Оценка соответствия картины землепользования целям развития туризма и рекреации
Оценка адекватности картины землепользования целям развития туризма и рекреации предполагает фиксацию сложившегося землепользования и анализ соответствия характера освоения задачам развития туризма и рекреации, во-первых, и ландшафтной структуре территории, во-вторых. Это самый сложный раздел целевого ландшафтного планирования, поскольку его задача — выявление противоречий, просчетов и промахов.
Выявление и картографирование ландшафтной структуры территории — работа, которая, безусловно, должна быть выполнена специалистами. Однако опыт показывает, что и для специалистов бывает непросто учесть прикладную составляющую ландшафтной оценки, которая раскладывается на ряд специальных оценок:
• оценка рекреационной привлекательности ландшафтов;
• оценка визуальной (эстетической) аттрактивное™ ландшафтов;
• оценка рекреационной емкости ландшафтов и (более подробно) устойчи
вости отдельных экосистем;
• оценка породного и возрастного состава лесов территории;
• оценка речной сети.
Анализ характера сложившегося землепользования проводится по соответствующим районным картам (масштаба 1:50 000) и предполагает предварительное выделение всех более или менее значительных землепользователей региона, к которым относятся:
• земли сельскохозяйственных предприятий;
• земли лесного фонда;
• земли поселений и городские земли;
• зеленые зоны городов и населенных пунктов;
• земли, находящиеся в собственности или аренде крупных недропользова
телей (карьерное хозяйство, различного рода выработки и т.д.);
• земли особо охраняемых природных территорий (заказников фаунисти-
ческих и ландшафтных, крупных по площади памятников природы);
. водоохранные зоны малых и средних рек.
Анализируя существующую картину землепользования на предмет возможностей развития внутреннего туризма и рекреации, планировщики должны ответить на ряд вопросов, среди которых важнейшими представляются следующие:
• в какой стадии находится процесс становления туристско-рекреационной
системы региона, какие композиционные элементы входят в ее состав и ка
ковы очертания основных ареалов;
• в какой степени культурно-историческое и природное наследие региона
включено в формирующийся турпродукт и какие новые ареалы могут образо
ваться при условии более полного использования объектов наследия в возни
кающей региональной системе туризма;
• в какой степени формирующаяся ТРС региона соответствует ландшафтно
му потенциалу территории, насколько равномерно освоены рекреацией наи
более аттрактивные ландшафты, какова степень туристской «дигрессии» наи
более часто посещаемых рекреантами мест;
• в какой мере существующая система особо охраняемых природных терри
торий работает на задачи развития туризма и рекреации?
Ответы на эти (и многие другие — попутно возникающие) вопросы позволяют:
• обнаружить наиболее перспективные точки роста и узкие звенья форми
рующейся туристско-рекреационной системы;
• выявить основные противоречия между существующим правовым стату
сом отдельных земель и перспективами их использования в системе туризма и
рекреации;
• осознать региональные территориальные интересы и соотнести их с при
тязаниями местного социума;
• сформулировать основные положения (или принципы) территориальной
политики региона;
• запустить операцию правового зонирования территории в целях защиты
перспективных территорий и акваторий формируемой рекреационной зоны
[17].
5.2. Экологический каркас и система ООПТ как основа для сохранения туристско-рекреационного потенциала территории
До тех пор, пока ландшафтный план не стал обязательной и общепринятой подосновой территориального планирования в регионах российской провинции, для конструирования полноценного эколого-рекреационного каркаса должны использоваться любые правовые механизмы и, не в последнюю очередь, легитимная операция выявления рекреационной зоны.
Дело в том, что экологический каркас в действительности является эколо-го-рекреационным каркасом. Во-первых, туризм и рекреация остаются в настоящее время единственными сферами экономики, которые действительно заинтересованы в сохранении экологически здоровой среды в регионах провинциальной России. Во-вторых, экономическая ценность экологического каркаса выявляется не только через введение механизма платного природопользования, но и посредством развития туристско-рекреационной инфраструктуры.
Система особо охраняемых природных территорий России играет двоякую роль в сфере развития туризма и рекреации, что связано с выделением в 1970 — 1980-х годах множества природных объектов как памятников природы, заказников и т.д. С одной стороны, в качестве памятников природы практически повсеместно выделяли живописные угодья, участки речных долин и озерных побережий, пригородные рощи и лесопарки, традиционно известные как места отдыха населения и рекреационные узлы. С другой стороны, сама операция выделения была призвана создать для этих объектов некий щадящий режим, не слишком согласующийся с массовым привлечением туристов.
Это противоречие влечет за собой необходимость специальной разработки режимов и регламентации использования элементов системы ООПТ в туристско-рекреационной сфере, базирующейся на уже выработанных в экологии подходах к охраняемым природным территориям, включающим в себя преставления о размерах объекта, его типе, средостабилизирующих способностях и др.
Существующие в настоящее время в пределах России блоки экологического каркаса заданы Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Однако категории ООПТ, предлагаемые Федеральным законом, «работают» не слишком хорошо, поскольку задаваемый им для большинства объектов («памятников природы») консервационный режим контрпродуктивен для ряда объектов, особенно попавших в сферу использования. Отсюда — необходимость разработки набора специальных региональных правовых категорий ООПТ.
Природно-культурное наследие регионов в туристско-рекреационной системе:
1. Базовые элементы экологического каркаса:
• кварталы высокобонитетных старовозрастных лесов;
• ландшафтные заказники;
• фаунистические (комплексные и видовые) заказники;
• заказники-болота — области речных истоков, убежища редких видов фло
ры и фауны;
• природные парки;
• национальные парки.
• геологические обнажения, в том числе с тафоценозами (как памятники
природы — 1,0 га);
. отдельные старые деревья редких пород, крупного размера и (или) весьма старые (как памятники природы — 0,05 га);
• аллеи редких хвойных или широколиственных пород (как памятники при
роды — 1,0 га);
. усадебные парки и их отдельные сохранившиеся фрагменты — пруды, аллеи (как памятники природы — 2,0 га);
. старые сельские парки — парки отдыха, больничные парки, пришкольные парки и т.д. (как памятники природы — 1,0 га);
• отдельные пруды, как правило, копаные (как памятники природы —
0,05 га);
• обводненные карьеры на месте бывших вскрыш (как памятники природы —
25 га);
• естественные озера (как памятники природы — 30,0 га);
• небольшие болота — переходные и низинные в поймах озер и рек (как
памятники природы — 10 га);
• крупные болотные массивы в истоках рек (как заказники — 500 га);
• участки пригородных лесов высокой рекреационной значимости (как па
мятники природы — 100 га);
• участки лесных массивов вблизи крупных деревень и сел (как памятники
природы — 35 га);
• лиственные рощи вблизи сельских населенных пунктов (как памятники
природы — 25 га);
• леса вдоль крупнейших рек (Волги и притоки) и водоохранные леса на
террасах других более или менее значительных рек;
• условно-коренные леса на водоразделах (как заказники — 50 га);
• отдельные урочища и фрагменты ландшафтов (как памятники природы —
75 га).