Экономика глобального потепления
Альтернативные точки зрения на глобальное потепление не дают возможности однозначно ответить на последствия глобального потепления климата. Для экономической оценки последствий глобального потепления климата и эффективности предпринимаемых мероприятий наукой выработаны специальные методы. Важнейшим из них является анализ «издержки-выигрыши» (cost-benefits analysis).
В идеале экологическая политика должна обеспечить эффективное распределение ресурсов, при котором предельные общественные выигрыши от применения данной политики полностью компенсируют предельные общественные издержки. Как известно, адекватная оценка выигрышей всегда затруднена, и в особенности это касается случая глобального потепления. Следовательно, прежде чем говорить об эффективности той или иной политической меры, необходимо решить проблему оценки потенциального выигрыша от контроля изменений климата.
В эколого-экономической литературе известны два альтернативных подхода к оценке выигрыша от контроля над глобальным потеплением:
· оценка кратко- и долгосрочных ожидаемых выигрышей, представленная в докладе ОЭСР в 1992 г.;
· оценка относительных выигрышей политики контроля над изменением климата, осуществленная профессором Вилфредом Бекерманом.
Согласно первому подходу, краткосрочный выигрыш от контроля глобального потепления, измеренный на основе общепризнанных прогнозов изменения климата, оценивается в $ 61,6 трлн., а долгосрочный (на перспективу от 250 до 300 лет) – в $ 338,6 трлн.
Бекерман скептически оценивает выигрыш от политики контроля и считает, что он не оправдывает чрезмерно высоких издержек по предотвращению глобального потепления. Он предостерегает от слишком активных действий по сокращению выбросов СО2. Он убедительно доказывает, что издержки на 50% сокращение эмиссий, на котором настаивают большинство экономистов-экологов, значительно превысят ожидаемый выигрыш. Такое массовое сокращение выбросов приведет к росту цен на энергию на 400-500%. Чтобы возложить на общество столь высокие издержки, необходимо иметь полную уверенность в получении выигрыша. Однако неизвестно, сможет ли выигрыш, оцененный с точки зрения предотвращенного ущерба, полностью компенсировать ожидаемые издержки.
Несмотря на противоположность выводов, оба подхода убеждают в необходимости дальнейших исследований и могут претендовать лишь на промежуточный результат.
Но проблемы анализа «издержки-выигрыш» не ограничиваются трудностями адекватного измерения потенциального выигрыша или ожидаемых издержек.
Для оценки суммарных (агрегированных) издержек и выигрыша необходимо знать индивидуальные издержки и выигрыш, которые затем должны быть агрегированы. Проблемы, которые при этом приходится решать, таковы:
· политика, базирующаяся на анализе «издержки-выигрыш», неизбежно приносит выигрыш одним индивидам, в то время как издержки несут другие индивиды (например, в качестве налогоплательщиков). При этом обычно бенефициаров (т.е. выигравших) обнаружить легко, а вот конкретных проигравших – много сложнее. Вследствие этого может произойти несправедливое перераспределение благосостояния, которое, в свою очередь, чревато социальной напряженностью;
· анализ «издержки-выигрыш» требует наличия информации не только о предпочтениях ныне существующих индивидов, но и будущих поколений, на которых распространятся последствия данной политики. По понятным причинам такая информация недоступна;
· даже если предположить, что можно оценить влияние политики на каждого индивида, необходимо определить способ взвешивания индивидуальных предпочтений. Центральной проблемой здесь становится адекватное дисконтирование будущей ценности. Поскольку индивидуальные оценки ставок дисконтирования сильно варьируются, неудивительно, что агрегированная ставка может оказаться искаженной, если вообще будет определена.
Кроме этого, остается и проблема анализа издержек, поскольку регулирование эмиссий требует соответствующих затрат. Известно, что каждое политическое решение имеет альтернативные издержки. Следует, однако, помнить, что величина этих издержек не характеризует качество самой политики. Если ограничиться лишь краткими комментариями, то следует принять во внимание, что главной проблемой анализа затрат в подобных моделях является то, что он опирается на оценки, полученные на основе прогнозов с высокой степенью неопределенности.
Глобальное потепление по своей экономической природе относится к числу отрицательных внешних эффектов и может быть проиллюстрировано с помощью микроэкономической модели, традиционно применяемой для разъяснения этого феномена. В данном случае предполагается, что эмиссия парниковых газов имеет трансграничный характер, т.е. в роли эмитента и жертвы загрязнения выступают не отдельные экономические субъекты, а страны.
В реальной жизни трансграничное загрязнение окружающей среды носит многосторонний характер, так что страна, загрязняющая территорию своего соседа, сама может выступать жертвой загрязнения по вине какой-либо другой страны. Для упрощения можно предположить, что загрязнение носит односторонний характер, т.е. концентрация парниковых газов в стране-эмитенте уменьшается за счет перемещения воздушных масс, в то время как в стране-реципиенте эта концентрация возрастает.
Известно, что в основе отрицательного внешнего эффекта лежит разрыв между частными и общественными издержками, который можно преодолеть путем интернализации, т.е. превращения ущерба потерпевшей стороны во внутренние издержки виновника негативного воздействия.
В экономической науке сложилось два базовых подхода к интернализации внешних эффектов (по имени их авторов) – А. Пигу и Р. Коуза. Согласно подходу Пигу, интернализация отрицательного внешнего эффекта достигается путем взимания корректирующего налога, адресующего издержки потерпевшей стороны виновнику загрязнения. При этом ставка налога должна соответствовать предельному ущербу жертвы загрязнения. В этом случае необходимо участие государства как субъекта, уполномоченного обществом взимать налоги на законной основе.
Однако следует помнить, что практическое применение налога Пигу сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, необходимо знать точный размер предельного ущерба. Для этого требуется выяснить следующее:
· какая именно деятельность вызвала ущерб, каковы типы и объемы загрязнений, обусловленных конкретными производственными процессами (при этом важно учитывать, что часть загрязнений поступает в окружающую среду вследствие природных процессов, таких как извержения вулканов, землетрясения и т.п.);
· какие именно загрязняющие вещества наносят анализируемый ущерб (требуются длительные контрольные измерения и эксперименты);
· какова денежная оценка ущерба.
Все эти измерения могут быть лишь приблизительными, и поэтому адекватно измерить и оценить предельный ущерб крайне затруднительно. Кроме того, теоретически каждый источник загрязнения должен получить индивидуальную оценку ущерба, в соответствии с которой ему будет назначен дифференцированный налог. Это невозможно по техническим причинам и связано с высокими издержками.
Тем не менее эти недостатки не мешают налогообложению в соответствии с подходом А. Пигу оставаться одним из наиболее распространенных инструментов экологической политики.
Необходимо дополнить, что решению обсуждаемых нами проблем может служить и подход Р. Коуза. В отличие от А. Пигу Р. Коуз предполагает осуществить интернализацию внешних эффектов с использованием такого формального института, как право собственности. В этом случае расширяется само понятие собственности с учетом всех возможных последствий производства и потребления товаров, включая негативное воздействие на окружающую среду. Правовыми аспектами было дополнено и понятие фактора производства, который, по Коузу, означает право на выполнение определенных действий, в том числе неблагоприятных. Поэтому реализация прав собственника неизбежно оборачивается ущербом для посторонних лиц.
Интернализация внешних эффектов по Коузу базируется на установлении прав собственности на экологические блага и ресурсы. В этом случае урегулирование отношений между заинтересованными сторонами не требует вмешательства государства и осуществляется в процессе переговоров. Утверждение, что независимо от первоначального распределения прав собственности при отсутствии трансакцион-ных издержек в ходе переговоров может быть достигнуто решение, отвечающее критерию эффективности, получило название теоремы, Коуза.
Однако и у подхода Коуза есть свои недостатки. Так, условие нулевых трансакционных издержек крайне редко соблюдается в реальной жизни. Кроме того, для проведения переговоров важно, чтобы были зафиксированы негативные последствия и точно определены виновник и жертва загрязнения окружающей среды. Но часто виновника загрязнения идентифицировать нельзя, а жертвой никто себя не ощущает.
Имеет свои особенности и процесс переговоров, не всегда позволяя прийти к взаимоприемлемому решению. В частности, чем большее количество сторон с их специфическими интересами участвует в переговорах, тем менее реальным становится достижение консенсуса. Кроме того, необходимо помнить о проблеме асимметричной информации: известно, что жертва загрязнения склонна преувеличивать размеры своего ущерба, а виновник – размеры экологических издержек.
Тем не менее у подхода Коуза имеется много сторонников, которые видят его привлекательность в возможности достижения эффективности путем частных решений без участия государства. Идеи Коуза, хотя и в несколько модифицированном виде, нашли практическое применение в экологической политике: на их основе был разработан такой принципиально новый инструмент экологической политики, как рынок прав на загрязнение окружающей среды.
Инструменты и механизмы решения проблемы глобального потепления
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что выработка политики регулирования эмиссий парниковых газов представляет собой весьма сложную проблему. Во-первых, концепция глобального потепления сложна сама по себе и недостаточно разработана.
Во-вторых, поскольку источник проблемы и прогнозируемый результат глобальны по своей природе, любое политическое решение предполагает использование определенных мер в рамках международных соглашений.
Следует также учитывать, что глобальные экологические блага и системы используются в качестве общественного потребительского блага и для размещения отходов человечеством в целом. К ним относится воздушная оболочка Земли, озоновый слой, Мировой океан и др. В этой ситуации задача выбора желаемого состояния окружающей среды приобретает глобальный масштаб, и поэтому нужны наднациональные институты, реализующие общественные решения. Все выводы, касающиеся общественных благ, распространяются на глобальные экологические блага, а значит, некоторые страны предпочтут занять позицию «безбилетника».
Проблема использования окружающей среды как глобального общественного блага осложняется и в силу следующих факторов:
· население разных стран может иметь неодинаковые предпочтения по отношению к глобальному общественному благу;
· степень остроты глобальных экологических проблем в отдельных странах может быть различной. Например, глобальное потепление и таяние ледников может привести к затоплению территорий таких стран, как Нидерланды и Бангладеш;
· даже при условии одинаковых предпочтений и степени остроты проблем уровень дохода в отдельных странах значительно варьируется, а значит, будет разной экономическая оценка глобальных экологических благ, измеряемая посредством готовности платить.
Следует напомнить, что Уильямом Нордхаузом в 1990 г. были сформулированы три возможных пути решения глобальных экологических проблем, включая потепление климата. К ним относятся: 1) адаптивный подход; 2) климатический инжиниринг; 3) рыночные методы регулирования.
Адаптивный подход предполагает естественное приспособление населения, институтов и рынка к прогнозируемому повышению температуры, не требующее вмешательства государства. Такая стратегия может применяться лишь в условиях отсутствия адекватной информации о размерах предполагаемого ущерба от изменения климата. В свою очередь, это делает невозможной оценку выигрыша, который общество получает от реализации соответствующих мер, в то время как издержки будут достаточно высокими. Следовательно, применение данного подхода связано с высокой степенью неопределенности и риска.
Климатический инжиниринг представляет собой процесс физического или химического воздействия на атмосферу Земли с целью изменения климата. Привлекательность этой концепции заключается в том, что в ее рамках делается попытка непосредственно воздействовать на причину глобального потепления. Однако ее оппоненты обращают внимание на недопустимость грубого вмешательства в природные процессы. Кроме того, существует ряд технических проблем, делающих невозможным применение этого метода в обозримом будущем. Тем не менее исследования продолжаются, и многие ученые возлагают на них большие надежды. Примерами климатического инжиниринга могут быть установка в космосе зеркал для отражения солнечного излучения, обогащение океанских вод железом, способствующим росту фитопланктона и водорослей, преобразование СО2 в безвредные химические соединения и т.д.
Рыночные методы регулирования нацелены на сокращение эмиссий парниковых газов, в первую очередь СО2. Главными инструментами здесь являются экологические налоги и рынок прав на эмиссию парниковых газов.
Экологические налоги уже давно применяются на практике. Однако механизм их взимания, размеры ставок и т.д. остаются предметом острых дискуссий. Предлагается три возможных варианта такого налога: налог на бензин, налог на БТЕ и налог на углерод. Так, налогом на бензин облагается каждый галлон потребляемого бензина. Налог на БТЕ (Btu – British thermal units) – это налог на содержащуюся в топливе тепловую энергию, измеренную в британских тепловых единицах (1 БТЕ » 1060 Дж). Налогом на углерод облагается топливо в зависимости от содержания в нем углерода. Все три налога относятся к корректирующим налогам, предназначенным для интернализации отрицательного внешнего эффекта. В то же время они различаются по области применения, механизму взимания и эффективности в достижении экологических целей.
Рынок прав на эмиссию СО2 в какой-то мере представляет собой альтернативный налогам подход к регулированию процесса глобального потепления. В настоящее время торговля правами на загрязнение природной среды находит применение в некоторых странах, причем и на общенациональном, и на региональном уровнях. Однако его применение в глобальном масштабе связано с рядом трудностей.
Что касается экологического налога на выбросы парниковых газов, то наиболее распространенным инструментом регулирования выбросов СО2 является налог на бензин. В силу того что бензин содержит углерод, его сгорание сопровождается эмиссией СО2 как побочного продукта. При налогообложении бензина его рыночная цена возрастает, сдерживая его потребление и стимулируя использование альтернативных видов топлива, в меньшей степени загрязняющих атмосферу.
Несмотря на различия в налоговых базах, налог на БТЕ и налог на углерод имеют общую направленность, так как они стимулируют консервацию топлива и энергосбережение путем повышения цен. Налог на углерод имеет более узкую сферу применения, поскольку он используется только применительно к топливу, содержащему углерод. Он считается наиболее подходящим инструментом регулирования эмиссий СО2, поскольку эти эмиссии прямо пропорциональны содержанию углерода в топливе. Налог на углерод изменяет относительные цены на топливо и теоретически способен повысить цену ископаемых топливно-энергетических ресурсов до уровня предельных издержек, включающих предельный ущерб от сжигания топлива.
Однако, налог на бензин не может претендовать на роль универсального регулятора эмиссий СО2 вследствие узости сферы его применения. Она ограничена лишь теми источниками загрязнения, которые используют в качестве топлива бензин, в то время как они составляют относительно небольшую часть эмитентов СО2 Налог не распространяется на более серьезных эмитентов, потребляющих в качестве топлива уголь или нефть. Кроме того, он возлагает непропорционально большое бремя на отдельные сегменты экономики, такие как сельское хозяйство или железнодорожный транспорт.
Аналогичные выводы можно сделать в отношении налога на БТЕ. Поэтому оба налога и на бензин, и на БТЕ считаются непопулярными инструментами регулирования.
Что касается налога на углерод, то маловероятно, чтобы он способствовал заметному сокращению эмиссий СО2. Во-первых, исторически экологические налоги всегда были невысокими и выполняли преимущественно фискальную, а не сдерживающую функцию. Судя по всему, то же можно сказать о и налоге на углерод, тем более что введение высокого налога было бы крайне непопулярным политическим решением. Во-вторых, широко известно, что спрос на ископаемое топливо неэластичен по цене, и поэтому при относительно небольшом повышении цены он вряд ли резко сократится. Впрочем, согласно оценке некоторых ученых, сокращение эмиссий СО2 на 20% по сравнению с уровнем 1987 г. приведет к повышению цены на топливо на 421%!
Поскольку маловероятно, что налог на углерод будет введен повсеместно, любое сокращение эмиссий СО2 в странах, которые уже ввели налог, будет сведено на нет ростом эмиссий в странах, которые не пожелали его вводить, из-за того что энергоемкие производства переместятся именно в эти страны.
Особенно сильны возражения против введения налога на углерод в Европе. Поскольку доля Европы в общемировом объеме эмиссий СО2составляет всего лишь около 13% (не в последнюю очередь благодаря тому, что производство перемещается в развивающиеся страны) и европейская промышленность имеет самую низкую энергоемкость в мире, любое перемещение производства в менее эффективные регионы земного шара может в действительности лишь усилить глобальные эмиссии СО2.
Помимо вопроса об значимости экологических налогов стоит сконцентрировать внимание на анализе рынка прав на загрязнение окружающей среды.
Альтернативой экологическому налогообложению с присущими ему недостатками является рынок прав на загрязнение окружающей среды, который был разработан и внедрен в практику сравнительно недавно. В его основе лежит правовой подход к интернализации внешних эффектов, предложенный Р. Коузом. В данном случае часть прав собственности на окружающую среду, включая возможность ее загрязнения, передается фирмам в виде разрешений или лицензий, подлежащих купле-продаже на рынке.
Предварительно орган экологической политики выбирает пространственно ограниченный регион, для которого устанавливает оптимальный или предельно допустимый уровень загрязнения конкретным веществом. Затем этот суммарный объем загрязнений делится на определенное количество частей (квот), каждая из которых фиксируется в специальном финансовом документе – лицензии. Тем самым лицензию на загрязнение окружающей среды можно отнести к ценным бумагам, удостоверяющим имущественное право их владельца.
Лицензии на загрязнение окружающей среды могут передаваться фирмам двумя способами. В первом случае они продаются на аукционе, и их рыночная цена формируется в процессе торгов. Во втором случае они распределяются между эмитентами бесплатно. В обоих случаях предполагается последующая купля-продажа лицензий.
Следует дальше разобрать механизм функционирования рынка лицензий на загрязнение окружающей среды.
Экологически благополучная фирма с низкими природоохранными издержками не нуждается в части своих лицензий. Поэтому она продает их тем фирмам, которые не могут уменьшить загрязнение из-за слишком высоких природоохранных издержек. В итоге суммарный объем загрязнения остается неизменным, но в его рамках происходит перераспределение квот отдельных фирм.
Такой подход сочетает преимущества прямого регулирования и рыночного саморегулирования, а значит, является более выигрышным, чем экологическое налогообложение. Вмешательство государства здесь ограничивается лишь определением оптимального (точнее, эффективного) качества окружающей среды, рынок же обеспечивает гибкое распределение прав на загрязнение в пределах заданного уровня. При этом нет необходимости в индивидуальном измерении эмиссий, достаточно учесть лишь их суммарный объем.
В отличие от экологических налогов, которые могут применяться в масштабе всей национальной экономики, использование рынка прав на загрязнение, как уже отмечалось, требует пространственного ограничения подсистемы окружающей среды или региона, в рамках которых распространяется строго определенное количество лицензий. Опыт показал, что с технической точки зрения удобнее всего применять рынок прав по отношению к глобальным экологическим системам, которые пространственно ограничены самой природой.
Первым шагом в создании международного рынка прав на эмиссии СО2 является заключение соглашения, в котором определен глобальный допустимый уровень данной эмиссии и квоты каждой страны на определенное количество эмиссий. Каждая страна, в свою очередь, обязана обеспечить первичное распределение прав на загрязнение между эмитентами в рамках национальных границ и осуществлять надзор за последующей торговлей правами. В результате этой торговли деятельность по предотвращению эмиссий СО2 сосредоточится в странах с наибольшей эффективностью, а суммарный уровень эмиссий останется неизменным. В итоге цена разрешения становится равной предельному ущербу, обусловленному отрицательным внешним эффектом.
В теоретическом плане данный подход выглядит привлекательно, однако его практическое применение связано с рядом технических проблем. Одной из них являются различия в последствиях глобального потепления для отдельных регионов земного шара. В частности, по прогнозам, некоторым странам повышение температуры может принести выгоду. Поэтому их невозможно убедить в необходимости сокращения эмиссий.
Не менее важной проблемой является принцип первичного распределения прав на эмиссии между странами. Обычно для этой цели предлагается использовать такие критерии, как величина населения, ожидаемые темпы экономического роста и существующий уровень эмиссий. Однако каждый из них имеет свои недостатки, вызывающие недовольство определенной группы стран - участниц соглашения. Например, распределение разрешений в соответствии с существующим уровнем эмиссий не устраивает развивающиеся страны, так как способно привести к сдерживанию их экономического роста.
Еще одной проблемой является мониторинг эмиссий стран-участниц. Этот тип проблем обусловлен особенностями глобальных экологических систем как общественных благ со свойственной им проблемой «безбилетника» (free rider). В этих условиях нет уверенности в том, что какая-либо из стран не пожелает нести издержки на сокращение эмиссий СО2, полагаясь на другие страны. Однако в отличие от национального уровня, на котором проблема «безбилетника» решается путем сплошного налогообложения граждан страны, на международном уровне применить этот подход намного сложнее, поскольку не существует такого наднационального органа, который был бы уполномочен взимать экологические налоги с правительства той или иной страны.
Таким образом, в ходе деловой игры были получены представления об аргументах сторонников и противников концепции глобального потепления, как и об альтернативных подходах к инструментам, позволяющим отрегулировать эту проблему.
Задание студентам: попытайтесь определить собственную позицию, продумав соответствующую систему аргументов для активного участия в дискуссии.