Экологические платежи, механизм взимания и расчета
До настоящего времени отсутствует определения экологических платежей. Однако были исследования теории и практики экономических методов регулирования экологических отношений, которые стали проявляться в бывшем Советском Союзе с 60-х годов нынешнего столетия. До этого времени использовались преимущественно командно-административные методы - запреты, ограничения, меры административного и уголовного воздействия. "Практика применения правовых мер показала, что использование только прямых методов воздействия на землепользователей и природопользователей на основе отношений власти и подчинения является недостаточно эффективным, так как не приводит к заметному улучшению состояния земельных и других ресурсов. Поэтому был сделан вывод о необходимости развития экономических рычагов, основанных на материальной заинтересованности, на косвенном управлении землями и экономикой в целом [1].
В соответствии с требованиями сегодняшнего дня и с ведением хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в рыночных условиях, постепенно происходят переход от императивных методов правового регулирования диспозитивным.
На наш взгляд экологические платежи можно определит – как система правового обеспечения поступления фиксированных и строго определенных сумм в бюджет государства за загрязнения и использования окружающей среды, превышения установленных нормативов качества окружающей среды.
Для выделение определения экологических платежей, считаю необходимо рассмотреть понятие экономический механизм регулирование экологических отношении, так как взаимосвязаны. В период перехода к рыночной экономике использование экономического механизма использования и охраны земель было нужно как никогда.
Экологические платежи имеет взаимосвязь с другими рыночными средствами и методами управления, охраны и использования окружающей среды.
О.П. Бедный и другие авторы полагают, что структура экономического механизма регулирования природоохранной деятельности включает:
1. обязательные платежи за загрязнение окружающей природной среды;
2. плату за природные ресурсы;
3. штрафы за нарушение экологического законодательства;
4. бюджетное финансирование государственных экологическипрограмм;
6. систему государственных экологических фондов;
7. экологическое страхование;
8. комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей природной среды.
У М.М. Бринчука к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся, прежде всего:
1. планирование природопользования и охраны окружающей среды;
2. финансирование охраны окружающей среды;
3. платежи за пользование землями, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
4. внебюджетные экологические фонды; правовое регулирование их формирования и использования; экологическое страхование;
5. налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы [3].
В Экологическом кодексе Республики Казахстан от 9 января 2007 года в ст. 95 указаны составные элементы экономического механизма охраны окружающей среды:
1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
2) плата за эмиссии в окружающую среду;
3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;
4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;
5) рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;
6) экологическое страхование;
7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.
К мероприятиям по охране окружающей среды могут быть отнесены инвестиционные экологи-ческие проекты, включающие мероприятия, предусмотренные пунктом 2 статьи 95 Экологическом кодексе Республики Казахстан от 9 января 2007 года.
Типовой перечень мероприятий по охране окружающей среды утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются за счет:
1) бюджетных средств;
2) собственных средств природопользователей;
3) иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
Мероприятия по охране окружающей среды, финансируемые из бюджетов различных уровней, определяются в соответствии с направлениями, устанавливаемыми государственными, отраслевыми (секторальными) и региональными программами, а также решениями Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и местных представительных органов.
Порядок разработки экологических программ, планов, финансируемых за счет бюджетных средств, устанавливается бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Мероприятия по охране окружающей среды включаются в программы, планы социально-экономического развития Республики Казахстан, административно-территориальных единиц, экологические программы, планы определенной территории.
Региональные экологические программы, планы и программы, планы социально-экономического развития соответствующей территории до их утверждения подлежат согласованию с уполномочен-ным органом в области охраны окружающей среды.
Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды инвестиционные экологические проекты (программы) в соответствии с бюджетным законодатель-ством Республики Казахстан.
Для разработки экологических программ могут проводиться открытые конкурсы проектов в области охраны окружающей среды, порядок проведения которых определяется Правительством Республики Казахстан.
Мероприятия по охране окружающей среды, финансируемые за счет собственных средств природопользователя, планируются природопользователем самостоятельно.
Мероприятия по охране окружающей среды включаются в план мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемый природопользователей для получения экологических разрешений.
Планирование мероприятий по охране окружающей среды, финансируемых за счет иных источников, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
В некоторых случаях экологические платежи за загрязнения окружающей среды можно признать одной из составных частей относящихся к финансовым мероприятиям по охране окружающей среды. Мы полагаем, что экологические платежи, осуществляемый в денежной форме и поступающий в бюджет, из которого в дальнейшем осуществляется финансирование мероприятии по охране окружающей среды, естественно при наличии четкого государственного планирования данной деятельности.
На сегодняшний день наиболее проблемным аспектом планирования мероприятии по охране окружающей среды, финансирование этих целей является именно тот факт, что до сих пор нет разработанной системы государственной правового механизма взимания платежей за экологию, закрепленные вы налоговом и других законодательствах. Нормативно-правовое закрепление в Кодексе о налогах и других обязательных платежах в бюджет получили такие платежи, как плата за эмиссии в окружающую среду, плата за пользование отдельными видами природных ресурсов, рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду и многое другое.
Плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемая природопользователями в пределах нормативов, определенных в экологическом разрешении, взимается согласно перечню загрязняющих веществ и видов отходов, утверждаемому Правительством Республики Казахстан.
Методика расчета платы за эмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Ставки платы за эмиссии в окружающую среду устанавливаются местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), но не ниже базовых и не выше предельных ставок, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.
Исполнение налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения ущерба, нанесенного им окружающей среде.
Обязательные платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов устанавливаются Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года.
В целях экономического стимулирования эффективного осуществления природопользователями мероприятий по охране окружающей среды Правительство Республики Казахстан может утвердить предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду.
Правительство Республики Казахстан может предоставлять государственную гарантию по негосударственным займам на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.
В целях сокращения эмиссий в окружающую среду Правительством Республики Казахстан могут быть введены рыночные механизмы путем установления лимитов и квот на эмиссии в окружающую среду и утверждения порядка торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в окружающую среду.
Природопользователь получает право на годовую квоту на эмиссии в окружающую среду в случае установления таких квот.
В случае, если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, предусмотрена возможность участия Казахстана в торговле квотами по сокращению эмиссий в окружающую среду, природопользователи могут вступать в соответствующие договорные отношения с иностранными физическими и юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Договор о торговле квотами, заключенный резидентом Республики Казахстан с иностранными физическими и юридическими лицами, подлежит регистрации в уполномоченном органе, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Существует и другие правовые механизмы и средства защиты и охраны окружающей среды, реально функционирующие и закрепленные в действующим экологическом законодательстве Республики Казахстан. Мы считаем, что институт экологического страхование как обязательного, так и добровольного это реально действующая на практике часть экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в целом.
Целью экологического страхования является возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения.
Обязательное экологическое страхование осуществляется в соответствии с законом Республики Казахстан об обязательном экологическом страховании. Экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности определяются настоящим Кодексом и Правительством Республики Казахстан.
Добровольное экологическое страхование осуществляется физическими и юридическими лицами в силу их волеизъявления. Виды, условия и порядок добровольного экологического страхования определяются договорами между страховщиками и страхователями.[6]
Есть тесное функциональная и правовая связь между экологическими платежами за загрязнение окружающей среды и экологическим страхованием, так как и то и другое направленно как на предупреждение негативных последствии для экологии и на мероприятия по ликвидации последствии реально нанесенного ущерба экологии.