Историческая интерпретация «экологии»

Сизова Л.В., Захарова О.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ.

Москва 2008

В рамках учебного пособия сложно дать развернутый анализ всех проблем экологической специализации. Однако недостаток учебных пособий по экологической журналистике делает анализ наиболее значимых проблем экологии, общества и журналистики особенно актуальной.

ГЛАВА I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В

СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Историческая интерпретация «экологии».

Впервые термин «экология» был введен в научный обиход немецким биологом-дарвинистом Э.Геккелем в 1866 году. Он сочетал в себе два греческих слова: oikos – дом, жилище, местопребывание и logos – слово, учение. Как это часто бывает, ученый использовал этот термин в научных трудах, но общественность обратила на него внимание только тогда, когда он стал упоминать его в публичных лекциях перед студентами. Экология «по Геккелю» – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Ее основой явилось учение Ч.Дарвина о борьбе организмов за существование, которое рассматривало не только конкурентную борьбу за овладение жизненно важными ресурсами, но и выработку адаптивных механизмов, способствующих приспособлению живых существ к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Объекты экологии - популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В развитие этой науки внесли свой вклад многие выдающиеся ученые позапрошлого столетия: Ламарк, Гумбольд, Сен-Иллар, Северцов и другие.

На протяжении практически целого века экология была чисто биологической наукой, сейчас биологическая составляющая является только частью новой многогранной интерпретации этого термина. Если мы перелистаем страницы журнала «Экология», который выходит с начала прошлого века под эгидой Академии наук, то и сегодня найдем в нем научные статьи, посвященные экологии зайца или дождевого червя. Нам такое словосочетание может показаться странным, однако для биологов оно закономерно.

Для того, чтобы проследить историческую интерпретацию термина экология, мы должны обратиться к еще одному научному понятию - «биосфера» (от греческого слова bios – жизнь и spharia – шар, сфера, область). Его автором был австрийский геолог Э.Зюсс, который в 1875 году обозначил им учение об активной оболочке земли, т.е. той сфере, в которой возможна жизнь. Как оказалось на сегодняшний день, сфера жизни планеты Земля ничтожно мала не только во вселенских масштабах, но даже и для нашей планеты. Жизнь на земле существует в трех ипостасях: земле (литосфера), воде (гидросфера) и воздухе (атмосфера), однако протяженность этой жизни, даже на уровне простейших микроорганизмов, составляет всего лишь десятки километров. Она простирается в литосфере до глубины 5 километров, в гидросфере до глубины 12 километров и в атмосфере до высоты 15 километров. Это, конечно же, приблизительные данные, новые исследования ученых вносят в них свои коррективы.

Если основой традиционной экологической науки была теория Ч.Дарвина, то основой новой экологии в ее современном понимании становится учение о биосфере выдающегося русского и советского ученого Владимира Ивановича Вернадского, созданное им в двадцатые году прошлого столетия. В его понимании биосфера – сфера развития жизни, «живого вещества», в ней происходит постоянное взаимодействие органических и неорганических форм жизни. Но это взаимодействие не является чисто механическим, напротив, живое вещество действует как геологическая сила, формирующая планету в целом, коренным образом преобразующая ее. Жизнь распределяется в границах биосферы неравномерно, «пленки жизни» (по выражению В.И.Вернадского) в основном сосредоточены в непосредственной близости от поверхности земли.

Человек появился в составе биосферы как один из представителей ее животного мира. Вскоре он начал играть в развитии биосферы совершенно особую роль: в процессе становления своей биосоциальной сущности человек стал оказывать усиливающееся воздействие на природную среду. Этому предшествовал процесс чисто биологического приспособления к изменяющимся условиям природной среды, процесс накопления жизненного опыта, осознания основных закономерностей функционирования природы. То, что человеку стало доступно не только научное познание, но и творческая реконструкция природных процессов, позволило В.И.Вернадскому говорить о переходе биосферы в «ноосферу». Это понятие в ряду двух предыдущих является для нас чрезвычайно важным. Ноосфера – сфера разума, сфера жизни – постоянно изменяется под воздействием человеческой деятельности. «Человечество, взятое в целом, - писал В.И.Вернадский, – становится мощной геологической силой. И перед ним, его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого… Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете» (1). Когда читаешь эти строки нашего выдающегося соотечественника, то понимаешь, что он был не только великим ученым, но и великим мечтателем. И если надеждам его современника Константина Эдуардовича Циолковского суждено было сбыться, то представления В.И.Вернадского о благородстве человечества и сегодня, спустя почти столетие, представляются утопией.

Современная экология как традиционно биологическая наука рассматривает уже и ряд надорганизменных уровней органического мира: популяции, биоценозы, биогеоценозы, биосферу в целом. Однако в середине прошлого столетия в понимании термина экология произошло поистине революционное изменение. Им стали обозначать комплексную науку о взаимодействии общества и природы. Появились и варианты названий этой науки: «глобальная экология», «ноология», «ноогеника», «созоология», «экология человека» и т.д. Некоторые из них прижились, другие отпали сами собой. Наиболее устоявшимся можно считать термин «социальная экология», однако чаще используется просто понятие «экология», которое оказалось емким и всеобъемлющим. Иногда чрезвычайно емким. В современных медиакоммуникациях мы можем обнаружить такие словосочетания, как: «экология литературы», «экология поэзии», «экология нравственности», «экология души» и даже… «экология велосипеда». Теперь мы с вами понимаем, что экология – это наука, причем очень сложная, комплексная и интегральная. Часто СМИ внедряют в сознание людей абсолютно неприемлемые словосочетания, которые искажают суть понимания современных экологических процессов: в журналистских текстах встречаются такие выражения, как: «плохая экология» или «хорошая экология». Наука не может быть плохой или хорошей. Она просто наука. Эти «ошибочки» приводят к тому, что профессионалы обвиняют журналистов в некомпетентности и не принимают всерьез их публикации.

Еще один термин, который активно используется в журналистике – «окружающая среда». «Биосфера» и «техносфера» – основные компоненты, составляющие это понятие. По поводу его толкования в научной литературе до сих пор проходят дискуссии. Некоторые исследователи, критикуя его расширенное толкование, придерживаются того мнения, что в это понятие должна входить только совокупность природных (биофизических) факторов, а социально-политические факторы являются первопричиной экологической напряженности. Однако такое представление приводит к сужению понятия «окружающая среда», выводя из сферы внимания экологии целый ряд проблем, не являющихся непосредственно природными, но, несомненно, воздействующими на современного человека: шумовое и электромагнитное загрязнение, стрессы урбанизации и т.п. Окружающая среда – это целостная система, включающая в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, т.е. все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь и деятельность человека. Следует четко различать «природную среду» и «окружающую среду», которая содержит в себе и антропогенные факторы. Это терминологическое различие привело к тому, что в 70-ые годы прошлого века в нашей стране все чаще стали говорить об «охране окружающей среды», а не только об «охране природы». В общем, как грустно заметил поэт Е.Евтушенко: «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды…».

Цивилизованное отношение к окружающей среде предполагает, по крайней мере, три основных действия в отношении ее: рациональное использование, восстановление и охрану. Однако во многих журналистских текстах упор делается, как правило, на охрану природы, что создает образ эколога как человека, стремящегося остановить поступательное развитие человечества, раз и навсегда запретить использование природных объектов. Однозначное «запретительство» раздражает людей, особенно связанных с освоением природных ресурсов. Вольно или невольно искажается образ экологов, стремящихся не только к защите, но рациональному использованию среды, им наносится непоправимый моральный ущерб, так как аудитория начинает воспринимать их как людей не от мира сего, а иногда даже как умалишенных…

Столь пристальное внимание к историческому осмыслению основных понятий современной экологии не случайно, так как участники экологических медиакоммуникативных процессов наших дней должны четко представлять себе их содержательное наполнение и историческую трансформацию. Иными словами, чтобы избежать упреков в некомпетентности, журналистам необходимо самим понимать то, о чем они говорят со своей аудиторией.

Наши рекомендации