Вопрос 26. Основные направления капитальных вложений природопользования, их нормативы

Капитальные вложения по защите водных объектов включает в себя единовременные затраты на строительство следующих объектов:

 станции биологической, физико-химической и механической очистки производственных и коммунальных сточных вод;

 сооружений и установок по доочистке сточных вод, включая поля орошения (кроме земледельческих);

 отдельных сооружений первичной станции очистки сточных вод (нефтеловушек, жироловок, станций нейтрализации, флотационных ловушек, установок обезжиривания шламов);

 водоохранных зон с комплексом технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических санитарных и других сооружений, предотвращающих загрязнение, засорение, истощение водных ресурсов;

 береговых станций очистки балластных, подсланевых вод;

 установок по сбору нефти, мазута, мусора и других отходов с акваторий водных объектов, включая судасборщики и нефтеочистные станции;

 опытных установок и цехов, предназначенных для очистки сточных вод;

 установок и сооружений для сбора , транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и кубовых остатков;

 полигонов и установок для обезвреживания вредных промышленных отходов, загрязняющих водные объекты;

 береговых сооружений для приема с судов хозяйственно-бытовых сточных вод и мусора для их утилизации, складирования и очистки;

 систем канализации городов;

 основных коммуникаций для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружений на них; станций перекачки, контроля, подготовки, усреднения сточных вод (в основные коммуникации не входят внутриплощадные сети предприятий).

Капитальные вложения по защите атмосферы включают единовременные затраты на строительство следующих объектов:

 установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ отходящих газов технологических агрегатов и вентиляционного воздуха перед выбросом их в атмосферу (с учетом подсобно- вспомогательных объектов);

 контрольно-регулировочных пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей.

К капитальным вложениям атмосферноохранного назначения не относятся затраты на строительство дымовых труб, газопроходов и создание санитарно- защитных зон

№27 Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий.

Под финансированием природоохранных мероприятий понимаются все финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, предприятий, организаций, аккумулированные в соответствующих фондах и предназначенные для покрытия затрат, связанные с нейтрализацией, ликвидацией негативных последствий нарушения состояния окружающей среды.

Основная цель формирования и использования финансовых инструментов заключается в целостном комплексном воздействии на регулируемую систему адекватными методами, экономически заинтересовывающими субъектов хозяйствования в достижении поставленных задач с учетом специфики рыночных отношений, условий их формирования и существования, критериев оценки конечных результатов. Применение финансовых инструментов регулирования позволяет не ущемлять экономической самостоятельности субъектов природопользования.

Система финансирования природопользования и природоохранной деятельности начала формироваться в период существования плановой экономики. В планах социально-экономического развития наряду с показателями, характеризующими намечаемые результаты хозяйственной деятельности, предусматривались задания по осуществлению природоохранных мер. Задания формировались как на уровне государства в целом, на уровне отрасли, отдельных регионов, так и на уровне конкретных предприятий.

Основные источники финансирования природоохранных мероприятий.

А) Финансирование природоохранной сферы в Республике Беларусь

В настоящее время в Беларуси финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:

- средств республиканского и местных бюджетов;

- средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы;

- средств внебюджетных фондов охраны природы;

- средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- средств граждан, в том числе иностранных;

- кредитов банков;

- иностранных инвестиций;

- иных привлекаемых для выполнения этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

№28

Новыми источниками финансирования природоохранной деятельности являются правительственная помощь зарубежных государств и займы международных финансовых организаций.

Значительную роль в финансировании сферы природопользования и природоохранной деятельности играют экологические фонды, предоставляющие средства по преодолению институциональной и рыночной неэффективности в переходный период посредством сокращения финансового бремени экологических инвестиций, лежащего на предприятиях и населении.

Экологические фонды наиболее эффективны, если они фокусируют свои затраты для поддержки следующих направлений:

- помощь в совершенствовании экологической политики;

- усиление природоохранной деятельности на промышленных предприятиях;

- финансирование высокоприоритетных экологических программ и услуг.

В Республике Беларусь создана система внебюджетных и бюджетных фондов охраны природы. Система внебюджетных экологических фондов Республики Беларусь была создана в 1993г. Основанием для ее создания послужило «Положение о внебюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О внебюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь» от 26 марта 1993г. № 183 (в редакции 1997г.).

В 1998г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление (№ 530 от 2 апреля 1998г.) «О бюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь», в соответствии с которым созданы республиканский, областные, Минский городской, районные и городские фонды охраны природы.

Распорядителями бюджетных фондов охраны природы являются:

- республиканский бюджетный фонд охраны природы – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

- областные и Минский городской бюджетные фонды охраны природы - областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- районные и городские бюджетные фонды охраны природы - районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Бюджетный фонд охраны природы образуется за счет:

- налогов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- платежей за размещение отходов производства и потребления;

- средств, полученных в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства;

- штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства;

- средств от реализации конфискованных орудий рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;

- добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;

- средств юридических лиц, других природопользователей при их долевом участии в финансировании природоохранных мероприятий;

- платежей за выдачу разовых разрешений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

- платы за использование банками денежных средств бюджетных фондов охраны природы.

Расчет платежей и перечисление средств в бюджетные фонды охраны природы осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Средства бюджетных фондов охраны природы расходуются на:

- оздоровление окружающей среды;

- осуществление мероприятий и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

- научные исследования в области охраны окружающей среды;

- внедрение экологически чистых технологии;

- строительство, техническое перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт природоохранных объектов при наличии проектно-сметной документации (изготовление проектно-сметной документации и пуско-наладочные работы должны производиться за счет средств субъектов хозяйствования);

- изучение природно-ресурсного потенциала республики, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, охрану, воспроизводство и учет животного и растительного мира;

- создание и обустройство заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, иных особо охраняемых природных территорий и объектов, а также ботанических, дендрологических и зоологических садов, восстановление и реконструкцию старинных парков;

- разработку проектов нормативных актов и нормативных документов по стандартизации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

- премирование общественных инспекторов, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды, а также вознаграждение лиц, выявивших браконьерство;

- иные нужды, связанные с охраной окружающей среды.

40. Международное сотрудничество в области природопользования, участие РБ в международном сотрудничестве.

Периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества:1913—1948 гг.;1948—1968 гг.; 1968—1992 гг.; 1992 г. по настоящее время.

Первый этап В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Международное бюро защиты природы.

Второй этап начался с созданием ООН. Международный союз защиты природы был создан в 1948 г. В 1956 г. Международный союз защиты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов

Третий этап В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, в Стокгольме 1972. Международную конференцию по окружающей человека среде был учрежден постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП.

Начало четвертого этапа 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыла для подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии. Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии; взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;

2) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;

5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологичфорумов

3) Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договоров

Являясь одним из учред. ООН, РБ на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Междун. Справоч. СИС-мой источников информации по окруж. среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР

Наши рекомендации