Оптимизация производства и потребления моторных топлив

– Увеличение ресурсов жидких нефтяных топлив

– углубление переработки нефти (повышение выхода топлив);

– оптимизация качества топлив с целью расширения их ресурсов.

– Снижение расхода топлив в двигателях

– дизелизация автомобильного парка;

– снижение фактического расхода топлив в условиях эксплуатации

двигателей.

– Применение альтернативных топлив

– газообразные углеводородные топлива (сжиженные и сжатые газы);

– топлива из углей, сланцев и других горючих ископаемых;

– кислородсодержащие топлива и их компоненты (спирты, эфиры и др.);

– водород.

Следует отметить значительную капиталоемкость перечисленных методов и другие возникающие проблемы (например, вопрос создания дополнительных заправочных станций при использовании газообразных топлив).

– Применение присадок к топливам

Наиболее быстрым и экономичным путем, не требующим замены и переоборудования используемого парка машин, капиталовложений в автомобилестроение и нефтепереработку, является применение присадок к топливам – гомогенных катализаторов реакций, протекающих в двигателе. В настоящее время разработана и применяется многофункциональная присадка к бензинам и дизельным топливам, введение которой в топлива в микроконцентрациях значительно снижает суммарную токсичность отработавших газов, положительно влияя также на эксплуатационные свойства топлив (антикоррозионные, моющие, антинагарные, депрессорные и т.д.), что увеличивает срок службы двигателя. Целесообразным является широкое внедрение данной присадки.

Снижение шума автомобилей

В качестве основных мероприятий по снижению шума автотранспортных средств используются:

– Глушители абсорбционные, реактивные (рефлексные) и комбинированные.

Снижение шума в абсорбционных глушителях происходит за счет поглощения звуковой энергии в применяемых для них звукопоглощающих материалах, а в реактивных глушителях – в результате отражения звука обратно к источнику.

–Вибропоглощающие слоистые материалы типа «металл–пластик–металл» в качестве малонагруженных корпусных деталей (клапанные крышки, масляный поддон и т.п.).

–Двухступенчатый впрыск топлива, муфта отключения вентилятора.

–Экраны с акустическими материалами, акустические капсулы вокруг силового агрегата.

–Малошумные шины ( с измененным рисунком протектора).

– Малошумный дренажный асфальт.

Снижение загрязнения окружающей среды

При эксплуатации дорог

Применяются следующие мероприятия по снижению загрязнения.

– Поддержание транспортно-эксплуатационных параметров дороги (ровности, шероховатости, продольного и поперечного уклона, деформаций, обустройства) в пределах требуемых нормативов.

– Разработка эффективных способов и методов зимнего и летнего содержания дороги.

Это использование экологически безопасных химических реагентов, автоматизированных систем раннего оповещения об образовании гололеда, специальных покрытий с антигололедными свойствами и т.д.

–Уничтожение нежелательной древесно-кустарниковой и травянистой растительности экологически безопасными, в том числе биологическими методами.

–Использование методов защитного и эколандшафтного озеленения и благоустройства придорожной полосы.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха

Автомобилями

Плата за загрязнения для автомобилей, как и для других передвижных источников выбросов загрязняющих веществ, состоит из платы за допустимые выбросы и платы за выбросы, превышающие допустимые Применяются два механизма взимания платы – по типу топлив и по типу транспортных средств. Как правило, значение платы, рассчитанной по типу транспортных средств, больше, чем с использованием точных данных по расходу топлива. В обоих случаях плата складывается из платы за допустимые выбросы (Пн) и платы за превышение допустимых выбросов загрязняющих ве­ществ (Псн).

Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортом рассчитывается по формуле

Пн = ркТi (1)

где рк – удельная плата за допустимые выбросы, образованные при использовании 1 тонны i-го вида топлива транспортными средствами k-го типа, руб.;

Тi – количество i-го типа топлива, израсходованного автомобилями за отчетный период, тонн;

Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ рассчитывается по формуле

Псн = 5Пнdк, (2)

где dк – доля транспортных средств k-го типа, не соответствующих стандартам.

П = Оптимизация производства и потребления моторных топлив - student2.ru (3)

где Кэ – коэффициент экологической ситуации в данном регионе

(для центрального района РФ Кэ = 1,9, для Уральского – 2);

n – число типов транспортных средств.

Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия вводится дополнительный коэффициент 2, на который домножается плата, рассчитанная по приведенным выше формулам.

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы определяется по типам транспортных средств из расчета ожидаемых условий, места их эксплуатации и применения топлива с наиболее неблагоприятными экологическими характеристиками. В этом случае плата за загрязнение к-м видом транспорта определяется так:

Пк = рк . Nк + rк . Nк . dк = Пнсн, (4)

где рк - годовой норматив платы за одно транспортное средство к-го типа;

rк - плата за сверхлимитные выбросы за 1 автомобиль;

Nк - количество единиц транспортного средства к-го типа.

Необходим пересмотр налогового законодательства в отношении автотранспорта. В настоящее время нет четкой связи между налогами на продажу и эксплуатацию автомобилей и их воздействием на окружающую среду. В результате отсутствует мотивация совершенствования двигателей в отношении снижения выбросов, омоложения автопарка. Несовершенство налогового и таможенного законодательства привело к засорению страны подержанными автомобилями, использование которых в развитых странах по действующих в них законам практически исключено, т.к. ставки налогообложения определяются на базе технического контроля, основа - техническое состояние автомобиля.

Наши рекомендации