Освоение территории и формирование структуры культурного
ВВЕДЕНИЕ
Если исходить из соображений объективной реальности, данное учебное пособие лучше было бы назвать «первым приближением к ландшафтному планированию», указав при этом, что таких приближений должно быть не менее шести-семи. В самом деле, ландшафтное планирование в России — не более чем красивое и модное словосочетание, составленноеиз слов, употребляемых часто, но оттого не ставших более понятными: «ландшафт» и «планирование». Есть опасение, что термин получит распространение и «затрется» or неправильного использования быстрее, чем оформится соответствующая ему сфера деятельности. Собственно,это уже ипроисходит: о ландшафтном планировании более всего говорят дизайнеры дач, возводящие «эдемы» на месте бывших картофельных нолей и фрезерных торфоразработок, а также городские озеленители, разбивающие дорогостоящие клумбы перед зданиями администраций субъектов Российской Федерации.
Специалисты, в особенности, те, которые занимаются ландшафтами большую часть жизни, как всегда немного запаздывают в силу присущего им понимания необычайной сложности задач, во-первых, и опасения по поводу несовершенства применяемых средств и методов, во-вторых. Риск и в самом деле велик: ландшафтное планирование при условии правильного егоиспользования может стать замечательным инструментом территориального развития для многих регионов российской провинции с их депрессивной экономикой, зарастающими полями, загрязненными реками и редеющими лесными массивами.
Однако следует признать, что реалии эпохи диктуют появление мыльных пузырей и цветастых химер раньше оформления полезной и целесообразной сущности. Ландшафтный дизайн, утвердивший себя в качестве техники расстановки декоративных растений на пространстве в несколько соток, прочно заслонил древнее искусство ландшафтного обустройства и отодвинул на задний план тонкие истины ландшафтной экологии. Между тем, как косметика немыслима на нездоровом лице, так и любое украшательство преждевременно и неуместно в пределах загрязненного, изуродованного ландшафта с грязными почвами, нарушенным дренажом, искаженной пластикой рельефа.
Вообще ландшафтному планированию как разделу конструктивной «экологической географии» в России давно не везет: сначала ландшафт попросту игнорировали даже в тех сферах деятельности, которые были «номинированы» как природоохранные; впоследствии «ландшафтные подходы», были продекларированы в ряде отраслей природопользования (например, лесной), но по большей части так и остались нереализованными ввиду того, что любые
инициативы в этой сфере требуют коренной ломки сложившихся представлений и наработанных навыков хозяйствования.
Следует отметить, что сама возможность экологической организации территории подвергалась и подвергается сомнению как практиками: хозяйственниками, администраторами всех уровней (что неудивительно), — так и теоретиками-учеными, в том числе и экологами. Последнее обстоятельство представляется важным: оно во многом повлияло на распределение средств и направленность научных исследований в экологии и поэтому требует некоторых пояснений.
Современная экология как наука об окружающей среде возникла в результате распространения теоретических построений экологии биологической (науки о взаимоотношении организма со средой) на всю сферу взаимоотношений человека с миром природы. При этом был упущен из внимания тот очевидный факт, что в рамки биоэкологии, хорошо объясняющей структуру и свойства природных сообществ, человек может быть вписан только как всеядный хищник, «консумент второго порядка». Созданные этим «хищником» реалии: поля и луга, города и деревни, дамбы и плотины — биологическая экология традиционно принимает за нечто внешнее, нарушающее биологическое строение экосистем. И если поведение приспособившихся к дикой природе племен с присваивающим типом хозяйства еще как-то может быть объяснено в рамках схем и построений классической экологии, то уже существование этносов, преодолевших начальную стадию развития и перешедших от охоты и собирательства к производящему хозяйству, в эти схемы совершенно не укладывается. Ибо каждый этнос на взрослой стадии своего развития за многие столетия превращает осваиваемый им природный ландшафт в ландшафт культурный. Последний сложнейшими нитями связан с коллективной личностью народа, его национальным характером и традициями и потому воспроизводится из поколения в поколение.
На протяжении тысячелетней истории развития этноса «вмещающий ландшафт» поддерживается и воспроизводится благодаря функционированию многих и пока еще слабо изученных нормативных традиций, определяющих поведение человека в ландшафте. Распашка земель, устройство сенокосов и пастбищ, регулирование стока тысяч малых рек с помощью мельничных плотин, усадебное строительство, «заказ» леса (чтобы «топор, соха и коса не ходили») — вот лишь некоторые, отдельные сюжеты масштабного многовекового процесса ландшафтного обустройства России. Именно тонкая пленка культурного ландшафта (городского ли, сельского ли — неважно), а не абстрактная окружающая среда является истинной средой обитания современного человека. Следовательно, не пресловутая охрана природы, а сохранение и развитие культурного ландшафта страны составляют главный смысл экологии.
Экологическое понимание культурного ландшафта (КЛ) как антропоэко-логической системы, в рамках которой измененные человеком и вновь им созданные элементы ландшафта принимались бы за равноценные природным, оказалось недоступным для многих экологов (в особенности для биологов с классическим университетским образованием). В этой связи человек и его деятельность редко рассматривались как организующий элемент устойчивости экосистем. Неслучайно взоры экологов в последние годы обращены к биоразнообразию как системному параметру благополучия природы. Однако биораз-
пообазием невозможно управлять:оно оказывается производным от ландшафтной мозаики территории.
Создание национальных сетей живой природы, развитие систем адаптивноголандшафтного земледелия, зеленое благоустройство крупных мегаполисов, организация систем туристического траста, заповедание обширных территорий в виде системы особо охраняемых «диких» земель — одним словом. экологическая организациятерриторий — наиболее актуальная задача гармонизации взаимоотношений между Человеком и Природой, стоящая перед многими государствами.В разных странах реализуютсяразличные подходы к экологической организации территории и осуществляются различные модели ландшафтного планирования в зависимости от традиций освоения, землепользования, а также, разумеется, в соответствии с представлением об иерархии стоящих перед обществом задач. В нынешней России работы по экологической организации территории важнее, актуальнее, чем где-бы то ни было: во-первых, в связи с достигшими мифических размеров запустением и необустроенностью территории, во-вторых, из-за своеобразия той исторической эпохи (смена форм собственности, масштабный земельный передел, мощная волна градостроительного освоения), в которой мы находимся.
В странах Запада с устойчивыми традициями землевладения и землепользования культурный ландшафт почтиповсеместно ухожен и обустроен, а экологические проблемы — это проблемы технологические, т.е. проблемы несовершенства производственных технологий, которые решаются либо посредством внедрения более экологичных цепочек, либо путем выноса производства в страны третьего мира. С легкой руки идеологов Greenpeace и среди отечествен пых экологовукрепилось убеждение в том. что экология — это прежде всего загрязнение окружающей среды (радионуклидами, тяжелыми металлами, пестицидами и т.п.). Однако внимательный анализ показывает, что в условиях России многие экологические проблемы вызваны не только технологическими нарушениями, но и обшей неустроенностью ландшафта, разрушением важнейших основ его существования, пренебрежением к структурированию пространства и географической слепотой целого поколения.
Абсолютное и безраздельное господство ведомственного подхода в природопользовании, планировании и проектировании привело к растаскиванию среды обитания па отдельные пласты и фрагменты. Ведомственность завела в теоретический и практический тупик многих участников экологическогодвижения, понимавших природу (но меткому выражению В.Л. Каганского) «как склад ресурсов, частей и тел» и продолжающих организовывать кампании то по охране малых рек, ю реликт флоры, то эндемика фауны.
Небудучи в состоянии упорядочить природопользование через работу с пространством и ландшафтное обустройство, мы полагаем возможным решить любую проблему посредством запрещения или ограничения деятельности — прием, весьма адекватный российской социальной действительности. История свидетельствует: наиболее действенные регламентации — это народные традиции, являющиеся одновременно и выражением выработанных за века экологических норм, и выражением коллективной (бытовой) этики. К сожалению, традиции не вечны и живут до тех пор, пока сохраняются исторические формы взаимоотношения этноса с природой, которые в нашей стране за последние полтора столетия по меньшей мере трижды под-
5
вергались кардинальной ломке. В постиндустриальном обществе на смену традициям приходят нормы права, однако ландшафт в России до сих пор не стал объектом права.
В Российской Федерации по настоящее время отсутствует правовая база для использованияландшафтного планирования, развития его средств и методов. Ландшафты как реальность не упоминаются в важнейших законах России, в том числе базовом для всего экологического права Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.(11.2002 № 7-ФЗ. Мы не найдем также упоминания о ландшафтах в подавляющем большинстве действующих СНиПов и СанПиНов, которые непосредственно определяют порядок важнейших процедур освоения территории и природопользования, формируют комплекс мероприятий по защите природы и реализации прав человека на благоприятную среду обитания. Специалисты, занимающиеся нормотворчеством, также просмотрели ландшафт как инструмент и цель создания здоровой городской среды, поэтому возводимые в наших городахэлитные кварталыне радуют глаз.
Между тем нормативное регулирование природопользования тогда конструктивно, когда способствует экологически целесообразной организации территории и находит отражение в проекте деятельности: районной планировке, ландшафтном плане или землеустроительном проекте.
Накопив большой опыт негативных оценок тина «нельзя», «неправильно», «испортили природу», экологи еще только учатся формулировать предложения в стиле «сделайте так и будет лучше». Это закономерно, так как урезанность ведомственных представлений долго не позволяла увидеть первопричины большинстваэкологических проблем и обратиться к организации территории, обустройству культурного ландшафта как средству и объекту оптимизации среды. Серьезный переход от провозглашения экологического апокалипсиса к реальной экологической деятельности предполагает, прежде всего, признание культурного ландшафта одним из основных объектов внимания и заботы специалистов.
Ландшафтное планирование (ЛП) — сфера деятельности, которая находится на стыке географии, районной планировки, градостроительства и землеустройства. Поэтому неудивительно, что продуктивные концепции отечественного ЛП разрабатываются в настоящее время в разных отраслях, что порождает известный терминологический разнобой и затрудняет формирование общепризнанной теоретической базы.
Идея о том, что природная структура территории вомногом детерминирует мозаику культурноголандшафта и, следовательно, должна каким-то образом учитываться в во всех видах природопользования и региональныхпланах, получила отражение в различных отраслевых концепциях. Очевидно, что, термины «ландшафтное краеустройство», «территориальное экологическое планирование», «экологическая организация территории», «экологическое правовое зонирование», «ландшафтное зонирование», «ландшафтное землеустройство и земледелие» не вполне равнозначны, хотя область взаимного перекрытия отображаемой ими реальности достаточно велика. Следовательно, существует реальныйповод попытаться сформулировать некие стартовые положения, которые могли бы быть признаны основаниями будущей базовой кон-цешши культурного ландшафта.
1. Ландшафт — феномен культуры,отражающий пространственные реалии
жизни социума, с одной стороны, и система,эмерджентные свойства кото-
рой позволяют ей выступать в качестве цели и средства (объекта и инструмен
тария) экологического планирования.
2. Экологический кризис — территориальный конфликт,отражающий пространственные аспекты деградации культурного ландшафта и пространственную напряженность, порожденную экологическими коллизиями.
3. Основополагающей идеей ландшафтного планирования является идея
экологического каркаса территориикак средостабилизирующего природно-
антропогенного (природно-техногенного) образования, который должен быть
сформирован на разных иерархических уровнях (страна, регион, местность) в
целях:
• локализации и буферизации опасных очагов воздействия па природу и
человека;
• сохранения типичных и уникальных природных экосистем;
• поддержания природных основ функционирования ландшафтов и есте-
ственной связи составляющих его компонентов (почв, вод, биоты);
• целесообразного распределения в пространстве фрагментов культурного
ландшафта;
• создания и поддержания благоприятных сред обитания различного типа
(городской, сельской и др.).
Как уже упоминалось, специфика российского варианта ЛП заключается прежде всего в том, что определяющую роль в становлении его теории играет развитие прикладных (отраслевых) аспектов ландшафтного планирования, связанных:
• с экологическими разделами территориального планирования;
•регулированием градостроительной деятельности и экологическим обустройством городов;
• экологической организацией сельского хозяйства;
• лесоводством и лесопользованием на ландшафтной основе;
• ландшафтным планированием в сфере туризма и рекреации;
• ландшафтным планированием и проектированием частных владений;
• ландшафтным планированием акваторий (равнинных водохранилищ, озер
и рек), в частности с проектированием водоохранных зон рек и обустрой-
ством крупных водных объектов.
Вторжение ЛП в эти отрасли требует весьма внимательного отношения к косвенным, но очень важным (для ЛП) возможностям, предоставляемым современной нормативно-правовой базой для оптимального функционировании экологического каркаса, а также для решения проблем синтеза элементов природной и историко-культурных сред. Автор убежден, что косвенное правовое сопровождение процедуры ландшафтного планирования — процесс вполне реальный уже и в сегодняшних условиях несмотря на многие досадные лакуны в экологическом и гражданском праве.
Развитие ландшафтного планирования потребовало обобщения и переработки современных представлений об экологических аспектах организации территории регионов, переоценки биоэкологических и географических подходов к экологическому планированию, выявления специфики формированию экологического каркаса в пределах ландшафтов разного типа. В этом смысле
можно утверждать, что становление теории ландшафтного планирования весьма конструктивно для развития смежных разделов социальной и физической географии, архитектуры и градостроительства, биогеографии и популяционной экологии.
Ландшафтное планирование на Западе — одно из самых модных направлений;ландшафтный планировщик — элитная профессия, которую можно получить только в немногих американских, английских, французских или голландских университетах. В последние годы соответствующие специальности открываются и в российских вузах в качестве профиля специализации образовательного направления география».
Глава 1
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ КАК ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ
1.1. Модель ландшафта в территориальном планировании:
основные свойства
Не секрет, что долгий и непростой путь внедрения ландшафтного планирования в России вомногом обусловлен сложностью и неоднозначностью трактовок самого понятия «ландшафт».Длящаяся десятилетиями борьба различных географических школ за «единственно верное понимание» феномена ландшафта закончилась закономерным признанием права на параллельное существование нескольких трактовок, которые воспринимаются исследователями как познавательные модели, созданные с разными целями и различающиеся по содержанию отобранных признаков, но тем не менее истинные — каждая в своих условиях. Модель отображает не сам по себе объект-оригинал, а то, что нас в нем интересует, т.е. то, что соответствует поставленной цели. Цель моделирования диктует, какие стороны оригиналадолжны быть отражены в модели. Ландшафтные планировщики также имеют дело не столько с натурным ландшафтом, сколько с его моделями, получившими отображение на соответствующих схемах, картах, геоинформационныхсистемах и т.д. Свойства используемой модели должны быть априори продекларированы, иначе корректность (и возможность) самой процедуры экологической организации территории может быть поставлена под сомнение. На наш взгляд, гипотетическая модель ландшафта, используемая для территориального планирования, базируется на следующих предположениях.
1. Человечество неотделимо от мира природы, не может и не должно рас
сматриваться как внешний по отношению к природе фактор прежде всего
потому, что человек — активный созидатель ландшафта, а его практика по
освоению природы системна, так как подавляющее большинство действий,
совершаемых человеком по интуиции, на самом деле являются реализацией
неосознанных, но объективно существующих (хотя и с трудомформализу-
емых) критериев функциональности (пользы), эстетики (красоты и вкуса).
2. Трактовка ландшафта как системного объекта традиционно привлекала
внимание исследователей к процессам вещественною и энергетическою об
мена в геосистемах. Однако для культурного ландшафта как открытой систе-
мы, в рамках которой человек вступает во взаимодействие с природой, не
менее важным оказывается информационный аспект, поскольку достигаемое
(благодаря человеческим усилиям) динамическое равновесие направлено в
сторону усложнения организации биосферы. Осваивая территории, человек
организует ландшафт как в результате прямого воздействия, так и косвенно.
С позиций общей теории систем информационная сторона процесса освоения
заключается в снятии неопределенности: чак. внесением удобрения в поле
снимается (хотя бы частично) неопределенность будущего урожая в зоне не-
устойчивого земледелия, строительством плотин — неопределенность очередного вешнего паводка, когда девять десятых годового стока проносится через поперечное сечение русел рек бесполезно и небезопасно для расположенных в речной долине селений.
Освоение природы есть раскрытие ее как «вещи в себе» в данность для человека — культурный ландшафт. Поэтому словосочетание «природный ландшафт» — результатпроизвольного использования бытового термина, (возникшего в эпоху активнейшего хозяйственного освоения Северной Европы) в современном научном лексиконе. Подобный подход позволяет оставить в стороне казуистический вопрос о границе между природным ландшафтом и культурным ландшафтом. Увиденная природа есть ландшафт; ландшафт, в котором первопроходцы проложили хотя бы одну тропу, — это уже КЛ, поскольку места в нем оценены и предуготовлены к освоению.
3. Человек преображал природу, имея в виду цель — образ желаемого
будущего, т. е. модель состояния ландшафта. Реализация этой модели всегда
осуществлялась в рамках определенной исторической эпохи, и это обсто
ятельство с неизбежностью делает рукотворный ландшафт феноменом куль
туры. В этом смысле КЛ — это модель природы, которая воспроизводится и
функционирует в культурной (этноисторической) среде (рис. 1.1). Рис. 1.1
изображает культурный ландшафт в рамках модели — многоместного отношения между объектом-оригиналом (природой), субъектом (человеком) и
моделью (ландшафтом). Историческая эпоха накладывает на природный фон
своего рода матрицу, овеществление которой приводит к формированию
культурного ландшафта.
4. Культурный ландшафт — освоенное пространство, оно всегда субъективно
структурировано. Места в ландшафте — основные элементы жизненного пространства; их композиция складывается из той смысловой и эмоциональной
нагрузки, которой они номинированы. Будучи вложенным в физическое, ландшафтное пространство непосредственно формирует конфигурацию жизненного «поля» оби тающего в нем человека. Концепция места в ландшафте включает в себя не столько предетаачение об основных ориентирах евклидовой системы координат (вертикаль, горизонталь, справа, слева), сколько представление о центрах и целях, в которых мы выражаем значимые события своего существования [14].
5. Культурный ландшафт — социальное пространство, в котором физически
объективированы линии и узлы социального поля. Напряженность этого поля
функционирует одновременно и как принцип дифференциации (членения)
пространства, и как принцип видения, т.е. как категория восприятия и оценивания (ментальная структура). Исторически всякое освоение предполагает
прежде всего присвоение и уже затем структурирование, поэтому, будучи ос
военным, ландшафт запечатлевает в себе «немые» реалии социального порядка. И любые элементы КЛ: особняки дворянских усадеб, крестьянские огороды, княжеские зверинцы, охотничьи пушки и заколы на реках — служат
вещественными доказательствами подобного запечатлевания матрицы социального устройства.
6. Культурный ландшафт — национальный (этнически укорененный) ландшафт,
поскольку содержит в себе воплощение признанных этносом ценностей [2] —
всего того, что делает КЛ вторым домом, или, по замечательному выражению
Ф.Разумовского, «ландшафтным продолжением личности народа» [33]. Отсюда сформулированные Л.Н.Гумилевым и его последователями историко-эт-нографические представления о вмещающем ландшафте.
7. Культурный ландшафт — историческое пространство, выражающее формы существования различных пространственно-временных отношений — так называемых хронотопов (термин введен исследователем древнеримской культуры Г.С.Кнаббе). В рамках разных хронотопов формировались совершенно различные пространственные модели освоения, которые, в свою очередь, вызывали к жизни и разные типы КЛ. Изучение хронотопов и соответствующих им типов КЛ наполняет ландшафтоведение новым содержанием, поскольку позволяет обнаруживать закономерности междисциплинарного порядка. Так, хронотопы тоталитарных эпох в разных странах обнаруживают известную параллель: имперское освоение всегда и повсюду уничтожало этнически укорененные типы КЛ, превращая пространство в территорию — некий суб-
страт дляразвертывания сугубо сырьевой деятельности с неизменно негативными экологическими последствиями.
Подобной участи не избежал и русский сельский провинциальный ландшафт, который в начале XX в. был представлен общественному сознанию убогим, отсталым, т.е. был намеренно и осознанно «обнулен», а потом освоен заново как территория (целина), при этом многие исторические его элементы подверглись прямому уничтожению либо были заброшены и разрушены временем. Следовательно, не только различия в природныхусловиях разных эпох освоения, но и социальные особенности проработки пространства влияют на внутреннюю организацию культурного ландшафта;и в этом обстоятельстве — очевидное и бесспорное влияние метафизики ландшафта на его физику — структуру, организацию и функционирование.
8. Культурный ландшафт как система функционален, поскольку обеспечивает поддержание всего комплекса условий для жизни человека. Несмотря на достижения технического прогресса по большому счету средой обитания человека по-прежнему остается тончайшая ландшафтная «пленка» биосферы мощностью от верхушек крон самых высоких деревьев до ближайшего к поверхности земли водоносною горизонта.
Функционирование КЛ как системы тесно связано с се открытостью, предполагающей возможность «входа» — управляющего воздействия, к каковым могут быть отнесены вес виды хозяйственной активности человека (расчистка от девственного леса и распашка, освоение водных путей и регулирование стока, устройство дорог, поддержание плодородия и др.).
В идеале для выбора управляющего воздействия на систему необходимо предварительно сравнить последствия возможных вмешательств в ход природных процессов, не выполняя их реально, однако в действительности человек постоянно экспериментирует (сознательно или поневоле), неоднократно вызывая региональные (местные) иобщие (системные) экологические кризисы. Очевидно, что экологические кризисы, вызванные освоением и (или) изменением природного фона в неблагоприятную по отношению к формируемому КЛ сторону, имели место и в прошлом.Так, уже первый этап земледельческого освоения центра Русской равнины сначала фатьяновцами. а затем и финно-угорскими племенами вызвал системный экологический кризис, который выразился в накоплении долинного аллювия, активизации эоловых процессов и погребении темноцветныхокультуренных почв под свежим наилком пойм, песками материковых дюн и делювиальными шлейфами коренных склонов и надпойменных террас.
С этих позиций можно утверждать, что природа для человека — сложная система, в модели которой — культурном ландшафте — как бы все время ощущается недостаток информации для эффективного управления. Осваивая пространство, формируя культурный ландшафт, человек познает законы природы; стремясь к построению более совершенной среды обитания, учится сотворчеству с нею. В этом смысле освоение территории и создание культурного ландшафта — это творческий процесс, весьма далекий от завершения и в настоящее время.
9. Культурный ландшафт подвержен изменениям; изменяясь, он трансфор
мируется и эволюционирует. Трансформация КЛ детерминирована сменой
одного хронотопа другим, вследствие чего прежняя структура перестает соот-
ветствовать вновь принятой модели. Тогда для обеспечения новых функций приходится изменять состав и структуру вмещающеголандшафта, перестраивая их частично или полностью.
Похоже, что адаптированность культурных ландшафтов (сформированных в рамках разных исторических эпох), их родство природе принципиально различны. Хронотопы тоталитарных эпох не только античеловечны, но и неэкологичны, гак как построенные в такой культурной среде ландшафты нестабильны. Следовательно, природа, контролируя экологичность рукотворного ландшафта, выступает критерием человечности культурной среды, а также социума в целом.Иными словами, природа «поправляет» человека, выбраковывая те, или иные управляющие воздействия в системе «культурный ландшафт — природа».
10. Кризисам, по-видимому, принадлежит важная роль в развитии КЛ: несоответствие новых целей и старой структуры рождает внутри КЛ напряженность отраслевого и, что важнее в контексте ландшафтного планирования, пространственного порядка. В этом случае управляющие воздействия могут быть направлены на формирование более эффективной структуры, причем, если ранее под эффективностью полагали только экономические аспекты, в конце XX в. природа «заставила» нас увидеть прежде всего экологические императивы.
Открытость КЛ как модели позволяет осознанно воздействовать на се структуру и функционирование — в этом обстоятельстве заключена возможность (и необходимость) экологической организации территории, в том числе средствами ландшафтного планирования. Еше более важно то обстоятельство, что регулирование напряженности структуры геоэкосистемы может происходить и путем целенаправленной трансформации самих интересов, а это уже задача культуры.
Освоение территории и формирование структуры культурного
Ландшафта
Освоение любой территории — сложный и во многом противоречивый процесс, контролируемый как природными, так и социальными факторами. Россия и ее необъятные просторы не составляют в этом смысле исключения: такие масштабные исторические явления, как первичное заселение территории и распашка земель, внутренняя колонизация и становление русской государственности, происходили па фоне непрерывно меняющихся природных условий, которые то благоприятствовали этим явлениям, то, наоборот, тормозили их развитие, иногда поворачивая вспять сам процесс освоения.
С позиций ландшафтного планирования основными результатами воздействия человека на природу можно считать, во-первых, распространение волн влияния человеческой деятельности в «море» дикой природы, во-вторых, постепенное накопление в ландшафте антропогенных черт, сопровождающееся переходом естественных ландшафтов в категорию антропогенно измененных, а зачем и собственно антропогенных ландшафтов.
Анализ исторических данных, материалов писцовых и межевых книг, старых картографических источников позволяет сделать вывод о неровном, волновом характере освоения пространства центра и севера Русской равнины
[171. С I тысячелетия до н.э. и на всем протяжении II тысячелетия вплоть до новейшего времени процесс освоения представлял собой непрерывное чередование волн распространения человеческого влияния и внедрения антропогенных ландшафтов (селитебных, земледельческих, пасторальных) в структуру естественной ландшафтной мозаики. За каждой из таких волн, как бы расплескивающих влияние человека на все большее пространство, с неизбежностью следовала эпоха кризиса и спада, т.е. забрасывания и запустения ранее заселенных, распаханных, залуженных и осушенных земель и возврата их в сферу влияния природных ландшафтообразуюших факторов.
До последнего времени развитие социальных кризисов ставили в причинную зависимость от известных исторических событий, остававшихся в народной памяти и получивших отражение в летописях и других исторических свидетельствах (внешние интервенции, междоусобные войны и т.п.), однако на уровне сегодняшних представлений можно утверждать, что своеобразным триггером — «спусковым крючком», провоцировавшим кризисную цепь событий, выступали экстраординарные явления природы: засухи, резкие похолодания, устойчивое увеличение количества осадков в вегетационный период, вызывающее повсеместное заболачивание и т.д.
В соответствии с теорией этногенеза Л.Н.Гумилева выраженные фазы природных циклов приводили к взрывообразному pocтy и перемещению этносов — так называемым великим переселениям народов. Переселения, в свою очередь, приводили к перераспределению ареалов и фокусов человеческой активности во вмещающем природном пространстве.
Продолжительность каждой последующей исторической волны освоения сокращалась по сравнению с предыдущей. Однако в силу своеобразия и специфики природного фона для каждой волны освоения была характерна своя мозаика соотношения освоенных и девственных участков. Ареалы пика освоения (фазы территориальной экспансии), принадлежащие к разным волнам, не вполне совпадали между собой в пространстве, как не совпадали между собой и съежившиеся ареалы периодов природных катастроф, геополитических кризисов и хозяйственного упадка. Это несовпадение закономерно; оно определяется, во-первых, флуктуациями климата и соответствующей естественной трансформацией ландшафтов, во-вторых, совершенствованием техники (методов орудий и способов) хозяйства, в-третьих (но, не в последних), своеобразием культурной, геополитической и экономической обстановки каждой очередной волны освоения, иными словами, своеобразием хронотопа.
В силу этих же причин каждая последующая волна освоения, с одной стороны, размынала предыдущий рисунок соотношения освоенных и нетронутых участков, с другой стороны, наследовала отдельные, наиболее устойчивые элементы этого рисунка. Так, однажды найденные, нащупанные в ландшафте места уже не выпадали из зоны человеческого внимания, поскольку обладали рядом полезностей, были красивы и (или) удобны. Человеческий глаз, несомненно обладающий системным восприятием, способен выбирать из многих мест лучшие. Неслучайно и нынешние туристы, путешествующие по тропам девственного леса или сплавляющиеся по рекам, тяготеют к обжитым стоянкам, на которых и признаков освоенности (кроме кострища и пожухлой, пожелтевшей под палатками предшественников травы) никаких нет. Это обстоятельство объясняет устойчивость древнеосвоенных локусов в современ-
ном ландшафте и их передачу по наследству от одной исторической эпохи к другой.
Например, места селитьбы в культурном ландшафте Русской равнины практически повсеместно были угаданы еще 10 — 15 веков тому назад. Так, с одной стороны, ополья северо-восточной Руси — безлесные равнины, долгое время считавшиеся сугубо природным образованием, — на самом деле связаны с «ядерными" районами полевого пашенного земледелия. Неслучайно при раскопках малых городов и сел российской провинции мы обнаруживаем многослойные поселения с остатками материальных свидетельств культур позднего неолита и бронзы (фатьяновцы), железного века (финно-угорские племена). Именно в этих очагах возникали древние русские поселения — Москва и Ярославль, Тверь, и Владимир, Углич и Ростов, Переславль-Залесский и Рязань.
С другой стороны, пространства, отнятые у природы в условиях климатического оптимума и занимающие не самое выгодное (маргинальное) положение в КЛ, могли быть заброшены в следующую фазу в условиях избыточного увлажнения и похолодания, поскольку усилия, необходимые для их поддержания в культурном состоянии, превышали наличные возможности сельской общины. На территориях центра и севера России, которые и поныне входят в зону неустойчивого земледелия, в периоды спада хозяйственной активности ландшафтные особенности часто выступали в роли лимитирующего фактора. В условиях общего избытка увлажнения и повсеместного распространения глеевых и глееватых почв чередование нескольких дождливых и прохладных вегетационных периодов подряд могло привести к заболачиванию и выпадению из пахотного клина многих слабодренированных участков. Очевидно (и тому есть доказательства), что распаханная седловина между холмами или залуженное низкое притеррасье речной долины снова и снова возвращались в лоно природы, числясь в залежах и неудобях при очередной переписи.