По дисциплине «Экологические основы природопользования»

Вопросы для закрепления знаний

Тема 1.1. Что изучает современная экология ?

1. Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки? Чем обусловлены эти отличия?

2. С какими небиологическими научными дисциплинами связана современная экология? Приведите пример практической связи?

3. Почему в современной экологии особенно важен системный подход? Приведите пример практической связи? (схема экосистемы)

4. Основные задачи современной экологии?

Тема 1.2. Природопользование и его виды.

1. Какие потребности удовлетворяет человечество, взаимодей­ствуя с природой?

2. Какие отрицательные экологические последствия возника­ют в результате хозяйственной деятельности человека? Приведите примеры их современного проявления.

3. Дайте определение понятия «природопользование»

4. Назовите основные виды природопользования. В чем их особенности?

5. Дайте определение природно-ресурсному потенциалу

Тема 1.3. Исторические этапы взаимодействия общества и природы.

1. От чего зависит глубина изменений ландшафтов под влия­нием антропогенного воздействия?

2. Приведите примеры разрушающего воздействия человека на окружающую природную среду.

3. Что называется стабилизирующим воздействием человека на природу? Приведите примеры.

4. Приведите примеры конструктивного воздействия человека на природу

5. Перечислите виды воздействия человека на природу в доиндустриальную эпоху.

6. Как влияли охота и собирательство на окружающую при­родную среду?

7. Как вехи, оставляя на дороге, Оставив братьев:

Птиц, зверей и рыб,

Путем огняон шел через природу.

О каком виде деятельности человека говорит М. Волошин в этих строках? Объясните экологические следствия влияния огня на природу.

8. В чем особенности перехода к производящему хозяйству, и каковы его экологические следствия?

9. Чем объясняются более высокие антропогенные нагрузки на природные комплексы в современный период?

10.Объясните сущность кризиса продуцентов. Приведите приме­ры из курсов географии и биологии, подтверждающие на­личие кризиса продуцентов.

11.Докажите, что для современного периода характерен кри­зис редуцентов.

Тема 1.4. Использование способов научных исследований в природопользовании.

1. Какое значение имеет мониторинг для рационального природопользования?

2. Какие виды мониторинга по охвату территории вы знаете?

3. Какие задачи ставятся перед биоэкологическим мониторин­гом?

5. В чем особенности геоэкологического мониторинга?

6. Какой мониторинг изучает параметры геосферы в целом?

7. Чем отличаются понятия «оценка» и «оценивание»?

8. Что называется качеством окружающей среды?

9. Почему улучшение качества окружающей среды является критерием научно-технического прогресса?

10.По каким показателям оценивается качество окружающей среды?

11.Чем отличается экологический стандарт качества от про­изводственно-хозяйственного?

12.Что говорится в российском законе «Об охране окружаю­щей среды» (1992) о требованиях к нормированию качества окружающей среды?

13.Назовите мероприятия по улучшению качества окружаю­щей среды.

14.Как вы думаете, почему мероприятия по улучшению ка­чества окружающей среды не всегда эффективны?

Тема 1.5. Окружающая среда и здоровье человека.

1. Чем отличаются понятия индивидуального и популяционного здоровья?

2. Что оказывает влияние на состояние здоровья человека?

3. Почему здоровье — один из важнейших нормативных по­казателей успешного природопользования?

4. В чем отличие эндемических заболеваний от антропо­генных?

5. Какие факторы окружающей среды влияют на здоровье человека?

6. Охарактеризуйте загрязнители окружающей среды, приве­дите конкретные примеры загрязнителей.

Тема 1.6. Экологические проблемы различных видов природопользования.

1. Раскройте содержание понятия «природные ресурсы».

2. Какие проблемы природопользования связаны с добычей полезных ископаемых?

3. К каким последствиям приводит нерациональное природопользование в этой сфере?

Тема 2.1. Природопользование в России.

1. В чем состояла сущность подсечно-огневого земледелия? Каковы его последствия? Приведите примеры использова­ния такого метода в других районах мира.

2. Охарактеризуйте структуру использования природных ре­сурсов, пользуясь рисунком 59.

по дисциплине «Экологические основы природопользования» - student2.ru

3. Какие изменения произошли в структуре использования природных ресурсов к середине XX в.? Чем они вызваны?

4. Пользуясь картой «Экологические ситуации на территории Российской Федерации», перечислите основные регионы с неблагоприятной экологической ситуацией. Назовите при­чины возникновения экологических проблем.

по дисциплине «Экологические основы природопользования» - student2.ru

5. Что говорится об особо охраняемых территориях и объектах в российском законе «Об охране окружающей природной среды» (1992)?

Тема 2.2. Экологические проблемы крупных городов.

1. Почему в настоящее время уделяется огромное внимание экологическим проблемам городов?

2. Какую роль играет природный ландшафт в формировании городской среды?

3. Какое значение имеет функциональное зонирование территории города? Виды территориальных зон?

4. Какие виды загрязнения атмосферы особенно характерны для большого города?

5. почему в крупных городах вше заболеваемость?

Тема 2.3. Сельскохозяйственное природопользование в России.

1. Охарактеризуйте сельское хозяйство как фактор воздейст­вия на окружающую среду.

2. Подтвердите примерами факты сокращения земельных и сельскохозяйственных угодий.

3. Какие причины вызывают процесс опустынивания?

5. Расскажите о причинах химического загрязнения почв. Как это может повлиять на здоровье человека?

6. Какие природоохранные мероприятия необходимо осу­ществить с целью рационального использования земель?

Тема 2.4. Особенности экологических проблем районов Крайнего Севера

1. Определите по карте, какие области, края, республики России входят в зону Севера. Почему их условия называют экстремальными?

2. Какие трудности в природопользовании характерны для зоны Севера?

3. Почему столь низки возможности природных ландшафтов Севера к самовосстановлению?

Наши рекомендации