Согласование национального природоохранного законодательства с международными правовыми актами
Важная роль в процессе формирования и реализации стратегии устойчивого развития страны на период до 2020 г. отводится совершенствованию национального природоохранного законодательства и его согласованию с принципами и нормами международного экологического права.
Республика Беларусь присоединилась к большему числу важнейших природоохранных конвенций и протоколов ООН, ряду европейских договоров и соглашений СНГ, а также подписала двусторонние документы с сопредельными государствами в области охраны и рационального использования приграничных природных ресурсов и комплексов. Она подписала и ратифицировала следующие международные конвенции:
· Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
· Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, а также Лондонская поправка к Монреальскому протоколу;
· Конвенция о биологическом разнообразии;
· Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
· Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных;
· Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием;
· Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата;
· Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
· Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
· Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
С учетом принципов и норм международного экологического права и обязательств приняты в новой редакции законы Республики Беларусь: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000 г.), «Об отходах» (2000 г.), «О государственной экологической экспертизе» (2000 г.), «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.), Водный кодекс Республики Беларусь (1998 г.), Кодекс Республики Беларусь о земле (1999 г.), а также впервые разработанные законы: «О радиационной безопасности населения» (1998 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (2000 г.), «О гидрометеорологической деятельности» (1999 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2001 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), «О растительном мире» (2003 г.) и значительное число подзаконных актов. В стране заложены правовые основы достаточно гибкой системы экологического лицензирования; экологической экспертизы; системы нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; экологической сертификации.
Основным направлением развития системы природоохранного законодательства в Республике Беларусь на период до 2020 г. должно стать создание организационных и правовых механизмов по предотвращению или смягчению негативных последствий различных видов человеческой деятельности, оказывающих влияние на здоровье человека и состояние природной среды. Учитывая трансграничный характер последствий многих видов хозяйственной деятельности человека, непременным условием перехода к устойчивому развитию является гармонизация национальных нормативных и правовых и особенно нормативно-технических актов с принципами и нормами международных договоров, нормативов и стандартов.
Для достижения этого необходимо обеспечить:
· реализацию национальных интересов Республики Беларусь через активное участие в решении глобальных и региональных экологических проблем;
· активизацию участия Беларуси в общеевропейском процессе «Окружающая среда для Европы»;
· привлечение иностранных инвестиций для осуществления природоохранных программ и приоритетных проектов в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В соответствии с государственной экологической политикой нормативно-правовое регулирование предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
· совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, нормативов и требований, регламентирующих природопользование в процессе реформирования экономики с последующим переходом на международные стандарты и нормативы, как необходимого условия участия Республики Беларусь в процессах европейской интеграции и глобализации мирохозяйственных связей;
· устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства между экологическим законодательством и нормами иных отраслей права; введение экологических норм в нормативные правовые акты различных отраслей права (экологизация хозяйственного, бюджетного, налогового, гражданского и других отраслей законодательства);
· дальнейшая гармонизация законодательства Республики Беларусь с принципами и нормами международного экологического права в рамках обязательств, вытекающих из участия в международных договорах.
Для выполнения обязательств Беларуси после присоединения к Орхусской Конвенции необходимо принять нормативные правовые акты, которые позволяли бы общественности реализовать свое право на получение доступа к экологической информации, касались бы процедур общественных слушаний по вопросам окружающей среды. Важно также создать юридические условия для формирования системы субрегионального сотрудничества по обмену экологической информацией с соседними государствами. В целях реализации международных обязательств целесообразно разработать и принять специальный законодательный акт «Об экологической информации».
В связи с присоединением Беларуси к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата необходимо создание нормативно-правовой базы по предотвращению последствий опасных изменений климата, адаптации экономики страны к изменениям климата; разработка системы нормативных актов, регламентирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью.
На V-ой Конференции «Окружающая среда для Европы» 12 стран бывшего СССР, в том числе Беларусь, подписали Экологическую стратегию для региона ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии). Применительно к Республике Беларусь работа по улучшению национального законодательства должна проводиться на фоне углубления сотрудничества со странами ВЕКЦА и использовании опыта стран Центральной и Восточной Европы.
В период до 2010 г. предстоит осуществить следующие меры по согласованию национального законодательства с международными правовыми актами в данной сфере:
· присоединиться к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду (1992 г.) в целях ускорения создания национальной природоохранной нормативно-правовой базы, а также ратифицировать Протокол по стратегической экологической оценке, принятый на V-ой Конференции «Окружающая среда для Европы» (май 2003 г.);
· учитывая возрастающую роль общественности и органов местного самоуправления в решении глобальных, региональных и местных проблем охраны окружающей среды, целесообразно присоединиться к Протоколу о регистрах выбросов и переносах загрязнителей к Орхусской конвенции, принятому на V-ой Конференции «Окружающая среда для Европы» в мае 2003 г.;
· подготовить обоснования для присоединения Республики Беларусь к Киотскому протоколу к рамочной Конвенции ООН об изменении климата;
· расширить международное сотрудничество в области решения проблем защиты озонового слоя планеты путем принятия дополнительных обязательств в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой;
· учитывая существенное значение для Беларуси проблемы возмещения ущерба от трансграничного переноса вредных веществ, создать условия для присоединения к Гетеборгскому протоколу к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
· обеспечить включение в национальное водное законодательство международных обязательств, предусмотренных Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков, а также создание механизма их реализации для охраны и устойчивого использования трансграничных вод (реки: Буг, Днепр, Западная Двина, Неман и др.) и водных объектов;
· в целях выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий, ратифицированной Республикой Беларусь в мае 2003 г., необходимо провести переговоры по выработке системы мер по предотвращению промышленных аварий, ликвидации их последствий и заключить двусторонние договоры в отношении опасных промышленных объектов, расположенных на территории сопредельных государств, а также внести соответствующие изменения в закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
· обеспечить совершенствование правового и экономического механизмов охраны земель от деградации и выбытия наиболее плодородных земель из сельскохозяйственного оборота, а также разработку и внедрение мер по выполнению решений Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием;
· создать правовые и организационные условия для разработки и принятия национального ландшафтного законодательного акта с последующим присоединением к Европейской ландшафтной конвенции (Флоренция, 2000 г.);
· в целях реализации Картахенского протокола к Конвенции о биоразнообразии ускорить принятие Закона «О безопасности в генно-инженерной деятельности» и системы подзаконных актов, обеспечивающих исключение неблагоприятного воздействия на сохранение биоразнообразия современных биотехнологий и осуществление эффективного контроля за трансграничным перемещением, ввозом и вывозом генно-инженерных организмов;
· ввести законодательный запрет на использование автомобильного топлива, содержащего свинцовые добавки, что позволит ускорить приведение состояния транспортного комплекса страны в соответствие европейским стандартам и снизит уровень загрязнения окружающей среды.
В период 2011–2020 гг. предполагается осуществить следующие меры по обеспечению согласования национального природоохранного законодательства с международными правовыми актами:
· совершенствование системы государственных стандартов качества атмосферного воздуха с учетом международного опыта и рекомендаций в целях унификации со стандартами Евросоюза;
· завершение создания экономико-правового механизма охраны окружающей среды, соответствующего требованиям устойчивого развития и обеспечивающего реализацию принципа «загрязнитель платит»;
· совершенствование правового механизма государственного контроля за трансграничным перемещением промышленных и опасных отходов;
· формирование рынка экологических услуг, развитие страхования экологических рисков, аудита и предпринимательства;
· создание эффективной системы стимулирования производства экологически чистой и безопасной продукции.
· активизация участия Республики Беларусь в международных усилиях по выработке норм, критериев и процедур, направленных на повышение ответственности государств за причинение ущерба здоровью населения и окружающей среде, в том числе и трансграничного ущерба.
5. Важнейшие средства и финансово-экономические
механизмы обеспечения устойчивого развития
5.1. Бюджетно-налоговая, кредитно-денежная и ценовая политика
Основными целями бюджетно-налоговой политикиявляются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.
Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
На первом этапе (до 2010 г.)должны быть полностью отменены сборы, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг) для формирования на республиканском и местных уровнях целевых бюджетных фондов, значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, оптимизированы ставки подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.
На втором этапе (2011–2020 гг.)общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5–8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011–2020 гг. – на 2–4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей:
повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.
В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц.
Одновременно с уменьшением налоговой нагрузки на экономику предусматривается осуществлять сокращение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов с 47,4% к ВВП в 2002 г. до 44% к ВВП в 2010 г. и 42–43% к 2020 г. Доходы консолидированного бюджета (без учета Фонда социальной защиты населения) составят соответственно 33,8, 30–31 и 29–30% к ВВП.
Усилится социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Предполагается полностью ликвидировать бюджетные субсидии, предоставляемые отдельным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, организациям жилищно-коммунального хозяйства с переводом части расходов в адресные субсидии малообеспеченным группам населения. Бюджетные средства предусматривается использовать исключительно в соответствии с получаемыми обществом результатами по приоритетным направлениям структурных преобразований в экономике.
Отказ государства от финансирования направлений, где его участие необязательно и неэффективно, позволит увеличить расходы на социальную политику и бюджетную сферу. Расширение сети предоставляемых платных услуг должно осуществляться одновременно с адекватным увеличением доходов основной массы населения.
В областисовершенствования межбюджетных отношенийв прогнозируемом периоде будет обеспечена реальная децентрализация бюджетной системы с одновременной передачей на республиканский уровень всех финансовых обязательств общенационального характера и соответствующих им налоговых ресурсов. Должно быть проведено четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, повышена степень автономности налоговых полномочий, выработаны прозрачные процедуры распределения финансовой поддержки регионам.
Задачи сохранения окружающей средыпредполагают проведение комплекса природоохранных мероприятий, научных исследований и разработок в области энерго- и ресурсосбережения, развития системы экологического мониторинга. Важным направлением расходов бюджета являются капитальные вложения, направляемые на строительство объектов, связанных с проведением на территориях радиоактивного загрязнения защитных мер по их реабилитации. Предполагается расширение участия частного капитала в финансировании природоохранных мероприятий и ресурсосбережении.
Важнейшими мерами бюджетно-налоговой политики в области охраны природы для обеспечения устойчивого развития должны стать:
· поиск новых методических подходов к построению экологических платежей с учетом мирового опыта, способных в существующих условиях обеспечить адекватную оценку природно-сырьевого потенциала и его эффективное использование;
· пересмотр объектов и повышение ставок платежей за пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) вредных веществ и размещение отходов;
· перераспределение поступлений, получаемых от ресурсных платежей, с частичным их зачислением в бюджетные фонды охраны окружающей среды;
· ограничение прямого и косвенного субсидирования природоемких и опасных для окружающей среды видов хозяйственной деятельности.
Денежно-кредитная политика в прогнозируемый период должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.
Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:
снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузку производственных мощностей и социальную защиту населения;
регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста;
повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.
Развитие банковской системы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;
повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских финансовых организаций, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;
формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;
развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.
Реализация комплекса мероприятий денежно-кредитной политики позволит обеспечить финансовую стабильность на макроэкономическом уровне и достичь денежно-кредитной системой страны пропорций и параметров, присущих системам экономически развитых государств.
Стратегической целью государственной ценовой политики является достижение и поддержание динамически сбалансированных внутренних и внешнеторговых цен. Область ценового регулирования по мере насыщения рынков товарами и создания конкурентной рыночной среды должна постепенно сужаться.
На первом этапе (до 2010 г.) ценовая политика будет направлена на достижение рациональных с точки зрения эффективной экономической структуры ценовых пропорций. Ценовой механизм должен стимулировать реструктуризацию и модернизацию отраслей реального сектора экономики, переход на технологии с более высокой производительностью труда, переориентацию с трудоемких на капиталоемкие технологии.
В результате структурной перестройки и модернизации произойдет изменение ценовых пропорций факторов производства в пользу роста относительной цены труда, средней заработной платы. Повышение цены труда позволит повысить платежеспособность населения страны и обеспечить отечественному производителю базу для разработки и сбыта новой конкурентоспособной продукции с более высокими потребительскими характеристиками.
Основной акцент во внешнеторговой ценовой политике предусматривается сместить на повышение качества экспортируемой продукции, переориентацию производителя на сложную наукоемкую продукцию, на конкуренцию не по цене, а по качеству и на этой основе обеспечить повышение среднего уровня цен экспорта.
Для решения задач первого этапа необходимо:
обеспечение уровня цен на внутреннем рынке, соответствующего уровню экономического развития страны, для чего необходимо повысить стоимость труда;
повышение уровня экспортных цен посредством смещения структуры экспорта в сторону преобладания в нем сложных наукоемких изделий, повышения конкурентоспособности отечественной продукции;
согласование ценовой политики с другими аспектами государственной экономической политики, прежде всего, это касается институциональных преобразований, создания высокотехнологичных производств, занятости, экспорта-импорта продукции.
На втором этапе (2011–2020 гг.) приоритетными направлениями ценовой политики должны стать: ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, содействие конкуренции, совершенствование регулирования деятельности естественных монополий.
5.2. Углубление рыночных и других институциональных преобразований в экономике
В Республике Беларусь созданы условия для формирования институтов рынка (коммерческие банки, биржи и т. п.). Однако развитие рыночных отношений сдерживается противоречивостью и слабой системной согласованностью экономических и административных инструментов и механизмов.
Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса, так и целостности и безопасности страны. Для реализации данной цели необходим длительный период.
В ближайшей перспективе (до 2010 г.) предполагается завершить создание законодательно-правовой базы для формирования эффективной социально ориентированной экономики, дающей возможность обеспечить достойный уровень жизни людей, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, адаптацию производства к изменениям рыночной конъюнктуры. Институциональное строительство должно вестись в направлении:
· реализации прав собственности и контрактных обязательств; защиты инвесторов; формирования крупных интегрированных структур, способных производить высококачественную продукцию с наименьшими издержками и содействующих мобилизации внутренних ресурсов, расширяющих возможности привлечения внешних инвестиций и выхода на мировой рынок; реструктуризации в среднем звене (на мезоуровне); совершенствование организационно-правовых условий для осуществления корпоративного управления; процедуры несостоятельности (банкротства);
· формирования и развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании); расширения возможностей финансирования предприятий;
· повышения эффективности законодательства путем реформирования политических институтов (судебной и правоохранительных систем, государственного управления);
· создания и совершенствования компетентной и надежной системы судопроизводства и специализированных органов, занимающихся ценными бумагами и антимонопольной деятельностью; повышения правовых знаний населения и эффективного использования законов.
В 2011–2020 гг. потребуется формирование институциональной поддержки экологизации производственной и непроизводственной деятельности (законодательно-правовая база, аудит, страхование, сертификация, экспертиза, мониторинг и стратегическая экологическая оценка).
В системе институциональных рыночных преобразований определяющая роль принадлежит отношениям собственности. Ее трансформация направлена на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, развитие частной инициативы и предпринимательства, стимулирование инвестиционных процессов и, в конечном счете, на создание устойчивых предпосылок для динамичного роста и повышения эффективности экономики.
Ориентировочное соотношение частного и государственного секторов должно составить 70:30, что соответствует эволюционно достигнутому уровню в экономически развитых странах мира. До 2005 г. предстоит в основном завершить приватизацию предприятий с численностью работающих до 200 человек, прежде всего в сфере торговли и общественного питания. Должно быть завершено акционирование государственных унитарных предприятий с численностью работающих до 500 человек.
Приватизация небольших объектов государственной собственности будет осуществляться путем их продажи по конкурсу или на аукционах за денежные средства. Реформировать средние предприятия предполагается путем преобразования в открытые акционерные общества с последующей продажей акций, принадлежащих государству, отечественным и иностранным инвесторам.
В отношении крупных предприятий будет преобладать приватизация посредством акционирования на основе эффективных индивидуальных инвестиционных проектов (допуская передачу в установленном порядке новым собственникам земельных участков) с последующей продажей акций, находящихся в государственной собственности. При реформировании крупных имущественных комплексов следует рассматривать целесообразность их реструктуризации и проведения аукционов и конкурсов по продаже (либо по передаче в коммунальную собственность) выделяемых структурных подразделений.
Ключевыми принципами в сфере реформирования отношений собственности должны стать: расширение инструментария приватизации; дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности; принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных бизнес-проектов; обязательный учет мирового опыта приватизации; сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства и коллективов предприятий; организация системы государственного контроля на всех этапах подготовки и проведения разгосударствления и приватизации, выполнения новыми собственниками взятых на себя обязательств.
Четкая регламентация работ по реформированию собственности потребует составления и утверждения долгосрочных региональных программ приватизации в каждом административно-территориальном образовании страны.
Важным фактором социально-экономического развития страны является предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку. В результате расширения малого и среднего бизнеса формируется средний класс – основа социальной стабильности.
К основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства следует отнести:
· совершенствование нормативно-правовых условий развития малого и среднего предпринимательства (упрощение регистрации субъектов хозяйствования, сокращение лицензируемых видов деятельности, минимизация административных ограничений и др.);
· развитие кредитно-финансовых механизмов, имущественной поддержки и других мер стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего в производственной, инновационной деятельности и сфере оказания услуг населению;
· повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центры поддержки, инкубаторы малого предпринимательства, технопарки и др.);
· развитие международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;
· взаимодействие органов государственного управления с общественными организациями (объединениями) предпринимателей.
5.3. Научные исследования и инновационные проекты по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств
Современное состояние производственного потребления ресурсов в Республике Беларусь характеризуется их высокими удельными расходами относительно экономически развитых стран. Однако быстрое и повсеместное ресурсосберегающее технологическое обновлениепромышленного потенциала невозможно из-за недостатка инвестиционных средств и слабой инновационной восприимчивости промышленных предприятий к освоению ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Решение этих проблем необходимо осуществлять по следующим направлениям:
планомерное обновление применяемых в промышленности Республики Беларусь технологий и производимой продукции на основе:
- совершенствования методов конструирования, расширения применения используемых в Республике Беларусь передовых ресурсосберегающих технологий;
- использования новых композиционных материалов;
- совершенствования энергоемких технологий, утилизации тепла, усиления теплозащиты;
- использования технологий рециклинга материалов, применения отечественных заменителей импортируемых продуктов и т.д.;
постепенное реструктурирование промышленного производства с целью замещения производств традиционной средне- и малонаукоемкой продукции на высоконаукоемкие отрасли, основанные на разработке и использовании:
- передовых информационных, микро-, нано- и биотехнологий, тонкого химического синтеза, нетрадиционной преимущественно возобновляемой энергетики, «интеллектуальных композитов»;
- экотехники и экотехнологий, эффективных технологий предупреждения и лечения болезней, охраны окружающей среды.
Важной предпосылкой прогресса в ресурсосбережении является наличие в Республике Беларусь соответствующих научных и технологических заделов, научно-технического и инновационного потенциалов, способных обеспечить прогрессивные изменения в технике и технологии производства, в использовании материалов и энергии.
Научное обеспечение решения этих проблем осуществляется в первую очередь в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ и проектов:
ГНТП «Ресурсосбережение – 2005», основные цели которой – снижение затрат ресурсов на единицу продукции в действующих промышленных технологиях, вовлечение в оборот местных ресурсов, в том числе отходов производства и потребления;
ГНТП «Энергосбережение – 2005», основными целями которой являются сокращение потерь при добыче, переработке, транспортировке и распределении энергетического сырья; рационализация и оптимизация развития системы энергопотребления; увеличение масштабов использования вторичных и нетрадиционных (прежде всего, возобновляемых) энергетических ресурсов.
В Республике Беларусь выполняются ГНТП, обеспечивающие создание ресурсосберегающих научно-технических разработок для таких крупных отраслей, как сельское хозяйство (ГНТП «Агропромкомплекс») и строительство (ГНТП «Строительные материалы и технологии»). Отдельные проекты, результаты выполнения которых имеют ресурсосберегающий эффект, содержат также ГНТП «Промышленная биотехнология», «Сварка», «Новые материалы и защита поверхностей», «Технология», «Минеральные удобрения», «Леса Беларуси», «Приборы, средства измерений и техническая диагностика», «Белэлектроника», «Малотоннажная химия», «Информационные технологии», «Приборы для научных исследований».
Исследование стратегических проблем оптимизации ресурсопотребления, ресурсосбережения и экологии проводятся в рамках программ фундаментальных и фундаментально ориентированных разработок в области естественных и технических наук, вчастности, в программах «Наноматериалы и нанотехнологии», «Электроника», «Энергия», «Поверхность», «Полимер-2», «Вещество-2», «Биологические ресурсы», «Водород», «Инфотех», «Материал», «Природные комплексы», «Биотехнологии».
Все проводимые и прогнозируемые исследования и разработки, инновационные проекты можно сгруппировать в 4 крупных блока, включающие важнейшие проблемы межотраслевого характера:
снижение ресурсоемкости и импортоемкости промышленного производства:
- экономия ресурсов (энергоносителей, сырья и материалов) в технологических процессах и изделиях («Ресурсосбережение»); разработка отечественных аналогов импортируемых материалов и комплектующих («Импортозамещение»);
- разработка и адаптация технологий рециклинга вторичных ресурсов («Рециклинг»);
- развитие нетрадиционной энергетики и утилизация вторичных энергоресурсов;
повышение конкурентоспособности промышленной продукции экспортной направленности:
- микроэлектроника, оптика, вакуумная техника;
- средства информации и связи, измерительные приборы;
- микро- и нанотехнологии, МЭМС и НЭМС;
- транспортная техника;
- новые технологии и средства переработки материалов в изделия;
- новые конструкционные и функциональные материалы (композиционные, интеллектуальные), продукция малотоннажной химии;
- технические средства обороны;
повышение эффективности и увеличение объемов производства конкурентоспособных пищевых и технических сельскохозяйственных продуктов: