Задание 4. Учет птиц водоема
Для определения видов используйте различные справочники-определители.
Что надо запомнить!
На видовую структуру фитоценозов влияет рельеф, а также происхождение водоема.
Изучение видового состава фитоценозов необходимо для выявления редких и охраняемых видов.
Задание 3. Изучение видового состава околоводных беспозвоночных и позвоночных животных
Приборы, материалы и оборудование
Сачки, лотки, ложки, пинцеты и банки для ловли беспозвоночных, определители водных беспозвоночных, дневник.
Цель и задачи работы
Выявить видовой состав беспозвоночных животных, обитающих в пресном водоеме, выловить беспозвоночных животных и определить их видовой состав.
Порядок выполнения работы
Не заходя в воду глубже 40-50 см или с берега, проведите сачком по поверхности воды, по средней ее части, а затем по дну. Если на дне растут водные растения, то сачком проведите и по ним, частично захватив их. Возможно попадание ила в сачок.
Все попавшее в сачок выложите в широкий лоток или миску с водой. Хорошенько промойте, с помощью ложки или пинцета выловить беспозвоночных животных и поместите их в стеклянную банку. Если исследование проводится в холодное время года, надо следить, чтобы воды в банке не замерзла.
С помощью определителей и бинокуляров или штативных луп производится определение и составление списка видов беспозвоночных.
Изучение околоводного и водного состава позвоночных животных*
Изучите зооценозы водных и околоводных позвоночных животных.
* Рыбы
— Познакомьтесь с видовым составом рыб стоячих и проточных водоемов (по уловам рыбаков и малькам, отловленным сачком), учитывая специфику абиотических факторов этих водоемов.
— Поместите мальков в банку с водой, выясните, какими плавниками они пользуются, плавая на одной глубине и меняя ее. Понаблюдайте, как мальки работают жаберными крышками, открывая и закрывая при этом рот. Объясните механизм работы "насоса", обеспечивающего прохождение воды при дыхании через рот, глоточную полость, жаберные щели.
— Разделите рыб на экологические группы, взяв за основу способ добывания пищи и ее состав (хищные и разноядные рыбы). Обратите внимание, как рыбы берут корм со дна, какое положение при этом занимает их тело. Объясните причину отсутствия подвижного сочленения позвоночника с черепом у рыб. Выясните, какие морфофизиологические особенности рыб присущи этим экологическим группам (степень развития и расположения зубов, особенности строения кишечной трубки и пр.).
— Установите место в трофической цепочке хищных и разноядных рыб.
— Обратите внимание на окраску тела хищных и мирных рыб. Свяжите окраску тела хищных рыб с их способом охоты.
* Земноводные
Познакомившись с признаками земноводных, наиболее часто встречающихся у воды и в воде, определите их видовой состав в разных типах водоемов.
— Изучите признаки, связывающие земноводных с водной средой (слизистые железы в коже, кожное дыхание, перепонки на задних конечностях) и с наземной (наличие век, выпуклой роговицы, среднего уха, конечностей пятипалого типа, легочного дыхания, подвижного сочленения черепа с позвоночником и пр.). Объясните наличие этих признаков, исходя из специфики среды обитания.
Понаблюдайте за особенностями движения лягушки на суше и в воде.
— Изучите кормовое поведение лягушек — специфику охоты, захвата и заглатывания пищи.
— Определите место лягушек и тритонов в трофической цепочке.
— В мелком водоеме наловите головастиков, находящихся на разных стадиях метаморфоза, попытайтесь разобраться, в какой последовательности у них появляются новые органы и утрачиваются старые.
— Изучите адаптации головастиков к водной среде обитания.
Задание 4. Учет птиц водоема.
Растения и животные распределяются в природе не случайно, а всегда образуют сравнительно постоянные комплексы – экосистемы. Водные экосистемы Москвы представлены в основном пресными водоемами (реки, озера, пруды, временные водотоки), изредка болотами и родниками, большинство из которых сильно загрязнены. Рядом с водоемами гнездятся птицы и млекопитающие.
Водоплавающие птицы Москвы разделяются на следующие группы:
• гуси, лебеди, огарь (в Москве обитает один вид);
• норковые утки;
• речные утки;
• пастушки.
Кроме водоплавающих птиц, рядом с водоемами можно увидеть дневных и ночных хищников.
Приборы, материалы и оборудование
Бинокль, определители птиц и гнезд, дневник.
Цель и задачи работы
Освоение маршрутных методик; приобретение навыков работы с определителем, изучение видового и количественного состава птиц водоема, изучение Красной книги Москвы.
Порядок выполнения работы
Разработайте учетный маршрут (на территории не менее 1 км2) вокруг или вдоль водоема.
Отметьте в дневнике и на плане гнездовья и их заселенность.
Определите видовой состав птиц по гнездовью, внешнему виду и голосу.
Примечание. Учет лучше проводить в утренние часы и в хорошую погоду.
На основании этих данных заполните таблицу. Дайте ей название.
Вид птицы | Способ определения | Характеристика | Описание гнездовья | Заселенность |
Примечание: при заполнении таблицы необходимо иметь в виду, что в графу «характеристика» вносится название экологической группы птиц и краткая характеристика внешних признаков.
Познакомившись с основными признаками и особенностями поведения водных и околоводных птиц, определите:
— к каким экологическим группам относятся обнаруженные вами на воде, над водой, на берегу, в прибрежных зарослях и на отмелях птицы;
— научитесь отличать гусей от уток, речных уток от нырковых, поганок от лысух и камышниц, чаек от крачек и пр., беря за основу особенности их посадки, движения, манеру добывания пищи, внешний облик (форму клюва хвоста, окраску оперения и пр.). Сделайте в дневнике соответствующие записи и зарисовки;
— постарайтесь рассмотреть анатомо-морфологические особенности птиц различных экологических групп. Подумайте об эффективности "работы" этих признаков в плане реализации каждодневных жизненных потребностей птиц;
— проведите учет численности водных птиц. Для этого подсчитайте, сколько птиц находится на воде и над водой. (Если учет производится в гнездовой период и на поверхности воды вы видите только самцов, то для моногамов количество учтенных птиц следует удвоить). Учет желательно проводить утром, днем и вечером. В этом случае результаты будут более достоверными. Если учет проводился в различных водоемах, выясните, какие виды или экологические группы в них являются более массовыми и почему.