По дисциплине «Экологические основы природопользования»
Вопросы для закрепления знаний
Тема 1.1. Что изучает современная экология ?
1. Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки? Чем обусловлены эти отличия?
2. С какими небиологическими научными дисциплинами связана современная экология? Приведите пример практической связи?
3. Почему в современной экологии особенно важен системный подход? Приведите пример практической связи? (схема экосистемы)
4. Основные задачи современной экологии?
Тема 1.2. Природопользование и его виды.
1. Какие потребности удовлетворяет человечество, взаимодействуя с природой?
2. Какие отрицательные экологические последствия возникают в результате хозяйственной деятельности человека? Приведите примеры их современного проявления.
3. Дайте определение понятия «природопользование»
4. Назовите основные виды природопользования. В чем их особенности?
5. Дайте определение природно-ресурсному потенциалу
Тема 1.3. Исторические этапы взаимодействия общества и природы.
1. От чего зависит глубина изменений ландшафтов под влиянием антропогенного воздействия?
2. Приведите примеры разрушающего воздействия человека на окружающую природную среду.
3. Что называется стабилизирующим воздействием человека на природу? Приведите примеры.
4. Приведите примеры конструктивного воздействия человека на природу
5. Перечислите виды воздействия человека на природу в доиндустриальную эпоху.
6. Как влияли охота и собирательство на окружающую природную среду?
7. Как вехи, оставляя на дороге, Оставив братьев:
Птиц, зверей и рыб,
Путем огняон шел через природу.
О каком виде деятельности человека говорит М. Волошин в этих строках? Объясните экологические следствия влияния огня на природу.
8. В чем особенности перехода к производящему хозяйству, и каковы его экологические следствия?
9. Чем объясняются более высокие антропогенные нагрузки на природные комплексы в современный период?
10.Объясните сущность кризиса продуцентов. Приведите примеры из курсов географии и биологии, подтверждающие наличие кризиса продуцентов.
11.Докажите, что для современного периода характерен кризис редуцентов.
Тема 1.4. Использование способов научных исследований в природопользовании.
1. Какое значение имеет мониторинг для рационального природопользования?
2. Какие виды мониторинга по охвату территории вы знаете?
3. Какие задачи ставятся перед биоэкологическим мониторингом?
5. В чем особенности геоэкологического мониторинга?
6. Какой мониторинг изучает параметры геосферы в целом?
7. Чем отличаются понятия «оценка» и «оценивание»?
8. Что называется качеством окружающей среды?
9. Почему улучшение качества окружающей среды является критерием научно-технического прогресса?
10.По каким показателям оценивается качество окружающей среды?
11.Чем отличается экологический стандарт качества от производственно-хозяйственного?
12.Что говорится в российском законе «Об охране окружающей среды» (1992) о требованиях к нормированию качества окружающей среды?
13.Назовите мероприятия по улучшению качества окружающей среды.
14.Как вы думаете, почему мероприятия по улучшению качества окружающей среды не всегда эффективны?
Тема 1.5. Окружающая среда и здоровье человека.
1. Чем отличаются понятия индивидуального и популяционного здоровья?
2. Что оказывает влияние на состояние здоровья человека?
3. Почему здоровье — один из важнейших нормативных показателей успешного природопользования?
4. В чем отличие эндемических заболеваний от антропогенных?
5. Какие факторы окружающей среды влияют на здоровье человека?
6. Охарактеризуйте загрязнители окружающей среды, приведите конкретные примеры загрязнителей.
Тема 1.6. Экологические проблемы различных видов природопользования.
1. Раскройте содержание понятия «природные ресурсы».
2. Какие проблемы природопользования связаны с добычей полезных ископаемых?
3. К каким последствиям приводит нерациональное природопользование в этой сфере?
Тема 2.1. Природопользование в России.
1. В чем состояла сущность подсечно-огневого земледелия? Каковы его последствия? Приведите примеры использования такого метода в других районах мира.
2. Охарактеризуйте структуру использования природных ресурсов, пользуясь рисунком 59.
3. Какие изменения произошли в структуре использования природных ресурсов к середине XX в.? Чем они вызваны?
4. Пользуясь картой «Экологические ситуации на территории Российской Федерации», перечислите основные регионы с неблагоприятной экологической ситуацией. Назовите причины возникновения экологических проблем.
5. Что говорится об особо охраняемых территориях и объектах в российском законе «Об охране окружающей природной среды» (1992)?
Тема 2.2. Экологические проблемы крупных городов.
1. Почему в настоящее время уделяется огромное внимание экологическим проблемам городов?
2. Какую роль играет природный ландшафт в формировании городской среды?
3. Какое значение имеет функциональное зонирование территории города? Виды территориальных зон?
4. Какие виды загрязнения атмосферы особенно характерны для большого города?
5. почему в крупных городах вше заболеваемость?
Тема 2.3. Сельскохозяйственное природопользование в России.
1. Охарактеризуйте сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду.
2. Подтвердите примерами факты сокращения земельных и сельскохозяйственных угодий.
3. Какие причины вызывают процесс опустынивания?
5. Расскажите о причинах химического загрязнения почв. Как это может повлиять на здоровье человека?
6. Какие природоохранные мероприятия необходимо осуществить с целью рационального использования земель?
Тема 2.4. Особенности экологических проблем районов Крайнего Севера
1. Определите по карте, какие области, края, республики России входят в зону Севера. Почему их условия называют экстремальными?
2. Какие трудности в природопользовании характерны для зоны Севера?
3. Почему столь низки возможности природных ландшафтов Севера к самовосстановлению?