Тема 5. Аэробное и анаэробное дыхание
Основные требования и умения студентов.
Студент должен знатьосновные этапы аэробного и анаэробного клеточного дыхания. Студент должен уметьописывать процессы, протекающие при аэробном и анаэробном дыхании, сравнивать энергетический выход аэробного и анаэробного клеточного дыхания.
Содержание учебного материала.
Основные этапы аэробного клеточного дыхания (гликолиз, цикл Кребса, электронтранспортная цепь). Содержание и продукты каждого этапа. Коферменты, участвующие в реакциях аэробного дыхания, и их функции. Особенности анаэробного клеточного дыхания. Спиртовое и молочнокислое брожение. Энергетический выход аэробного и анаэробного процессов.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.
5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.
6. Филиппович Ю. Б., Севастьянова Г. А., Ковалевская Н. И. Биологическая химия. М.: Академия, 2008.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекций, повторная работа над учебником и дополнительной литературой. Самостоятельное изучение следующих тем: 1). Использование процессов брожения в промышленности. 2). Использование процессов брожения в пищевой промышленности (виноделие, пивоварение, сыроварение, хлебопечение и т.д.). 3). История открытия процессов брожения (работы Луи Пастера).
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Тема 6. Типы и формы размножения. Основные способы деления клетки (митоз, мейоз, амитоз, эндомитоз).
Основные требования и умения студентов.
Студент должен знатьосновные типы и формы размножения, основные стадии клеточного цикла, стадии митоза, мейоза, другие типы деления ядра (амитоз, эндомитоз, прямое бинарное деление прокариот). Студент должен уметьобъяснять значение митоза и мейоза, описывать содержание стадий митоза и мейоза, называть основные источники генетической изменчивости.
Содержание учебного материала.
Биологическое значение размножения. Типы размножения (половое и бесполое), основные различия между ними. Формы полового и формы бесполого размножения. Определение и фазы клеточного цикла. Особенности периодов интерфазы. Типы деления ядра (митоз, мейоз, амитоз, эндомитоз, клеточное деление прокариот). Стадии и значение митоза. Стадии и значение мейоза. Суть явления кроссинговера и генетической рекомбинации. Основные источники изменчивости.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.
5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.
Самостоятельная работа:
С целью закрепления и систематизации знаний по данной теме рекомендуется работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Для расширения и углубления знаний предусмотрена самостоятельная работа по следующим темам: 1). Особые формы деления клеточного ядра – амитоз, эндомитоз, прямое бинарное деление и их значение. 2). Основные источники изменчивости (кроссинговер, независимое распределение, случайное оплодотворение). 3). Суть и значение кроссинговера.
Тема 7. Основные этапы онтогенеза. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Развитие прямое и с метаморфозом.
Основные требования и умения студентов.
Студент должен знатьосновные этапы онтогенеза, этапы и содержание эмбрионального периода развития (бластуляция, гаструляция, первичный органогенез). Студент должен уметьразъяснять биологическое значение явления метаморфоза, описывать различные виды постэмбрионального развития (прямого и с метаморфозом).
Содержание учебного материала.
Определение и этапы онтогенеза. Этапы эмбрионального развития (бластуляция, гаструляция, первичный органогенез). Теория зародышевых листков. Эмбриональная индукция. Омнипотентность и дифференциальная экспрессия генов. Два вида постэмбрионального развития (прямое развитие, развитие с метаморфозом).
Рекомендуемая литература по теме:
1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.
5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.
Самостоятельная работа:
Работа с конспектом лекций, с учебниками и дополнительной литературой с целью закрепления знаний. Для расширения и углубления знаний предусмотрена самостоятельная работа по следующим темам: 1). Партеногенез. Суть явления. Примеры среди животных. Биологическое значение партеногенеза. 2). Гермафродитное размножение. Суть явления. Примеры среди животных и растений. Биологическое значение гермафродитизма. 3). Основные этапы эмбрионального развития.
Раздел 4. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.