Ен.02. экологические основы природопользования

Методические указания

для выполнения контрольной работы

по дисциплине

ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

для специальности заочного отделения:

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий;

(базовый уровень)

Красноярск 2016

Методические указания для выполнения контрольной работы разработаны на основе программы учебной дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Организация-разработчик: Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.

РАЗРАБОТЧИК Преподаватель _____________ Рахимулина В.Н.
ОДОБРЕНО Цикловой методической комиссией общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и общего естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин ППССЗ Протокол № ___ от «____» _________ 2016 г. Председатель ЦМК _____________ Грачева Л.В.
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом колледжа Протокол № ___ от «____»__________ 2016 г. Председатель Методического совета   _____________   А.А Полежаева  
  СОДЕРЖАНИЕ     СТР
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы  
  2. Содержание учебной дисциплины  
  3.Методические указания для выполнения контрольной работы  
  4. Контрольные вопросы  
  5. Контрольные тестовые задания(10 вариантов по 12 вопросов)  
  6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические указания разработаны для студентов заочного отделения по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к циклу ОГСЭ и ЕН дисциплин. По учебному плану для заочного отделения предусмотрено выполнение одной контрольной работы и дифференцированного зачета.

Пособие включает в себя содержание учебной дисциплины, методические указания по выполнению контрольной работы, варианты тестов, перечень контрольных вопросов для самопроверки и список рекомендуемой литературы.

Экология – это одна из наук, изучающая общие закономерности взаимоотношений организмов и окружающей среды. Проблемы природопользования сейчас касаются каждого из нас, поскольку от состояния природных условий и ресурсов зависит наше благосостояние и здоровье. В России согласно закону «Об охране окружающей природной среды», введено обязательное экологическое образование. Каждый гражданин РФ должен овладеть минимумом экологических знаний.

Курс природопользования, интегрирующий и развивающий знания по проблеме природопользования и охране окружающей человека среды.

Экологический подход становится необходимым при решении производственных и научно-технических задач. Экологическая направленность образования должна содействовать развитию у человека разумного использования природных ресурсов, понимания того, как можно не только сохранить, но и приумножить богатства.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

уметь:

использовать представление:

- о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

- о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

- об экологических принципах рационального природопользования;

знать:

-об экологических принципах рационального природопользования;

- правовые вопросы экологической безопасности;

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

Перечень формируемых компетенций:

Технолог-конструктор должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

для специальности заочного отделения 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Вид учебной работы Объем часов  
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Самостоятельная работа (всего) в том числе: работа с информационными источниками выполнение домашней контрольной работы  
Итоговая аттестация Дифференцированный зачет

Содержание учебной дисциплины:

Введение.

Современная экология как наука. Её структура, термины и понятия. Экологические законы Барри Коммонера. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого в биосфере. Биологические системы. Экосистема, принципы функционирования. Природопользование как часть прикладной экологии. Принципы и методы природопользования.

Методические указания

В процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» студент выполняет одну контрольную работу. Задания к домашней контрольной работе представлены в виде тестов в 10 вариантах по 12 вопросов. Студент должен выбрать себе вариант работы в соответствии с последней цифрой индивидуального шифра.

Начинать работу надо с изучения методических рекомендаций по изучаемой дисциплине, подобрать необходимую литературу, изучить учебный материал, ответить на вопросы для самоконтроля, а затем уже приступить к ответам на вопросы теста.

Работа включает в себя 2 этапа:

1 этап - ответы на вопросы теста: переписываются вопросы теста, напротив каждого вопроса записывается буквенный вариант ответа, а затем текстовой вариант ответа, например: Вопрос: 1. Все то, что создала природа, из чего организм черпает энергию и получает необходимые для жизнедеятельности вещества это: в) ресурсы.

2 этап – составить терминологический словарь, в котором должны быть пояснены термины, используемые для ответов вашего варианта. Эти пояснения должны аргументировать выбор ответа на вопросы теста.

Контрольная работа выполняется в тетради с полями синей или чёрной пастой, или в печатном виде. При выборе правильных ответов на вопросы контрольного задания используйте указанную литературу, как основную, так и дополнительную, ресурсы Интернета. В конце работы необходимо дать список использованной литературы, ссылки на Интернет, поставить дату выполнения задания и расписаться. Выполненная контрольная работа сдается (высылается) в колледж на рецензирование в соответствии с учебным графиком. Работа считается зачтенной, если правильные ответы составляют не менее 50%. и приведен словарь терминов.

Работа должна быть выполнена в соответствии с указанными требованиями в срок, установленный учебным графиком.

Контрольные вопросы

для самоконтроля при изучении дисциплины Экологические основы природопользования студентами заочного отделения:

Введение

1. Что такое экология?

2. Формы организации живой материи (живой организм, популяция, сообщество, экосистема, биосфера).

3. Биосфера, ее составляющие и основные функции.

4. Что такое экологический фактор? Классификация факторов.

5. Какие существуют формы пищевых связей?

6. Сформулировать основные принципы существования и развития экосистем.

7. Что означает понятие биогеоценоз и какова структура биогеоценоза?

8. Чем представлена биотическая часть биогеоценоза?

9. Что включает в себя трофическая структура?

10. Правило экологической пирамиды.

11. Что обеспечивает устойчивое развитие биоценозов в экосистемах?

12. Экологическая ниша, экологическая сукцессия.

Природоохранный потенциал

1. Что послужило основой выделения особых периодов во взаимодействии общества и природы?

2. Компоненты социоэкосистемы.

3. В чем особенность социоэкосистем?

4. Что такое урбанизация?

5. Основные экологические проблемы современного города.

6. В чем заключается сущность экологической проблемы?

7. Почему нарушается динамическое равновесие в социоэкосистемах?

8. Экологическая проблема и ее составляющие.

9. Каковы глобальные экологические проблемы, с чем они связаны и каковы их последствия?

10. Экологическое бедствие и экологическая катастрофа.

11. В чем состоит проблема отходов?

12. Что такое утилизируемые и неутилизируемые отходы?

13. Какие вы знаете способы переработки отходов, существующие в мире? В России?

14. Какие пути можно предпринять для решения проблемы городского мусора?

15. Что означает понятие охрана природы?

16. Какие природные территории являются особо охраняемыми (ООПТ)?

17. Какая территория является национальным парком?

18. В чем отличие заповедника от заказника?

Дополнительной литературы

Основные источники:

1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования (15-е изд., стер.): учебник - Издательский центр «Академия», 2014

2. Экологические основы природопользования : учебник / Т.П. Трушина, О.Е. Саенко. — Москва : КноРус, 2017. СПО. — ISBN 978-5-406-02355-6.

Дополнительные источники:

1. Хван Т.Е., Шинкина М.В. Экологические основы природопользования: учебник для СПО.-М.: Юрайт,2015

2. Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учебник /С.И.Колесников. - М.: Дашков и К, 2016

3. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / В.Ф. Протасов. – М: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013

4. Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, Н.В. Хандогина. – М. : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013

Электронные ресурсы:

1.Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskodeks.ru,

2. Проблемы окружающей среды, защита окружающей среды [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.inet.de

3. Информация о заповедниках, их охране [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.zapovedniki.ru.

Перечень электронных словарей, размещенных в Интернете:

1. Справочники по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecoportal.ru/dict.php

2. Экологический словарь-справочник. В словаре дано толкование более 5 000 терминов, которые используются при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rosdnh.narod.ru/ekolslov.htm

3. Экологический словарь. Термины и понятия, помещенные в словарь, охватывают разделы общей и прикладной экологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cntd.ru/noframe/com-spec-ecology

Методические указания

для выполнения контрольной работы

по дисциплине

ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

для специальности заочного отделения:

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий;

(базовый уровень)

Красноярск 2016

Методические указания для выполнения контрольной работы разработаны на основе программы учебной дисциплины ЕН.02. Экологические основы природопользования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Организация-разработчик: Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.

РАЗРАБОТЧИК Преподаватель _____________ Рахимулина В.Н.
ОДОБРЕНО Цикловой методической комиссией общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и общего естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин ППССЗ Протокол № ___ от «____» _________ 2016 г. Председатель ЦМК _____________ Грачева Л.В.
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом колледжа Протокол № ___ от «____»__________ 2016 г. Председатель Методического совета   _____________   А.А Полежаева  
  СОДЕРЖАНИЕ     СТР
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы  
  2. Содержание учебной дисциплины  
  3.Методические указания для выполнения контрольной работы  
  4. Контрольные вопросы  
  5. Контрольные тестовые задания(10 вариантов по 12 вопросов)  
  6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические указания разработаны для студентов заочного отделения по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к циклу ОГСЭ и ЕН дисциплин. По учебному плану для заочного отделения предусмотрено выполнение одной контрольной работы и дифференцированного зачета.

Пособие включает в себя содержание учебной дисциплины, методические указания по выполнению контрольной работы, варианты тестов, перечень контрольных вопросов для самопроверки и список рекомендуемой литературы.

Экология – это одна из наук, изучающая общие закономерности взаимоотношений организмов и окружающей среды. Проблемы природопользования сейчас касаются каждого из нас, поскольку от состояния природных условий и ресурсов зависит наше благосостояние и здоровье. В России согласно закону «Об охране окружающей природной среды», введено обязательное экологическое образование. Каждый гражданин РФ должен овладеть минимумом экологических знаний.

Курс природопользования, интегрирующий и развивающий знания по проблеме природопользования и охране окружающей человека среды.

Экологический подход становится необходимым при решении производственных и научно-технических задач. Экологическая направленность образования должна содействовать развитию у человека разумного использования природных ресурсов, понимания того, как можно не только сохранить, но и приумножить богатства.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

уметь:

использовать представление:

- о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

- о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

- об экологических принципах рационального природопользования;

знать:

-об экологических принципах рационального природопользования;

- правовые вопросы экологической безопасности;

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

Перечень формируемых компетенций:

Технолог-конструктор должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

для специальности заочного отделения 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Вид учебной работы Объем часов  
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Самостоятельная работа (всего) в том числе: работа с информационными источниками выполнение домашней контрольной работы  
Итоговая аттестация Дифференцированный зачет

Содержание учебной дисциплины:

Введение.

Современная экология как наука. Её структура, термины и понятия. Экологические законы Барри Коммонера. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого в биосфере. Биологические системы. Экосистема, принципы функционирования. Природопользование как часть прикладной экологии. Принципы и методы природопользования.

Наши рекомендации