Справочные материалы по
«ОСНОВАМ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Факультеты: педагогические
Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ
Курс: 2
Семестры: 3 Зачет: семестровый
Лекции: 4 ч.
Семинарские занятия: 4 ч.
Самостоятельная работа: 44 ч.
Всего аудиторных
часов по дисциплине: 8 ч.
Всего часов Форма получения
по дисциплине: 52 ч. высшего образования: заочная
2011-2012 уч. г.
Планы семинарских занятий
Тема | Количество часов |
Фундаментальные концепции современного естествознания и развитие мировоззрения | |
Человек и ноосфера. Техносфера и коммуникация | |
Итого: |
Тема 1. Фундаментальные концепции современного естествознания и развитие мировоззрения
1. Понятие, структура и функции науки. Естествознание и естественнонаучная картина мира.
2. Эволюция мировоззренческих достижений современного естествознания.
3. Основные особенности, отрасли и значение современного естествознания. Перспективы развития естествознания
Основные термины: Наука, квазинаука (лженаука), протонаука (донаучное знание), гуманитарное и естественнонаучное знание, картина мира, стиль научного исследования, идеалы и нормы научного знания, этос науки, цель и задачи науки, метод, методология, методика, эмпирический и теоретический уровни науки, парадигма, истина, механицизм, рационализм, эмпиризм, законы Ньютона, детерминизм, электромагнетизм, поле, волна, термодинамика, энтропия, начала (законы) термодинамики, принцип относительности.
Основная литература:
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания М., 2003. \ Логика познания и методология естественных наук (с. 7 – 31, 33 – 37).
2. Концепции современного естествознания. Под ред А.С.Борщева. М., 2005. \ Роль философии в становлении новой научной картины мира (с. 21 – 26); Становление и развитие научной картины мира, ее гуманитарные составляющие (с. 27 – 36); Принципы, категории и законы физической картины мира (с. 41 – 43).
3. Степин В.С. Теоретическое знание М., 2000.\ Идеалы, нормы и философские основания науки (с. 231 – 293); Генезис научного познания (с. 54 – 99); Научная картина мира (с. 188 – 230).
Дополнительная литература:
1. Концепции современного естествознания. Под ред А.С.Борщева. М., 2005. \ Предмет курса, специфика научного знания (с. 9 – 20).
2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. \ Естественнонаучная и гуманитарная культуры (с. 7 – 35); Естественнонаучная картина мира (с. 36 – 54); Механистическая картина мира (с. 55 – 75). Электромагнитная картина мира (с. 76 – 87); Концепция относительности пространства-времени (с. 88 – 105).
3. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. СПб.: Питер, 2005. \ Научный метод (с. 10 – 56).
Дебаты: Социальный и государственный контроль науки
Темы рефератов:
1. Общее и различное в системе ценностей научной и художественной культуры.
2. Параллели в науке и культуре.
3. Критерий красоты в науке и рациональности в художественной культуре.
4. Диалог ветвей культуры.
5. Возможности интеграции естествознания и социально-гуманитарного знания.
Тема 2.Человек и ноосфера. Техносфера и коммуникация.
1. Антропогенез и социогенез. Биологическое и социальное в человеке. Социобиология.
2. Экология. Экологический кризис и технологический прогресс.
3. Антропный принцип, коэволюция и глобальный эволюционизм.
4. Информационные технологии и перспективы развития человечества.
Основные термины: Антропогенез, бипедализм, социогенез, социобиология, глобальные проблемы современности, экологический кризис, исчерпание природных ресурсов, загрязнение, дестабилизация окружающей среды, экология, коэволюция, сильный и слабый антропный принцип, глобальный эволюционизм.
Основная литература:
1. Концепции современного естествознания. Под ред А.С.Борщева. М., 2005. \ Биологическое и социальное в человеке (с. 143 - 156).
2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. \ Концепция биосферы и экология (с. 210 – 230).
3. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. СПб.: Питер, 2005. \ Антропогенез (с. 254 – 263); Коэволюция человека и биосферы (с. 264 – 281).
4. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования. Минск, 2002. \ Глобальные экологические проблемы человечества (с. 317 – 329).
Дополнительная литература:
1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990 \ Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса (с. 188 – 202); Ролстон Ш. Существует ли экологическая этика? (с. 258 – 288).
2. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. М., 2001. \ Экология (с. 221 – 227).
3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания М., 2003. \ Концепции строения и функционирования на биосферном уровне организации живой материи (с. 557– 592).
4. Концепции современного естествознания. Под ред А.С.Борщева. М., 2005. \ Естественное происхождение человека (с. 139 – 142); Человек и космос (с. 157 – 160; 164 - 166).
5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. \ Концепция человека в естествознании (с. 246 – 259).
6. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования. Минск, 2002. \ Основы общей экологии (с. 17 – 38); Экологические проблемы Республики Беларусь (с. 338 – 347).
Микрозачет по материалам 5 и 6 семинаров.
Дебаты: Выживет ли человечество в результате экологического кризиса?
Темы рефератов:
1. Современная загадка биологии: что такое жизнь, сущность живого.
2. Трансформация ценностей техногенной цивилизации и роль в этом процессе биологического знания.
3. Правовые проблемы современного научного познания живого.
4. Взаимодополнительность науки и культуры в творчестве великих ученых.
5. Биология и ее место в структуре естественнонаучного знания.
6. Биоэтика как междисциплинарная область познания.
7. Биотехнологии и их роль в современном мире.
8. Проблема лидерства в естественнонаучном познании: XXI век — век биологии?
9. Проблема происхождения и сущности жизни.
10. Взаимосвязь биологического и социального в процессах становления человека.