Краткий словарь терминов

Гипотеза — научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно. Различают Г. как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.

В античной науке и естествознании Нового времени метод Г. применялся в основном лишь в неявной, скрытой форме в рамках других методов научного познания (в мысленном эксперименте, в генетически-конструктивном и индуктивном методах).

Научная Г. всегда выдвигается в контексте развития науки для решения какой-либо конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами эксперимента. Замена какой-либо Г. в процессе развития науки другой, более подходящей, не означает признания ее абсолютной ложности и бесполезности на определенном этапе познания: выдвижение новой Г., как правило, опирается на результаты проверки старой (даже в том случае, если эти результаты были отрицательными). Поэтому выдвижение Г. в конечном итоге оказывается необходимым историческим и логическим этапом становления другой, новой, гипотезы.

В качестве научных положений Г. должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающей, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). Однако наличие такого рода свойств является необходимым, но недостаточным условием научности Г. Свойство фальсифицируемости достаточно строго фиксирует предположительный характер научной Г.

Другое свойство научной Г. — верифицируемость — позволяет установить и проверить ее относительно эмпирического содержания. Наибольшую эвристическую ценность представляет собой подтверждение Г. такими фактами и экспериментальными законами, о существовании которых невозможно было предположить до выдвижения проверяемой. Так, например, предложенная Эйнштейном в 1905 г. квантовая Г. спустя почти десятилетие была подтверждена экспериментами Милликена. Свойство верифицируемости служит эмпирической основой процессов становления и развития Г. и других форм теоретического знания, обусловливая относительно непрерывный характер развития науки.

Определенное методологическое значение имеет вероятностная или сравнительная оценка соперничающих Г. по отношению к классу уже установленных фактов.

Эвристическая роль метода Г. в развитии современного научного знания нашла отражение в гипотетико-дедуктивных теориях, представляющих собой дедуктивно организованные системы различной степени общности. Такие теории являются неполными, что открывает значительные возможности для их расширения и конкретизации за счет дополнительных Г., прикладных моделей, а также теоретических моделей экспериментальных установок.

Горизонт прогноза— крайний срок, до которого прогноз действителен с заданной точностью.

Гражданское общество— понятие, характеризующее целостность и специфичность общественной жизни по отношению к государству, другим политическим структурам.

Понятие употребляется в научной литературе в следующих значениях: 1) форма общения людей, основанная на их свободном выборе и общности интересов (философский смысл); 2) система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и организаций, в рамках которых реализуются разнообразные потребности, интересы и ценности людей (политологический смысл); 3) совокупность частных отношений между лицами, регулируемых частным или гражданским правом (правовой или юридический смысл); 4) совокупность свободных и ответственных граждан, сознательно управляющих делами государства и добросовестно исполняющих свой общественный долг (морально-этический смысл). Г. о. — аналитически вычленяемая подсистема общественной жизни, существующая наряду с государством и естественно-историческими формами общности людей (нациями и т.д.).

Дерево целей— это метод прогнозирования, обозначающий расчленение общей цели на более конкретные, которые позволяют видеть множество частных целей, их субординацию в единстве с общей задачей, с решением главной цели. Д. ц. напоминает настоящее дерево с множеством ветвей, со всей его кроной.

Решение любой социально-значимой задачи сопряжено с решением смежных, внешних задач, относящихся к разным сферам (экономической, политической, духовно-идеологической и т.д.). Д. ц. дисциплинирует мышление, обязывает мыслить только логически, учитывать многие связи и опосредствования, видеть взаимосвязь общего и частного.

Динамический ряд— временная последовательность ретроспективных и перспективных значений переменной объекта прогнозирования.

Игры— метод, используемый в непосредственных предплановых исследованиях, а также для верификации прогнозов.

Имитация— построение математических моделей в целях обучения и верификации решений как результатов прогнозного исследования.

Методика прогнозирования— система методов и способов прогнозирования. Включает в себя следующие этапы исследования: 1) предпро-гнозная ориентация: определение объекта исследования (здравоохранение, студенчество, пенсионеры и т.д.), предмета исследования (например, уровень экономической защищенности студенчества), проблемы, цели, задач, времени проведения; выдвижение рабочих гипотез, выбор методов, определение структуры и организация исследования; 2) прогнозный фон — сбор данных, влияющих на развитие объекта. К ним относятся принимаемые решения, новые документы, непосредственные события и т.д., при этом учитываются процессы в смежных, непрофильных отраслях; 3) исходная модель — обобщенное видение объекта в системе основных показателей, параметров, отображающих его характер и структуру; 4) поисковый прогноз — проекция исходной модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом факторов прогнозного фона с целью выявления проблем, подлежащих решению;

5) нормативный прогноз — проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям;

6) оценка степени достоверности и уточнение прогностических моделей через систему экспертного опроса; 7) выработка рекомендаций для подготовки оптимальных решений на основе сопоставления прогностических моделей.

Методология прогнозирования— 1) общая система принципов и результатов человеческой деятельности, процессов познания и философского обоснования способов и приемов организации всего многообразия видов человеческой деятельности и 2) учение об этой системе. Основой ее является диалектика, выполняющая эвристическую, аксиологическую, мировоззренческую и ориентирующую функции.

М. п. объективно присуща любому руководству, управлению в силу органической связи между различными сферами общественной жизни, непрерывного усиления их взаимодействия.

Методы прогнозирования.— В настоящее время насчитывается более 200 методов прогнозирования. Среди них наиболее распространены методы экстраполяции и экспертизы, так как в качестве их основы главным образом выступают временные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта прогнозирования. Другие М. п. — многоуровневая морфология, многотуровая экспертиза, матричные методы — базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.

Ассоциативные методы — процедуры прогнозирования на базе построения специфических аналоговых моделей реальных объектов и процессов.

Игры — метод, используемый в непосредственных предплановых исследованиях, а также для верификации прогнозов.

Имитирование — построение математических моделей в целях обучения и верификации решений как результатов прогнозного исследования.

Индивидуальное предсказание эксперта — оценка ведущего специалиста-лидера, эксперта в данной области анализа, исследования.

Интуитивные методы (предвидение) — наиболее широко используются в целом в системе управления, а также при прогнозировании различных социальных явлений, базируются на широком привлечении наиболее компетентных экспертов и постоянном повышении их квалификации и ответственности за экспертизу.

Историческая аналогия — перенесение во времени или из других областей знания выявленных закономерностей, тенденций развития схожих событий.

Каузальное моделирование — установление причинно-следственных связей известных фактов.

Классификационные признаки методов прогнозирования — специфические отличия по степени форматизации, по принципу действия и по способу получения информации.

Классификация методов — выбор методов, адекватных решаемым задачам.

Метод Дельфи предполагает несколько этапов автономного опроса экспертов, объединенных в группы. Имеются несколько специальных методик обработки и отбора результатов экспертных опросов.

Методы опережающей информации — группы методов, основанных на свойстве научно-технической информации опережать практическое воплощение достижений науки.

Мозговая атака — коллективная оценка, регламентированная особыми правилами, основанная на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения проблемы.

Статистическое моделирование — разработка и анализ моделей, создаваемых на базе статистического материала прошлого и настоящего.

Сценарий — разработка и описание вероятного курса событий в исследуемой сфере (среде, системе) и ее окружении, начиная с конкретного данного исходного этапа и оканчивая временем упреждения прогноза.

Эвристические методы — основываются на анализе исторических и системных детерминирующих связей. Механизм предвидения базируется на экстраполяционных, сценарных, вероятностных прогнозах, статистическом моделировании.

Прогноз— это многовариантная гипотеза о возможных вариантах и путях будущего развития исследуемого объекта, явления, процесса; исследование, ставящее своей целью на основе анализа исходной информации способствовать повышению научной обоснованности управления, деятельности. П. — это обоснованное суждение (заключение) о возможности развития.

Прогноз нормативный— проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям.

Прогноз отраслевой— это прогноз научно-технический, экономический, проблем медицины, образования, сферы науки и культуры и др. Он тесно связан со сферой управления.

Прогноз поисковый— проекция исходной модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом факторов прогнозного фона с целью выявления проблем, подлежащих решению.

Прогнозирование— это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом групп знаний, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют анализ на разных уровнях — теоретическом, психолого-интуитивном, практическом — проблемы близкого и далекого будущего.

Объект П. — процессы (явления, события), на которые направлено исследование с целью разработки прогноза.

Вариант прогноза — один из возможных прогнозов.

Достоверность прогноза — оценка вероятности осуществления прогноза для заданного интервала времени.

Направление развития — т.е. прогнозирование нельзя вместе с тем определить только лишь на основании строго научных законов — нужно знание фактов, умение отобрать из них наиболее значимые. Здесь требуются не только знания, но и понимание, способности, навыки, т.е. целая система интеллектуальной подготовки.

Цель П. — правильно оценить все новое, что уже в настоящем оказывает влияние на социальную жизнь, что из настоящего может не только сохраниться, но и перейти в будущее, это касается и форм социальной жизни, принципов, содержания и методов деятельности.

Практическое значение П. — подготовка заблаговременных обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок:

а) в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (культуре, здравоохранении, образовании, в сельском хозяйстве);

б) как действительно может протекать развитие. Т.е. можно говорить о двух типах задач: 1) определение и мотивирование цели развития и 2) определение средств, способов, путей достижения цели.

Прогнозирование социальное— это исследование социальной системы на более глубоком уровне, дающем возможность предвидеть, прогнозировать будущее, одновременно выступающее как синтез многообразных знаний об обществе.

Прогнозирование этапное— временные и содержательные прогнозы. Различают несколько этапов: исследовательский, программный, организационный, аналитический.

Аналитический этап должен определить состояние и тенденции развития объекта прогнозирования и ответить на вопросы: каков желаемый уровень удовлетворения конкретных общественных потребностей, достижение которых связано с развитием объекта прогнозирования; какие результаты будущего развития в каких областях, сферах желательны и необходимы для достижения желаемого уровня и т.д.

Исследовательский этап призван ответить на вопросы:

каковы возможные результаты будущего развития в указанных областях исследуемого объекта;

какие проблемы возникают из-за несоответствия необходимых и возможных результатов будущего развития;

а также четко сформулировать проблему, возникшую в результате исследования и подлежащую разрешению.

Программный этап предполагает получение ответов на вопросы:

каковы возможные пути (варианты) достижения желательных и необходимых результатов;

какой промежуток времени займет реализация каждого из возможных результатов;

какова степень уверенности в реализации каждого из возможных вариантов (путей) решения.

Организационный этап — это:

кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы, требующиеся для реализации каждого из возможных вариантов;

комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих получение определенных результатов в достижении того или иного варианта; определение наиболее рационального из них.

Принципы прогнозирования — системность, согласованность, вариативность, непрерывность, верифицируемость, эффективность.

Принцип системности — учет взаимосвязи всех прогнозируемых показателей объекта, его среды и важных факторов.

Принцип согласованности — учет поисковых и нормативных прогнозов различного периода упреждения.

Принцип вариативности — разработка нескольких прогнозов, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели (в нормативном прогнозировании) и вариантов развития среды.

Принцип непрерывности — корректировка прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогноза или изменения внешних факторов и т.д.

Принцип верифицируемости — проверка достоверности, точности и обоснованности прогноза.

Принцип эффективности — степень достижения поставленных целей.

Прогнозирующая информация— информация не только о состоянии системы, но и о тенденциях ее развития, об альтернативах, различных путях достижения цели, о возможных состояниях в будущем.

Прогнозная информация— те сведения, знания, представления, которые получены во время прогностического исследования, обобщены и сформулированы.

Прогнозный документ «Прогноз»— обобщенные данные о методах разработки прогноза и о его содержании; данные, характеризующие один из вариантов развития прогнозируемой проблемы, об уровне завершенности, оценках времени, стоимости, условиях, предполагающих уверенное выполнение поставленных целей, прогнозных гипотез.

Период основания прогноза — промежуток времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз (до 1 года, от 1 года до 5 лет и т.д.).

Прогнозный фон— совокупность данных, влияющих на развитие объекта (принимаемые решения, новые документы, непосредственные события и т.д.), с учетом процессов в смежных, непрофильных областях.

Прогностика— система научных знаний о теории и практике прогнозирования; наука о законах и способах разработки прогнозов. Возникновение как специальной научной дисциплины относится к 60-м годам XX в. Задача: изучение особенностей прогноза как особого научного исследования; определение принципов оптимального подбора методов прогнозирования; изучение способов и разработка критериев оценки достоверности прогнозов; выявление роли моделирования в системе прогностических исследований; выработка системы принципов прогнозирования; анализ нравственно-этических аспектов прогнозирования и др.

Структура объекта прогнозирования— способ внутренней организации и связей элементов объекта прогнозирования.

Утопия — теория, содержащая идеалистические представления, видения социальных преобразований, своеобразные прогностические концепции. Одна из черт У. наряду с критикой существующего строя и осмысления социального идеала — предвосхищение будущего общества.

Различают три типа утопических воззрений: а) реконструкции, б) «бегство» от социальной действительности, в) обоснование социальных программ для воплощения предпочитаемого будущего.

Футурология— в широком значении — совокупность представлений о будущем человечества, в узком — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Ф. часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики.

В начале 70-х гг. XX в. на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел так называемый Римский клуб, по инициативе которого развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. Участники этих исследований разделились на два основных направления: одно из них развивает идеи социального пессимизма (Дж. Форрестер, Д.Медоуз, Р.Хейлбронер (США)), другое пытается доказать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» государственно-монополистического капитализма (А.Тофлер, М.Месарович, Э.Ласло, В.Феркисс (США), Э.Пестель (ФРГ), К.Фримен (Англия), И.Кайя (Япония), Г.Линнерман (Нидерланды), А. Эррера (Аргентина) и др.).

Цивилизация— это тот уровень, когда созданы объективные условия для самостоятельного творческого развития как общества в целом, так и отдельной личности, когда преодолевается подражательность, создаются возможности для интеллектуального раскрепощения, рождающего смелые гипотезы, предположения.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО

ИЗУЧЕНИЯ

Арский Ю.М., Данилов-Данилян В. И. и др. Экономические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать: Учеб. пособие. — М., 1997.

Атаманчук Г. В. Государственное управление: Сер. «Энциклопедия управленческих знаний». — М., 2000.

Атаманчук Г. В. Управление: всегда есть варианты. — М., 1999.

Ахиезер А. С. Прогнозирование социокультурной динамики России: вопросы методологии и некоторые результаты // Проблемы прогнозирования. - 1993. -№ 5.

Бауер А., Эхгорн В., Кребер Г. Философия и прогностика: Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования: Пер. с нем. — М., 1971.

Большаков В.Н. Экологическое прогнозирование. — М., 1983.

Бухатова И. Л., Михосеев Ю. И., Шаров A.M. Эвоинформатика: Теория и практика эволюционного моделирования. — М., 1991.

Гвишиани Д.М. Теоретико-методологические основания системных исследований проблем глобального развития // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. — М., 1982.

Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. — Киев, 1986.

Глушков В.М., Иванов В. В., Яненко В.М. Моделирование развивающихся систем. — М., 1983.

Гончаренко А. Н. Проблемы комплексного прогнозирования в социальной экологии. — Киев, 1982.

Горелов А. А. Экологическая наука — моделирование. — М., 1986.

Гуманизм на практике: Из опыта по созданию базовой экспериментальной модели социального обслуживания населения в ЗАО Москва / Сост. и отв. ред. В.М.Сафронова. — М., 1995.

Данилов-Данилян В. И., Рывкин А. А. К системному анализу долгосрочных процессов природопользования // Системные исследования. — М., 1998.

Демидова Т.Е. Коммуникативные технологии в социальной работе // Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. — М., 1997.

Демидова Т. Е. Личностные качества социального работника и их влияние на модель группового общения // Теория и практика социальной работы: Проблемы, прогнозы, технологии. — М., 1992.

Доброе Г. М. Прогнозы и перестройка нации // Науковедение и информатика. — 1989 — Вып. 31.

Доброе Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. — М., 1998.

Жуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия. — М., 1995.

Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. — М., 2001

Загладин В., Фролов И. Глобальное прогнозирование современности: Научный и социальный аспекты. — М., 1981.

Закалюк А. П. Опыт разработки индивидуальных криминологических процессов. — М., 1994.

Капица С. П. Математическая модель роста населения мира // Математическое моделирование. — 1922. — Т. 4. — № 6.

Капица С. П. Модель динамики населения Земли и демографический переход // На пути к постиндустриальной цивилизации: Материалы II Междунар. Кондратьевской конференции. — М., 1996.

Кондратьев И. В. Теоретические основы социального проектирования. — Минск, 1989.

Кондратьев К. Я. Энерго- и массообмен в биосфере // Вестник АН СССР.-1988.-№ И.

Котляров И. В. Теоретические основы социального проектирования. — Минск, 1989.

Крючков Ю.А. Проектная культура. — М., 1971.

Кузнецов Г. А. Экология и будущее. — М., 1988.

Кузьминова Т. В. Введение в математическое моделирование экономических систем: Учеб. пособие. — Калуга, 1995.

Кулагин Ю. 3. К теории экологического прогнозирования // Экология. - 1980. — № 5.

Кулакова Н.А. Земля — живой дом: Сб. материалов годичных научных чтений МГСУ. - М., 2001.

Лейбин В. М. «Модели мира» и «образ человека»: Критический анализ идей Римского клуба. — М., 1981.

Луков В.А. Социальное проектирование. — М., 1997.

Моисеев Н. Н. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. 1917-1993. - М., 1994.

Назарова Е.А. Модели социальной адаптации и образования детей вынужденных мигрантов. — М., 2001.

Назарова Е.А. Прогнозирование миграционных процессов как один из инструментов социальной политики. — М., 2001.

Население и общество // Инф. бюл. Центра демографии и экологии человека Института народнохоз. прогнозирования РАН. — 1995. — № 1-9.

Национальная доктрина России: Проблемы и приоритеты. — М., 1994.

Новая технология и организационные структуры. — М., 1990.

О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.

Образ жизни и планирование социальных процессов. — М., 1986.

Орлова И. Б. Демографическое благополучие России. — 2001.

Осипов Г. В., Локосов В. В. Социальная цена неолиберального прогнозирования. — М., 2001.

Основы социального прогнозирования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. Е. Шепитько. — М., 2001.

Поиск приводит к находкам: Модели управления в системе социальной защиты / Под ред. В.М.Сафроновой. — М., 1997.

Посохин А. С. Индивидуальная и общественная детерминация предвидения: Проблемы социального прогнозирования. — Красноярск, 1986.

ПошыловД.А. Моделирование рассуждений. — М., 1989.

Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические проблемы / Отв. ред. Т. М.Дридзе. — М., 1994.

Прогнозы, перспективы... // Социальное обеспечение. — 1997. — № 3.

Прогностика. Терминология / Отв. ред. В.И.Сидоров. — М., 1990.

Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И. В. Бестужева-Лады. — М., 1992.

Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. Э. В. Обминского. — М., 1993.

Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. — М., 1978.

РакитовА.И. Философия компьютерной революции. — М., 1990.

Рейтере Н. Ф. Экология человека: основные проблемы // Проблемы природоохранного просвещения. — Новосибирск, 1980.

Романовский Н., Тощенко Ж. Социальные проблемы: состояние, прогноз развития. — М., 1992.

Российская энциклопедия социальной работы. — Т. 1—4. — М., 1997.

Руководство по научно-техническому прогнозированию / Под ред. Л.М.Громова. — М., 1977.

Саати Т.Л. Математические модели конфликтных ситуаций. — М., 1977.

Сафронова В. М. Методологическая культура кадров и социальное прогнозирование // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М., 1992.

Сафронова В. М. На пороге третьего тысячелетия: будущее через призму прогнозам // Социальная политика в России на пороге XXI века. — М., 1999.

Сафронова В. М. Прогнозирование и моделирование социальных процессов: теоретико-методологические аспекты // Социальное развитие общества: современное состояние и перспективы: Пятые годичные чтения МГСУ. - М., 1999.

Сафронова В.М. Социальное прогнозирование и моделирование // Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. — М., 1997.

Сафронова В. М. Сущность и теоретико-методологические основы прогнозирования социальных процессов // Социальная работа: история и современность: Четвертые годичные научные чтения МГСУ. — М., 1998.

Сендов Б. Некоторые принципы математического моделирования // Наука и общество. — М., 1983.

Социальное поргнозирование и моделирование / Ред. и сост. В. М. Сафронова. — М., 1996.

Сидоренко С.В. Описание моделей рынка труда. — М., 1998.

Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. — Т. 1. — М., 1997.

Социальное прогнозирование и моделирование / Под ред. В.М.Саф-роновой. — М., 1995.

Социальное развитие: Тенденции, проблемы и перспективы: Тезисы материалов научных чтений МГСУ 12 апреля 1995 г. — М., 1996.

Стефанов Н. Управление, моделирование, прогнозирование: Пер. с болг. — М., 1994.

Сухорукое М. М. Структурно-логический подход к прогнозированию и моделированию в социальной деятельности: (Из отечественного и зарубежного опыта) // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском университете: Материалы конференции. — М., 1996.

Теория и практика социальной работы: Проблемы, прогнозы, технологии / Ред.-сост. В. М. Сафронова. — М., 1992.

Толстова Ю. Н. Соотношение понятий типологии и классификации // Типология и классификация в социологических исследованиях. — М., 1982.

Урсул А. Д. Государство и экология. — М., 1996.

Фадеев Е. М. Проблемы экологического производства // Человек, общество и природа в век НТР. — М., 1983.

Феминология и семьеведение / Под ред. Л.Т.Шинелевой — М., 1995.

Фирсов М. В. Социальная работа: Теория, история, общественная практика. — М., 1998.

Флейшман Б. С., Брусиловский П. М., Розенберг Г. С. О методах математического моделирования сложных систем // Системные исследования. — М., 1982.

Фридман Л. А., Видясова М. Ф. Восток и Россия в мировом экономическом пространстве (перспектива XXI в.) // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском университете: Материалы конференции. — М., 1996.

Цыгичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов.— М., 1986.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. — М., 1995.

Яковец Ю. Предвидимое будущее: Парадигмы циклов. — М., 1992.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора.. 3

Раздел I 6 ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И 6 МОДЕЛИРОВАНИЯ.. 6

Методологические аспекты прогнозирования 6 и моделирования социальных процессов. 6

Методы прогнозирования. 14

Виды, технологии и содержание прогнозов. 21

Раздел II МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.. 39

Сущность, виды и функции моделей и моделирования. 39

Особенности моделирования социальных процессов. 43

Построение математических моделей социального прогнозирования. 51

Моделирование демографических процессов. 62

Модели экологической безопасности.. 71

Модель социальной адаптации вынужденных мигрантов, ее формы и уровни.. 80

Раздел III СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ, ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 88

Технология системно-функционального подхода.. 88

Моделирование социальных процессов на региональном уровне. 94

Модель управленческого решения. 102

Практическое значение современных социальных технологий в сфере прогнозирования и моделирования 113

Раздел IV ДЕМОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.. 117

Демографические ситуации как одна из основ социального прогнозирования. 117

Технология демографического прогнозирования. 128

Необходимость демографического прогноза для социального прогнозирования. 135

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 143

Краткий словарь терминов.. 167

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ.. 174

Учебное издание

Наши рекомендации