Учение о ноосфере на пути перехода к постиндустриальному обществу
Современный техногенный тип эколого-экономического развития характеризуется тем, что традиционная модель экономического развития во многом исчерпала себя, западная модель развития больше не подходит в качестве образца, - мир находится в поиске новой. Впервые в истории все человечество оказалось перед выбором пути развития.
Необходимость качественных изменений подтверждают следующие аргументы:
1) Потребление природных ресурсов и объемы загрязнений на душу населения в развитых странах превосходят подобный показатель в развивающихся странах в 20-30 раз. Для достижения всеми странами мира уровня развития и потребления передовых стран понадобилось бы увеличить использование природных ресурсов и количество загрязнений еще в десятки раз, что невозможно в силу ограниченности ресурсов и естественных экологических ограничений.
2) Текущие проекты предполагают, что при нынешних демографических тенденциях население мира будет стабилизировано на уровне 11,6 млрд. чел. Между тем к настоящему времени, согласно разработанным наукой биосферной и ресурсной модели мировой системы, допустимая для Земли численность населения составляет 1-2 млрд. человек и 7-8 млрд. человек соответственно. Исходя из этого, в настоящее время мировая система идет не по сценарию выхода из глобального экологического кризиса, а по инерционному сценарию его углубления.
Некоторые исследователи, характеризуя современную нам эпоху как этап перехода к постиндустриальной (информационной) цивилизации, считают, что уже сегодня может осуществиться переход к гармонизации взаимоотношений природы и общества на основе углубления научного познания
Идея эта не новая, так как еще в начале XVII века английский философ Ф. Бэкон обращал внимание на особую роль, которую призвано играть научное знание в развитии взаимоотношений общества и природы (провозгласил целью науки – увеличение власти человека над природой). Он считал, что знание законов природы позволит людям удовлетворить свои насущные потребности и интересы. При этом Ф. Бэкон считал, что увеличение могущества человека невозможно без подчинения этим естественным законам. Познавая их, наука должна помочь человеку двигаться к поставленным целям по наикратчайшему пути, обходя препятствия, избегая ошибок, многие из которых могут поставить под угрозу само существование человеческого рода.
Эти представления были конкретизированы и развиты в получившей в XX веке широкое распространение и научное признание концепции ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским философом, математиком и антропологом Эженом Леруа (1870-1954), предложившим называть ноосферой оболочку Земли, включающую человеческое общество с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности. Но главным творцом ноосферной концепции по праву считается русский естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский(1863-1945), развивший в своих трудах идею ноосферы как «биосферизированного общества».
В.И. Вернадский одним из первых осознал, что человечество стало мощной геологической и, возможно, космической силой, способной преобразовывать природу в больших масштабах. Он отмечал, что человек охватил своей жизнью, культурой всю биосферу и стремится еще больше углубить и расширить сферу своего влияния.
Биосфера, с его точки зрения, постепенно преобразуется в ноосферу – сферу разума. В.И. Вернадский рассматривал ноосферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяющим фактором становится разумная деятельность человека («Биосферизированное общество»).
Ноосфера– это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества с остальными организмами. |
Преобразование биосферы в ноосферу он связывал с развитием науки, углублением научного проникновения в суть происходящих в природе процессов и организаций на этой основе рациональной человеческой деятельности. В.И. Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению экологического равновесия на планете, разработает и осуществит на практике стратегию бескризисного развития природы и общества. При этом он предполагал, что человек вполне способен принять на себя функции управления экологическим развитием планеты в целом.
Одновременно с В.И. Вернадским разработкой проблемы ноосферы занимался видный французский палеонтолог, философ и богослов П. Тейяр де Шарден (1881- 1955). Результаты своих изысканий он обобщил в работе «Феномен человека», опубликованной в 1956 году уже после смерти автора. Он считал, что первоначально ноосфера формируется как тонкий, обособленный от всех земных оболочек слой мыслящей материи («покров сознания»). Однако по мере все более глубокого проникновения мысли в суть процессов, происходящих во всех земных сферах, ноосфера переходит в свое высшее состояние, перерастая в Дух Земли. Как и В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден особо отмечает роль науки в решении этой задачи. Она, по его мнению, должна выступить не только действенным инструментом познания мира, но и стать средством единения, синтеза мысли.
В последнее время термин «ноосфера» стал иногда употребляться слишком широко и неопределенно. Одни считают, что ноосфера уже образовалась как самостоятельная оболочка планеты помимо биосферы. Другие полагают, что ноосфера – это будущее состояние той части планеты, которая будет престроена людьми на разумных основаниях. Третьи вообще возражают против самого употребления термина «ноосфера» ввиду его неопределенности, что создает опасность путаницы в научной теории.
При всей противоположности существующих научных взглядов о Ноосфере, как дальнейшая конкретизация концепции В.И. Вернадского о ноосфере, - была разработана и реализуется стратегия выживания человечества как единого целого – концепция устойчивого развития.