Право человека на смерть
Наряду с необходимостью морально-этического «взвешивания» ценности человеческой жизни в ее начальной фазе существует настоятельная потребность этико-гуманистического осмысления ее заключительной фазы — умирания.В связи с этим особенно актуальной становится проблема границы жизни и смерти. Именно в ней сосредоточены сегодня новые акценты в трактовке медицинского гуманизма. Огромное число философских, юридических, медицинских работ посвящается так называемому «праву человека на смерть»,связанному с «пограничными ситуациями» его жизни. Смерть — естественное явление, венчающее конец жизни. Все люди равны перед ее ликом. Выбирать не приходится: человек обречен, он конечен. Жизнь его ограничена зачатием и смертью. И, конечно же, поэтому важнейшая этическая задача — выработать механизмы защиты от страха перед смертью — и эмоциональные, и рациональные.
Английский философ Бэкон ярко описал возможность эмоциональной защиты от страха смерти: «Заметьте, что нет в душе человека даже самой слабой страсти, которая не побеждала бы страха смерти; а значит, смерть не может быть столь уж страшным врагом, раз у человека целая рать, способная ее одолеть. Месть торжествует над смертью; любовь ее презирает; честь призывает ее; горе ищет в ней прибежище; страх предвосхищает ее ...» Рациональная защита от страха перед смертью предусматривалась еще в древних религиозных культах. Так, для египтян земное существование человека выступает как подготовка к загробному
бытию. Поэтому для всего строя египетской жизни был так важен культ мертвых, необычайно развито было искусство бальзамирования. Древние японцы верили в то, что человек после смерти продолжает существовать в своих живущих потомках и только при отсутствии таковых умирает окончательно.
Учения Сократа, Платона, Аристотеля о бессмертии души смягчают трагизм смерти. Впоследствии эти и другие подобные идеи воспринимаются христианством и становятся традицией европейской духовной жизни. Простой довод, снимающий страх перед смертью, приводит Эпикур: «...самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
Ценностно-духовным ориентиром, с помощью которого совершается выбор между созерцанием и действием как в отношении жизни, так и в отношении смерти, является, как уже отмечалось, человеческое достоинство. Поэтому право на достойную жизнь — это естественное право каждого человека. И таким же естественным должно быть право на достойную смерть, так как смерть — другая сторона жизнедеятельности человека.
4 В праве на достойную смерть и достойное умирание фиксируются различные моральные аспекты достоинства, гармонизирующие жизнь отдельного человека и общества в целом. Иногда даже самоубийство рассматривается не только как грех и слабоволие, но и как выбор во имя человеческого достоинства, как «почерк свободы» (например, смерть офицера как последняя возможность «спасти честь» или харакири у японских самураев).
Однако не только уход из жизни по личным соображениям, когда человек сам предпочитает достойную смерть недостойной жизни, но и нестандартные ситуации, порождаемые научно-техническим прогрессом в практике медицины (трансплантация органов, поддержание человека в бессознательном — «вегетативном» состоянии в течение нескольких месяцев или даже лет, новые подходы к определению критерия смерти и т.д.), заставляют общество пересматривать, углублять содержание существующих в нем ценностей.
Эти новые этические вопросы выдвинуты на первое место в значительной степени благодаря сравнительно молодому направлению в медицине — реаниматологии. Здесь врачи и человечество столкнулись с новой областью объективной реальности: впервые предме-
312____________ Раздел IV. Пршладная этика: проблемы и решения
Глава 14. Биомедицинская этика: открытие проблемы__________________ Ш
том изучения медицины становятся не только болезнь и здоровье (как модусы жизнедеятельности человека), но сам процесс умирания. Реанимационная практика привела к коренной ломке давно установившихся понятий, к пересмотру традиционных критериев смерти, к появлению таких понятий, как «клиническая смерть», «смерть мозга», поставивших перед медиками и биологами новые этические, философские и правовые проблемы.
Понятие «клиническая смерть» обращает нас к философской проблеме онтологического статуса смерти: в каком смысле следует признать существование смерти? Не является ли она лишь формой перехода живого в мертвое! Одно из самых убедительных научных обоснований этого утверждения дает именно реаниматология. Можно сказать: если смерть (в строгом смысле слова) существует, то именно как умирание, как переход одного качества в другое — «клиническая смерть», которая и есть тот вид существования, где проходит граница бытия и небытия живого. Причем специфическая особенность «клинической смерти» — ее принципиальная обратимость.
Вокруг понятия и сущности клинической смерти ведутся непрекращающиеся споры. Одни ученые указывают на то, что «клиническая смерть уже не является жизнью, но еще не является смертью» (В.А. Неговс-кий). Другие (А.Я. Иванюшкин) считают ее «качественно особой формой жизни», поскольку, с биологической точки зрения, при клинической смерти еще сохраняется достаточное количество «элементов жизни», многие функции которых лишь приостановились.
Учитывая обратимость этого состояния, юридические и моральные нормы требуют от всех граждан, и в первую очередь медиков, отношения к клинической смерти как к состоянию, нуждающемуся в неотложных мерах помощи. Именно его обратимость, а также трагическая эмоциональность словосочетания «клиническая смерть» выражает тот этический императив, который побуждает к оказанию незамедлительной помощи умирающему.