Справочные материалы по

«ОСНОВАМ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Факультеты: педагогические

Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ

Курс: 2

Семестры: 3 Зачет: семестровый

Лекции: 4 ч.

Семинарские занятия: 4 ч.

Самостоятельная работа: 44 ч.

Всего аудиторных

часов по дисциплине: 8 ч.

Всего часов Форма получения

по дисциплине: 52 ч. высшего образования: заочная

2011-2012 уч. г.

Планы семинарских занятий

Тема Количество часов
Фундаментальные концепции современного естествознания и развитие мировоззрения
Человек и ноосфера. Техносфера и коммуникация
Итого:

Тема 1. Фундаментальные концепции современного естествознания и развитие мировоззрения

1. Понятие, структура и функции науки. Естествознание и естественнонаучная картина мира.

2. Эволюция мировоззренческих достижений современного естествознания.

3. Основные особенности, отрасли и значение современного естествознания. Перспективы развития естествознания

Основные термины: Наука, квазинаука (лженаука), протонаука (донаучное знание), гуманитарное и естественнонаучное знание, картина мира, стиль научного исследования, идеалы и нормы научного знания, этос науки, цель и задачи науки, метод, методология, методика, эмпирический и теоретический уровни науки, парадигма, истина, механицизм, рационализм, эмпиризм, законы Ньютона, детерминизм, электромагнетизм, поле, волна, термодинамика, энтропия, начала (законы) термодинамики, принцип относительности.

Основная литература:
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания М., 2003. \ Логика познания и методология естественных наук (с. 7 – 31, 33 – 37).
2. Концепции современного естествознания. Под ред А.С.Борщева. М., 2005. \ Роль философии в становлении новой научной картины мира (с. 21 – 26); Становление и развитие научной картины мира, ее гуманитарные составляющие (с. 27 – 36); Принципы, категории и законы физической картины мира (с. 41 – 43).

3. Степин В.С. Теоретическое знание М., 2000.\ Идеалы, нормы и философские основания науки (с. 231 – 293); Генезис научного познания (с. 54 – 99); Научная картина мира (с. 188 – 230).

Дополнительная литература:
1. Концепции современного естествознания. Под ред А.С.Борщева. М., 2005. \ Предмет курса, специфика научного знания (с. 9 – 20).
2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. \ Естественнонаучная и гуманитарная культуры (с. 7 – 35); Естественнонаучная картина мира (с. 36 – 54); Механистическая картина мира (с. 55 – 75). Электромагнитная картина мира (с. 76 – 87); Концепция относительности пространства-времени (с. 88 – 105).
3. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. СПб.: Питер, 2005. \ Научный метод (с. 10 – 56).

Дебаты: Социальный и государственный контроль науки

Темы рефератов:

1. Общее и различное в системе ценностей научной и художественной культуры.

2. Параллели в науке и культуре.

3. Критерий красоты в науке и рациональности в художественной культуре.

4. Диалог ветвей культуры.

5. Возможности интеграции естествознания и социально-гуманитарного знания.


Тема 2.Человек и ноосфера. Техносфера и коммуникация.
1. Антропогенез и социогенез. Биологическое и социальное в человеке. Социобиология.
2. Экология. Экологический кризис и технологический прогресс.
3. Антропный принцип, коэволюция и глобальный эволюционизм.

4. Информационные технологии и перспективы развития человечества.

Основные термины: Антропогенез, бипедализм, социогенез, социобиология, глобальные проблемы современности, экологический кризис, исчерпание природных ресурсов, загрязнение, дестабилизация окружающей среды, экология, коэволюция, сильный и слабый антропный принцип, глобальный эволюционизм.

Основная литература:
1. Концепции современного естествознания. Под ред А.С.Борщева. М., 2005. \ Биологическое и социальное в человеке (с. 143 - 156).
2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. \ Концепция биосферы и экология (с. 210 – 230).
3. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. СПб.: Питер, 2005. \ Антропогенез (с. 254 – 263); Коэволюция человека и биосферы (с. 264 – 281).
4. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования. Минск, 2002. \ Глобальные экологические проблемы человечества (с. 317 – 329).

Дополнительная литература:
1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990 \ Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса (с. 188 – 202); Ролстон Ш. Существует ли экологическая этика? (с. 258 – 288).
2. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. М., 2001. \ Экология (с. 221 – 227).

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания М., 2003. \ Концепции строения и функционирования на биосферном уровне организации живой материи (с. 557– 592).
4. Концепции современного естествознания. Под ред А.С.Борщева. М., 2005. \ Естественное происхождение человека (с. 139 – 142); Человек и космос (с. 157 – 160; 164 - 166).
5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005. \ Концепция человека в естествознании (с. 246 – 259).
6. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования. Минск, 2002. \ Основы общей экологии (с. 17 – 38); Экологические проблемы Республики Беларусь (с. 338 – 347).

Микрозачет по материалам 5 и 6 семинаров.
Дебаты: Выживет ли человечество в результате экологического кризиса?

Темы рефератов:

1. Современная загадка биологии: что такое жизнь, сущность живого.

2. Трансформация ценностей техногенной цивилизации и роль в этом процессе биологического знания.

3. Правовые проблемы современного научного познания живого.

4. Взаимодополнительность науки и культуры в творчестве великих ученых.

5. Биология и ее место в структуре естественнонаучного знания.

6. Биоэтика как междисциплинарная область познания.

7. Биотехнологии и их роль в современном мире.

8. Проблема лидерства в естественнонаучном познании: XXI век — век биологии?

9. Проблема происхождения и сущности жизни.

10. Взаимосвязь биологического и социального в процессах становления человека.

Наши рекомендации