Легенда про белое и черное, про доброе и злое

Давно это было. Так давно, что и не помнит никто, но дош­ли до нас от предков рассказы о времени былом. Уже тогда, ко­гда прадеды моих дедов ещё бегали без штанов наперегонки с собаками, а строгие мамаши шлёпали их по голым задницам за различные провинности (сами понимаете, что в их возрасте без хулиганства ну никак нельзя), уже тогда рассказы эти обросли зелёной бородищей. Но прапрадеды слушали их с удовольстви­ем, когда, набегавшись досыта и получивши причитавшиеся им шлепки, они залезали под шкуры у очага. И слушали.

Попробую и я пересказать некоторые из них, те, что запом­нил немного и понял.

Говорят, что давным-давно, когда и земли то ещё не было, а плескалось во все стороны обширное море, океан значит це­лый, жили на небе два брата: старший Улыень, да младший Эр-лик. И вот сидели они эдак и смотрели вниз, смотрели. Хорошо так смотрели. Целую вечность сидели и смотрели, а потом вдруг ка-а-ак стало им скучно. Надоели бесконечные волны, над кото­рыми один ветер носился подвывая от одиночества. И решили они сотворить хоть что-то на чём взгляд задержать можно. Пре­вратился Ульгень в огромную белую утку, нырнул на дно, достал земли и водорослей, раскидал по поверхности воды. Материк получился. Поднялся на небо довольный. Посидели они так, по­сидели и снова заскучали. Да и то: гладкая да ровная земля по­лучилась, словно блин. Снова смотреть не на что. Тогда Эрлик превратился в чёрную утку, Нырнул на дно и достал камней, рас­кидал по земле - горы образовались. . Красивые горы. Всё как надо: вершины снежные, да ущелья тёмные, а в ущельях потоки воды грозно так шумят. Над всем этим облака белые бегут. Долго сидели братья и рассматривали земли, Всё хорошо. Да не живое какое то. Надо однако ещё чего-то добавить.

Так появился интерес к эксперименту. Началась инициати­ва новая. Засучили они рукава и принялись за работу. Начали делать растения, живность всякую и заселять ими землю. Вот тут соперничество у них и получилось. Эрлику всегда обидно было, что он младший, и на этой почве у него испортился характер, а когда они учились в небесной школе волшебства, то у старшего и отметки были лучше.

Задевало это Эрлика за живое и старался он всегда Ульгену вредить. Например, сделает Ульгень бочку с мёдом, а Эрлик хоть ложку дёгтя да бросит туда.

Так и тут выходило: сделает Ульгень зайца или там мышку, а Эрлик тут же выпускает волка или лису. Выпорхнет из рук Ульге-ня какая-нибудь птаха, а на неё уже пикирует ястреб. Но худо -бедно а заселили они землю. Сдали отчёты, подвели итоги. Сно­ва сидят, глядят на дело рук своих, радуются. И задумал Ульгень сделать человека (чтобы было кому хозяйничать в новом мире) и дать ему прекрасную светлую душу, чтобы счастлив он был. Но не понравилось это Эрлику. Сам хотел править на земле и потому состряпал он втихоря души для людей нехорошие чёр­ные. Стал он ждать удобного момента, чтобы души эти в людей вложить. И момент этот скоро представился.

Налепил Ульгень из глины кукол, сложил их штабелями, да поленницами и отправился с котомкой к своему Уч-Курбустану за душами для людей. Споро так потопал, а кошку и собаку оставил на страже возле кукол своих.

Только Ульгень за горку, а Эрлик тут как тут - мешок со своими тёмными душами тащит. Не пустили его кошка с собакой и близ­ко . Тогда Эрлик давай хитрить: - Дескать ты вот собака ходишь совсем голая, мёрзнешь, а хозяин твой не даст тебе шубы тёп­лой. Переходи ко мне служить - будешь одетая. (Надо сказать, что собака была в те времена совершенно голая, ну прямо, как ваши колени, а кошка была косматая и шерсть торчала во все стороны).

Покрылась собака шерстью, хвостом завиляла и отбежала в сторону. А кошка ну ни в какую на уговоры не поддаётся. Тогда Эрлик рассердился, набрал полный рот слюна да как плюнет на кошку. Пока кошка выбиралась из пакости такой - Эрлик подско­чил к налепленным людям да и вдохнул в них души тёмные не­хорошие. С тех пор собака не дружит с кошкой, а у кошки шерсть так и осталась прилизанная к телу.

Вернулся Ульгень радостный, довольный, что принёс души добрые, светлые для людей своих. Смотрит, а люди его как му­раши по долинам и горам разошлись-разбежались. Стал Ульгень их вылавливать да хорошие души вставлять. Но остались среди людей негодяи и по сей день живут на земле и портят жизнь хо­рошим людям. Да и в каждом человеке осталось в глубине что-то нехорошее. Недаром говорят: “У человека душа как сорока - где-то она белая, а где-то чёрная”.

Осерчал Ульгень на брата да и сбросил его с неба со всей си­лой. Пробил Эрлик землю и остался жить в подземной стране,

шее. Недаром говорят: “У человека душа как сорока - где-то она белая, а где-то чёрная”.

Осерчал Ульгень на брата да и сбросил его с неба со всей силой. Пробил Эрлик землю и остался жить в подзем­ной стране, вынашивать свои тёмные планы, да радовать­ся если какой человек сделает гадость какую другим. А слуги его рассыпались по всей земле - по всему Алтаю. Кто куда упал - то там и жить стал. Упал скажем в ручей - стал духом ручья, на гору упал - духом горы стал и т.д. И хозяй­ничать они стали всяк по своему. А людям приходится те­перь задабривать их, чтобы воды набрать или через гору перевалить. Жертвы приносят, ленточки привязывают на деревья и кусты, на перевалах из камней башенки склады­вают (тур называется). Темные души людей после смерти к Эрлику возвращаются, превращаются в злых духов - кер­месов и вылетают они на закате солнца из пещер и летают над землёй - ищут кому бы пакость какую сделать. Нельзя поэтому спать на закате, иначе вселится кермес в челове­ка, будет он болеть сильно и умрёт или с ума сойдёт.

Что здесь правда, а что нет - сам не разберусь, поэто­му рассказал как слышал. А ты возьми да проверь.

Наши рекомендации