с зимней скользкостью на автодорожных металлических, железобетонных, сталежелезобетонных и других аналогичных мостовых сооружениях. К этим требованиям относятся:
- отсутствие агрессивного воздействия на цементобетон;
- отсутствие коррозионной активности на металл;
- отсутствие активности к защитным покрытиям (краскам, эмалям) мостовых конструкций;
- отсутствие влияния на биоту и состав воды.
Такими свойствами обладают противогололедные материалы, не содержащие хлор. К ним можно отнести СМА (США), Нордвэй (для аэродромов России) и другие бесхлорные ПГМ.
Организация выпуска аналогичных материалов для борьбы с зимней скользкостью на автодорожных мостах позволит не только улучшить транспортно-эксплуатационные показатели и безопасность движения транспортных средств, но и состояние мостовых сооружений и окружающей среды.