Контрольная работа с оценкой “не зачтено” представляется на по-
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Концепции современного естествознания» является вариативной частью гуманитарного, социального и экономического цикла.
Возрастающее влияние естествознания на все сферы жизни человека, общества определяет непреходящую актуальность изучения концепций современного естествознания.
В соответствии с учебным планом изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студентами заочной формы обучения предусмотрено выполнение контрольной работы по курсу в целом. Она выполняется с целью лучшего усвоения материала и одновременно для контроля со стороны преподавателя за ходом самостоятельной работы студентов.
Заочная форма обучения является наиболее сложной из всех форм обучения. Она требует от каждого обучаемого организованности и умения работать самостоятельно с учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой по предмету. Для грамотной организации самостоятельной работы необходим постоянный самоконтроль, добросовестное отношение к изучаемому материалу, планирование учебной деятельности.
Контрольная работа по дисциплине «Концепции современного естествознания» поможет будущим специалистам расширить кругозор, научное мировосприятие и познакомиться с конкретными естественнонаучными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными, экологическими и другими проблемами современного человечества, от решения которых зависит качество жизни каждого человека.
Заочное отделение утверждает график предоставления контрольного задания в университет для проверки. Выполненная контрольная работа должна быть сдана преподавателю заблаговременно, учитывая время необходимое на проверку и прием работы. Студент, не выполнивший контрольную работу, к сессии не допускается.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Выполнение контрольной работы направлено на углубление теоретических знаний студента по дисциплине «Концепции современного естествознания» с целью проверки качества этих знаний и закрепления их. Она выполняется с целью лучшего усвоения материала и одновременно для контроля со стороны преподавателя за ходом самостоятельной работы студентов.
Выполнение контрольной работы способствует:
- развитию навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой;
- выработке приемов анализа и обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов;
-проверке степени усвоения знаний по дисциплине;
-углубленному усвоению основных категорий и понятий курса.
При написании контрольных работ студенты должны продемонстрировать хорошее знание основных концепций по проблемам избранных тем, способность анализировать различные позиции и точки зрения, вырабатывать самостоятельный подход к ним, аргументировать свою позицию, обобщать конкретный материал и формулировать при этом соответствующие выводы.
В зависимости от того, как студент справляется с учебным планом и как он усваивает учебный материал, преподаватель предлагает ему вариант контрольной работы.
Подготовка контрольной работы включает следующие этапы.
На первом этапе следует внимательно ознакомиться с вопросами контрольной работы. Контрольная работа включает в себя выполнение вопросов по истории науки и основ и науковедения, а также физической картины мира, раскрывает химическую и биологическую картины мира, а также сущность человека и современных проблем его жизнедеятельности.
Второй этап можно начинать с изучения соответствующих разделов учебников и учебных пособий по курсу «Концепции современного естествознания» и прочитать конспект прослушанной лекции по данной теме. Затем следует ознакомиться с рекомендованной специальной литературой по теме. Необходимо самостоятельно продолжить поиск дополнительной литературы в личной, вузовской и других библиотеках.
Конструктивная наработка материала требует конспектирования основных положений, выписки нужных цитат, фиксирования собственных рассуждений и своего частного мнения.
На третьем этапе нужно распределить материал относительно вопросов темы. Излагая материал в тексте работы, необходимо максимально выдержать логическую последовательность, диктуемую темой и планом работы. Для уточнения смыслового содержания терминов, понятий, категорий рекомендуется использовать словари и энциклопедии.
Не допускаются дословные выписки из литературных источников, студент должен усвоить учебный материал, а затем излагать его своими словами. Использование цитат в контрольной работе уместно только для подтверждения тезисов, выдвигаемых вами или автором цитируемой работы. Цитаты используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора. При цитировании необходимо указать фамилию, инициалы автора, название произведения, место и год издания. Полное библиографическое описание источника обязательно должно включаться в список использованной литературы. Текст можно иллюстрировать схемами, рисунками, таблицами и пр.
Общий объем одной контрольной работы - 10–15 страниц печатного текста, однако рецензент в первую очередь отмечает степень, полноту раскрытия вопросов, использование иллюстраций, а также осознанность и понимание студентом выполненной работы.
Четвертый этап включает составление списка использованной литературы, куда включаются те источники, которые вы действительно использовали при подготовке и написании контрольной работы. Список использованной литературы составляется в строгом соответствии с общепринятыми правилами и требованиями библиографического описания.
Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, разборчиво.
На консультации студент получает указания, разъяснения и методические рекомендации по организации самостоятельной работы Студент обговаривает с преподавателем все основные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения контрольного задания.
За контрольные работы выставляются оценки «отлично», «хорошо» «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». В случае неудовлетворительной оценки студент обязан переделать работу в соответствии с указаниями рецензента.
В случае затруднений при выполнении контрольной работы студент должен обратиться за консультацией к преподавателю кафедры, ведущей данный курс в соответствующем потоке.
ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Наука как феномен культуры. Цель и задачи науки.
2. Механическая картина мира, ее основное содержание.
3. Химическая картина мира, ее содержание.
4. Происхождение человека. Эволюция человека.
Вариант 2
1. Зарождение научного мышления в Древней Греции.
2. Становление современной физической картины мира.
3. Основные законы химии.
4. Человечество и биосфера Земли.
Вариант 3
1. Основные этапы научно-технического прогресса и их связь с развитием цивилизации.
2. Понятие физической картины мира.
3. Основные этапы развития химии и их характеристика.
4. Биологическая и социальная роль человека.
Вариант 4
1. Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика.
2. Электромагнитная картина мира.
3. Роль алхимии в становлении химии.
4. Ноосфера – будущее человечества. Проблемы и пути перехода к ноосфере.
Вариант 5
1. Научные понятия и способ их образования.
2. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь и валентность.
3. Фундаментальные законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса) и их роль в классическом естествознании.
4. Биосфера и ее живое существо.
Вариант 6
1. Революция в мировоззрения в эпоху Возрождения.
2. Основные положения теории относительности.
3. Симметрия как основа описания объектов и процессов в микромире.
4. Экология человека как особое научное направление.
Вариант 7
1. Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика
2. Классификация элементарных частиц.
3. Структура химии, ее современные задачи.
4. Влияние космоса на биосферные процессы и человеческую жизнь.
Вариант 8
1. Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования.
2. Развитие представлений о пространстве и времени.
3. Новые материалы в химии и возможность их применения.
4. Биологические уровни организации материи.
Вариант 9
1. Зарождение научного мышления в Древней Греции.
2. Общие и специфические свойства пространства и времени.
3. Корпускулярно-волновой дуализм в неклассическом естествознании
4. Биосфера, человек и космос. Концепция А. Л. Чижевского.
Вариант 10
1. Научные теории – основная форма научного знания. Классификации научных теорий.
2. Физические взаимодействия.
3. Эволюционная химия. Связь химии и биологии. Теория А. П. Руденко.
4. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.
Вариант 11
1. Античные научные программы: математическая, атомизм, программа Аристотеля.
2. Рождение Вселенной и ее эволюция.
3. Отличия химии от алхимии, астрономии от астрологии.
4. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.
Вариант 12
1. Научные революции 16–17 вв. и становление классической науки.
2. Теория Большого взрыва
3. Концепция А. И. Опарина и ее роль в решении проблемы происхождения жизни.
4. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.
Вариант 13
1. Важнейшие открытия Средневековья в области науки и техники
2. Концепции сциентизма и антисциентизма
3. Проблема детерминизма и индетерминизма в современном естествознании.
4. Человек и техногенная цивилизация: проблемы и перспективы.
Вариант 14
1. Кризис науки и мировоззрения конца 20 века. Постнеклассическая наука.
2. Образование солнечной системы.
3. Основные проблемы современной химии.
4. Клетка как морфофункциональная единица живой материи.
Вариант 15
1. Эмпирические, теоретические и всеобщие методы научного познания.
2. Модель расширяющейся Вселенной.
3. Гипотезы происхождения Земли и их обоснование.
4. Социально – этические проблемы генной инженерии человека.
Вариант 16
1. . Эмпирический и теоретический уровни в естествознании.
2. Понятие, сущность и идеи самоорганизации материи.
3. Эволюция биосферы Земли.
4. Основные проблемы социобиологии.
Вариант 17
1. Характеристика классической науки.
2. Основы синергетики и неравновесной термодинамики.
3. Концепции Ж.-Б. Ламарка и его роль в биологии.
4. Основные проблемы парапсихологии.
Вариант 18
1. Основные черты современной науки.
2. Три начала термодинамики.
3. Проблема сущности живого и его отличие от неживой материи.
4. Самоорганизация в живой и неживой природе.
Вариант 19
1. Научные революции и их роль в развитии науки
2. Планеты солнечной системы.
3. Основные проблемы антидарвинизма конца 19 – начала 20 века.
4. Естественнонаучные основы современных технологий: биотехнологии, генная инженерия.
Вариант 20
1. Наука и псев донаука.
2. Образование и строение галактик.
3. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
4. Основные экологические проблемы в существовании современного человека.
Вариант 21
1. Строение и эволюция звезд.
2. Проблема детерминизма и индетерминизма в современном естествознании
3. Познавательное и практическое значение современной химии.
4. Происхождение и эволюция человека.
Вариант 22
1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Их единство и отличия
2. Великие загадки Земли.
3. Основные этапы развития генетики.
4. Проблемы этнологии и теория пассионарности Л. Н. Гумилева.
Вариант 23
1. Идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки
2. Науки о сложных системах: кибернетика и синергетика.
3. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.
4. Взаимодействие биологического и социального в историческом и в индивидуальном развитии человека
Вариант 24
1. Искусство как метод формирования картины мира.
2. Концепция Большого взрыва в космологии
3. Молекулярно-генетические основы наследственности и изменчивости.
Вариант 25
1. Методы научного познания.
2. Развитие концепции атомизма.
3. Вклад генетики в развитие синтетической теории эволюции (СТЭ).
4. Принципы и идеи биоэтики как науки.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Грушевицкая Т.Г, Садохин А.П. Концепции современного естествзнания. М., 1998.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.
3. Дубнищева Т.Г. Концепции современного естествознания. Новосибирск: Наука, 1997.
4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естество-
знания. М., 1997.
5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.
6. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 1998.
7. Философский энциклопедический словарь.– М.: ИНФРА-М, 1998
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
2. Волькенштейн М.В. Физика и биология.– М.: Наука, 1980.
3. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия - 10.– М.: Просвещение, 1987 (или другие издания).
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1995.
5. Дульнев Г.Н. Введение в синергетику.– СПб.: Проспект, 1998.
6. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1972.
7. Китайгородский А.И. Фотоны и ядра. Физика для всех. Книга 4.– М.: Наука, 1982.
8. Китайгородский А.И. Электроны. Физика для всех. Книга 3.– М.: Наука, 1982.
9. Климонтович Ю.Л. Без формул о синергетике. Минск, 1986.
10. Колчинский Э.И. Эволюция биосферы. Л., 1990.
11. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1974.
12. Левитан Е.П. Эволюционирующая Вселенная. М.,1993.
13. Мещеряков Б. Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.
14. Мигдал А.Б. Квантовая физика для больших и маленьких. М., 1989.
15. Миессеров Н.Г. Новый взгляд на образование Солнечной системы и эволюцию Вселенной. М., 1993.
16. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.– М.: Наука, 1994.
17. Шкловский И.С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть.– М.: Наука, 1977.
18. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики?– М.: Атомиздат, 1965.
19. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики: Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов.– М.: Наука, 1965.
Контрольная работа с оценкой “не зачтено” представляется на по-