Проблема утилизации устаревших ядерных объектов
Проблема утилизации отходов атомных реакторов электрических станций довольно подробно обсуждается мировой прессой. За перемещением таких грузов следит пресса и широкая общественность. Еще большей тайной окружены выводящиеся из эксплуатации подвижные источники радиации и, прежде всего, атомные подводные лодки (АПЛ).
Утилизация устаревших ядерных объектов и, в частности, выведенных из эксплуатации АПЛ, технически очень сложна и дорога.
Сегодня в отстое или эксплуатации находятся 475 подводных атомных лодок, в т.ч. 245 российских. Их замена должна произойти в ближайшие 5 - 10 лет.
Отсутствие средств в бюджете России на решение многих насущных задач вызывает дополнительные волнения людей, живущих в опасных зонах и, прежде всего, на Кольском полуострове и Севере России.
Так же до настоящего времени не выполнено решение Правительства СССР, принятое в 1985 г., о строительстве спецхранилищ на Северном и Тихоокеанском флотах для захоронения реакторных отсеков атомных подводных лодок. Не решен вопрос с утилизацией компонентов ракетного топлива старых систем.
Итак возникают проблемы, связанные с прекращением эксплуатации ядерных энергетических установок (ЯЭУ), созданных в 60 — 70-х гг. для стационарных (АЭС, промышленные и исследовательские реакторы) и транспортных (атомные подводные лодки и ледоколы, крейсеры и авианосцы, и др.) объектов.
Захоронение и обезвреживание радиоактивных отходов (РАО), а также утилизация устаревших ядерных объектов ВМФ и ядерно-топливного цикла по своей сложности, дороговизне, социальной и экологической значимости — одни из наиболее серьезных и актуальных проблем, бурно обсуждаемых специалистами и экологами всех стран мира.
Выведенные из боевого состава ВМФ и утилизируемые АПЛ являются потенциальными источниками как ядерной, так и радиационной опасности.
Сложность решения проблемы утилизации АПЛ и обезвреживания РАО связана не только с ее огромными масштабами, но и с необходимостью комплексного учета разнородных факторов, определяющих ее содержание — политических, экономических, экологических, социальных, инженерно-технических, организационно-правовых.
О масштабах и состоянии проблемы утилизации АПЛ свидетельствуют следующие данные. В России к началу 1996 г. выведено из эксплуатации свыше 150 АПЛ, к 2000 г. ожидается увеличение их числа до 170—180 единиц, частично утилизирована только 21 единица.
Хотя данная проблема затрагивает и другие государства (США, Китай, Францию), но в наиболее сложном положении при решении данной проблемы оказалась Россия, которой к 2000 г. предстоит вывести из эксплуатации и утилизировать в 3 раза больше АПЛ и в 5 раз больше судовых ЯЭУ, чем в США. Срок службы большинства выведенных из эксплуатации АПЛ 25 — 30 лет, а 35 % находящихся в отстое лодок были в эксплуатации более 30 лет. До 40 % списанных АПЛ более 10 лет не ремонтировались[2].
Из выведенных в отстой АПЛ активные зоны выгружены только из 30 % лодок. Остальные АПЛ фактически превратились в хранилища отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Их неудовлетворительное техническое состояние и трудности, связанные с поддержанием на плаву, создают серьезную опасность ядерных и радиационных аварий.
Массовый, технически не подготовленный вывод АПЛ из эксплуатации вызвал резкое обострение проблемы обеспечения радиационно-экологической безопасности на этих кораблях и в регионах их базирования.
Основными задачами являются[3]:
− обеспечение радиационно-экологической безопасности вынужденного длительного (в течение 15 — 20 лет) нахождения на плаву списанных АПЛ;
− выгрузка и транспортировка на переработку большого количества отработавших тепловыделяющих сборок;
− необходимость безопасного хранения и переработки значительных объемов жидких РАО;
− создание инфраструктуры для длительного (не менее 70 — 100 лет) хранения вырезанных реакторных отсеков в специально оборудованных местах;
− разделка корпусов утилизируемых АПЛ с применением перспективных и экологически безопасных технологий.
Существующие технические средства хранения и обращения с РАО, в частности береговые и плавучие емкости, переполнены и находятся в аварийном состоянии. Ряд строящихся современных технических средств (например, танкеры), находящихся в высокой степени готовности, не может быть принят в эксплуатацию из-за отсутствия финансирования. Вопреки принятым правительством России постановлениям финансирование НИОКР по указанным проблемам практически не производится.
Привлекаемые для утилизации АПЛ промышленные предприятия и ВМФ могут в настоящее время по своим производственным возможностям разделывать в трехотсечные блоки не более пяти-шести единиц в год. При таких темпах разделки происходит обвальное накопление выведенных из эксплуатации АПЛ. Содержание одной АПЛ, выведенной из боевого состава ВМФ, обходилось государству в 1993 г. в 2,5 млрд руб.
Отсутствие плавучих технических баз и перегрузочного оборудования, 100 %-ная заполненность хранилищ ОЯТ береговых технических баз, дефицит и дороговизна специальных транспортных средств для его перевозки практически парализовали процесс выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ, находящихся в отстое. Активные зоны не выгружены из более чем 60 % выведенных из эксплуатации АПЛ. Общий радиационный потенциал ядерного топлива реакторов этих АПЛ оценивается 250 — 3W млн. Ки.
В настоящее время на объектах ВМФ скопилось более 300 активных зон или более 70 тыс. тепловыделяющих сборок. Примерно половина этого количества продолжает находиться в заглушенных реакторах выведенных из эксплуатации АПЛ. Такое положение сложилось с 1989 г. вследствие устойчивого дисбаланса вывоза ОЯТ на ПО "Маяк" и его поступления с кораблей флота. Неготовность технических баз флота к приему и загрузке эшелона из-за недостаточности грузоподъемных средств и изношенности спецоборудования, неприспособленность береговых сооружений ОЯТ для длительного хранения высокоактивных материалов усугубляют тяжесть сложившегося положения. Поэтому изготовление дополнительных комплектов перегрузочного оборудования и создание временных оперативных хранилищ ОЯТ являются задачами первостепенной важности[4].
Одной из наиболее сложных проблем утилизации АПЛ является обращение с вырезанными реакторными отсеками, поскольку требуется строгое выполнение особых технологических приемов, обеспечивающих радиационную безопасность человека и окружающей среды.
Для утилизации реакторные отсеки разрезают на куски размером 12х18 м и массой - 1000 т, содержащие около 105 Ки радиоактивных веществ осколочного и наведенного происхождения.
Осколочной активностью обладают внутренние поверхности коммуникаций. Наведенная активность образуется в конструктивных материалах, находящихся под воздействием нейтронных потоков работающего реактора.
В реакторном отсеке накопленная активность наведенного происхождения в основном приходится на кобальт-60. Последний испускает достаточно жесткое гамма-излучение и практически полностью определяет радиационную обстановку вблизи радиоактивных конструкций и оборудования в течение первых 50 лет после расхолаживания реактора.
Следующим по накопленной активности стоит никель-63, который, испуская бета-излучение, не оказывает существенного влияния на радиационную обстановку в отсеке, но играет решающую роль в оценке отсека как твердого радиоактивного отхода (ТРО). Бета-активный изотоп представляет большую опасность при попадании в организм человека.
Учет технических факторов при выборе длительности хранения РО обусловлен состоянием оборудования, систем корпусных конструкций. Важнейшим требованием является исключение сквозных коррозионных повреждений корпуса реакторного отсека и сохранение его в состоянии, пригодном для разделки.
Для обеспечению защиты окружающей среды и населения при консервации или уничтожении выводимых из эксплуатации атомных подводных лодок необходимо учитывать множество сложных, специфических, требующих пристального внимания факторов и конечно профессионализма в решении этой проблемы.
Заключение
Несмотря на проделываемую работу природоохранных органов (Госатомнадзора, Госкомэкологии, Госкомзема, Минздрава России и др.), необходимо констатировать, что принимаемые ими меры явно не соответствуют степени общественной опасности и распространенности экологических правонарушений.
Располагая конкретной информацией о нарушениях законодательства, контролирующие органы не принимают действенных мер к их устранению. Проверки соблюдения правил обращения с отходами проводятся нерегулярно, их эффективность крайне низка, отсутствует надлежащий контроль за устранением выявленных нарушений, виновные юридические и должностные лица не привлекаются к установленной ответственности, штрафные санкции принудительно не взыскиваются, а меры к возмещению ущерба не принимаются. Материалы о преступных нарушениях природоохранительного законодательства в правоохранительные органы не направляются. Зачастую сами органы контроля санкционируют незаконные действия, нарушают порядок привлечения виновных к установленной законом ответственности. Редко используется и такая мера пресечения правонарушений, как закрытие или приостановка деятельности предприятий.
Вместе с тем имеются существенные недостатки и в работе правоохранительных органов. Многие из них на местах также заняли примиренческую позицию в отношении нарушений природоохранительного законодательства, неэффективно используют свои полномочия для привлечения злостных нарушителей к установленной законом ответственности.
Таким образом, нарушения законности приобрели массовый характер. Наносится огромный экономический ущерб стране, невосполнимый урон окружающей природной среде, ставится под угрозу существование будущего поколения россиян. Без срочного принятия кардинальных мер невозможно предотвратить экологические и техногенные катастрофы.
Но работа ведется, и в связи с этим разрабатываются мероприятий, направленных на укрепление правопорядка и усиление надзора в этой сфере[5].
Например, при разработке федерального бюджета, ежегодно рекомендуются предусматривать выделение необходимых средств на финансирование федеральных целевых программ "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы", "Отходы", а также Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и период до 2000 года;
Так же рекомендуется предусмотреть комплекс мер, направленных на предотвращение незаконного вывоза и ввоза радиоактивных, химических, токсичных и иных вредных отходов производства, а также механизм государственного принуждения к возврату иностранному поставщику отходов, ввезенных на территорию России незаконным, в том числе контрабандным, путем.
Далее, проработать и утвердить механизм государственного экологического контроля за транзитом через территорию страны радиоактивных отходов.
Рекомендуется такое мероприятие, как ведение порядка обязательного государственного страхования радиоактивных, химических, токсичных и других опасных отходов при перемещении их через государственную границу.
Список использованной литературы
1. Адамов Е.О. , Орлов В.В. Обновленная концепция ядерного участия в решении мировых энергетических проблем. Седьмая ежегодная научно-техническая конференция "Новые энергетические технологии и роль ядерной энергетики деления и синтеза", М., 14-18 октября 2004.
2. Атомный страх // Зеленый мир, 1999г, № 12.
3. Батырев А.Н и др. Обеспечение ядерной безопасности при эксплуатации и утилизации ЯЭУ и реакторного оборудования кораблей ВМС ведущих зарубежных государств / Под общ. ред. М.Н. Тихонова // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 1998. № 3.
4. Довгуша В.В., Тихонов М.Н. Концепция экологической безопасности утилизации снятых с эксплуатации атомных подводных лодок // Экология и промышленность России, 1998г, № 7.
5. Довгуша В.В., Тихонов М.Н. Россия. ВМФ. Радиоактивные отходы // Жизнь и безопасность. 1997. № 2 — 3.
6. Иванов Г.А. и др. Дейтериевые взрывы - энергия близкого будущего. Электротехника 2010, т.2, V симпозиум, ТРАВЭК - ВЭИ, 19 - 22 октября 2004.
7. Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология.- Томск, 2004.
8. Россия – свалка западных отходов // Зеленый мир, 1997г, № 8.
9. Скуратов Ю.И. О некоторых проблемах экологической безопасности России // Зеленый мир, 1998г, № 21.
10. Фотин В. П. Перспективы развития атомной энергетики.- М., 2005.
[1] Г.А. Иванов и др. Дейтериевые взрывы - энергия близкого будущего. Электротехника 2010, т.2, V симпозиум, ТРАВЭК - ВЭИ, 19 - 22 октября 2004.
[2] Экология и промышленность России, 1998г, № 7, с. 12
[3] Проблемы окружающей среды и природных ресурсов, 1998г, № 3, с. 25
[4] Жизнь и безопасность 1997г, № 2 -3, с. 272
[5] Зеленый мир 1998г. № 21, с.6.