Оценка соответствия картины землепользования целям развития туризма и рекреации

Оценка адекватности картины землепользования целям развития туризма и рекреации предполагает фиксацию сложившегося землепользования и ана­лиз соответствия характера освоения задачам развития туризма и рекреации, во-первых, и ландшафтной структуре территории, во-вторых. Это самый слож­ный раздел целевого ландшафтного планирования, поскольку его задача — выявление противоречий, просчетов и промахов.

Выявление и картографирование ландшафтной структуры территории — работа, которая, безусловно, должна быть выполнена специалистами. Однако опыт показывает, что и для специалистов бывает непросто учесть прикладную составляющую ландшафтной оценки, которая раскладывается на ряд специ­альных оценок:

• оценка рекреационной привлекательности ландшафтов;

• оценка визуальной (эстетической) аттрактивное™ ландшафтов;

• оценка рекреационной емкости ландшафтов и (более подробно) устойчи­
вости отдельных экосистем;

• оценка породного и возрастного состава лесов территории;

• оценка речной сети.

Анализ характера сложившегося землепользования проводится по соответ­ствующим районным картам (масштаба 1:50 000) и предполагает предвари­тельное выделение всех более или менее значительных землепользователей региона, к которым относятся:

• земли сельскохозяйственных предприятий;

• земли лесного фонда;

• земли поселений и городские земли;

• зеленые зоны городов и населенных пунктов;

• земли, находящиеся в собственности или аренде крупных недропользова­
телей (карьерное хозяйство, различного рода выработки и т.д.);

• земли особо охраняемых природных территорий (заказников фаунисти-
ческих и ландшафтных, крупных по площади памятников природы);

. водоохранные зоны малых и средних рек.

Анализируя существующую картину землепользования на предмет возмож­ностей развития внутреннего туризма и рекреации, планировщики должны ответить на ряд вопросов, среди которых важнейшими представляются следу­ющие:

• в какой стадии находится процесс становления туристско-рекреационной
системы региона, какие композиционные элементы входят в ее состав и ка­
ковы очертания основных ареалов;

• в какой степени культурно-историческое и природное наследие региона
включено в формирующийся турпродукт и какие новые ареалы могут образо­
ваться при условии более полного использования объектов наследия в возни­
кающей региональной системе туризма;

• в какой степени формирующаяся ТРС региона соответствует ландшафтно­
му потенциалу территории, насколько равномерно освоены рекреацией наи­
более аттрактивные ландшафты, какова степень туристской «дигрессии» наи­
более часто посещаемых рекреантами мест;

• в какой мере существующая система особо охраняемых природных терри­
торий работает на задачи развития туризма и рекреации?

Ответы на эти (и многие другие — попутно возникающие) вопросы позво­ляют:

• обнаружить наиболее перспективные точки роста и узкие звенья форми­
рующейся туристско-рекреационной системы;

• выявить основные противоречия между существующим правовым стату­
сом отдельных земель и перспективами их использования в системе туризма и
рекреации;

• осознать региональные территориальные интересы и соотнести их с при­
тязаниями местного социума;

• сформулировать основные положения (или принципы) территориальной
политики региона;

• запустить операцию правового зонирования территории в целях защиты
перспективных территорий и акваторий формируемой рекреационной зоны
[17].

5.2. Экологический каркас и система ООПТ как основа для сохранения туристско-рекреационного потенциала территории

До тех пор, пока ландшафтный план не стал обязательной и общеприня­той подосновой территориального планирования в регионах российской про­винции, для конструирования полноценного эколого-рекреационного карка­са должны использоваться любые правовые механизмы и, не в последнюю очередь, легитимная операция выявления рекреационной зоны.

Дело в том, что экологический каркас в действительности является эколо-го-рекреационным каркасом. Во-первых, туризм и рекреация остаются в на­стоящее время единственными сферами экономики, которые действительно заинтересованы в сохранении экологически здоровой среды в регионах про­винциальной России. Во-вторых, экономическая ценность экологического каркаса выявляется не только через введение механизма платного природо­пользования, но и посредством развития туристско-рекреационной инфра­структуры.

Система особо охраняемых природных территорий России играет двоякую роль в сфере развития туризма и рекреации, что связано с выделением в 1970 — 1980-х годах множества природных объектов как памятников природы, заказ­ников и т.д. С одной стороны, в качестве памятников природы практически повсеместно выделяли живописные угодья, участки речных долин и озерных побережий, пригородные рощи и лесопарки, традиционно известные как места отдыха населения и рекреационные узлы. С другой стороны, сама операция выделения была призвана создать для этих объектов некий щадящий режим, не слишком согласующийся с массовым привлечением туристов.

Это противоречие влечет за собой необходимость специальной разработки режимов и регламентации использования элементов системы ООПТ в турист­ско-рекреационной сфере, базирующейся на уже выработанных в экологии подходах к охраняемым природным территориям, включающим в себя пре­ставления о размерах объекта, его типе, средостабилизирующих способностях и др.

Существующие в настоящее время в пределах России блоки экологическо­го каркаса заданы Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Однако категории ООПТ, предлагаемые Федеральным законом, «работают» не слишком хорошо, поскольку задаваемый им для большинства объектов («памятников природы») консервационный режим контрпродукти­вен для ряда объектов, особенно попавших в сферу использования. Отсюда — необходимость разработки набора специальных региональных правовых кате­горий ООПТ.

Природно-культурное наследие регионов в туристско-рекреационной системе:

1. Базовые элементы экологического каркаса:

• кварталы высокобонитетных старовозрастных лесов;

• ландшафтные заказники;

• фаунистические (комплексные и видовые) заказники;

• заказники-болота — области речных истоков, убежища редких видов фло­
ры и фауны;

• природные парки;

• национальные парки.

• геологические обнажения, в том числе с тафоценозами (как памятники
природы — 1,0 га);

. отдельные старые деревья редких пород, крупного размера и (или) весь­ма старые (как памятники природы — 0,05 га);

• аллеи редких хвойных или широколиственных пород (как памятники при­
роды — 1,0 га);

. усадебные парки и их отдельные сохранившиеся фрагменты — пруды, аллеи (как памятники природы — 2,0 га);

. старые сельские парки — парки отдыха, больничные парки, пришколь­ные парки и т.д. (как памятники природы — 1,0 га);

• отдельные пруды, как правило, копаные (как памятники природы —
0,05 га);

• обводненные карьеры на месте бывших вскрыш (как памятники природы —
25 га);

• естественные озера (как памятники природы — 30,0 га);

• небольшие болота — переходные и низинные в поймах озер и рек (как
памятники природы — 10 га);

• крупные болотные массивы в истоках рек (как заказники — 500 га);

• участки пригородных лесов высокой рекреационной значимости (как па­
мятники природы — 100 га);

• участки лесных массивов вблизи крупных деревень и сел (как памятники
природы — 35 га);

• лиственные рощи вблизи сельских населенных пунктов (как памятники
природы — 25 га);

• леса вдоль крупнейших рек (Волги и притоки) и водоохранные леса на
террасах других более или менее значительных рек;

• условно-коренные леса на водоразделах (как заказники — 50 га);

• отдельные урочища и фрагменты ландшафтов (как памятники природы —
75 га).

Наши рекомендации