Инструкция испытуемому

Первый опыт предназначен для самооценки уровня тревожности. На бланке (табл. 2), в шкале самооценки, зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Затем подсчитайте сумму зачеркнутых на бланке цифр по формуле

Т = S1 + S2 + 35,

где S1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; S2 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. Вычисленная сумма потребуется при построении зависимости психической работоспособности от уровня тревожности, после выполнения второго опыта.

Таблица 2

Шкала самооценки

№ п/п Состояние Личная оценка в баллах  
Почти никогда Иногда Часто Почти всегда  
Я испытываю удовольствие  
Я быстро устаю  
Я легко могу заплакать  
Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие  
Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения  
Я чувствую себя бодрым  
Я спокоен, хладнокровен и собран  
Ожидаемые трудности очень тревожат меня  
Я слишком переживаю из-за пустяков  
Я вполне счастлив  
Я принимаю все слишком близко к сердцу  
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя в безопасности
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я доволен собой
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них
Я – уравновешенный человек
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
               


Второй опыт. Этот опыт предназначен для оценки психической работоспособности по скорости и правильности выполнения арифметических действий. Исследование проводят два студента, выступающие попеременно в роли экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор сообщает испытуемому, что после того, как он назовет трех- или четырехзначное число, испытуемый должен в уме быстро сложить его составные части и определить, делится ли полученная сумма на три, ответив «Да» или «Нет». (Например, число 6473; сумма
6 + 4 + 7 + 3 = 20, ответ – нет). Экспериментатор секундомером засекает время от объявления цифры до получения ответа и записывает результаты. Всего называется шесть цифр, три – трехзначных и три – четырехзначных. Используемый бланк с набором предъявляемых цифр имеет вид (табл. 3, 4). Числа математического теста могут называться в обратном порядке или в различной последовательности. Оценка ведется по среднему времени Тс, затраченному на один правильный ответ

Инструкция испытуемому - student2.ru ,

где Тзi – время, затраченное на выполнение задания по i-й цифре (i = 1, 2, …, 6); ПО – количество правильных ответов (если ПО = 0, то при подсчете принять ПО = 0,5). Оценка психической работоспособности по четырехбалльной шкале:

менее 2 c – 4 балла; 2–4 c – 3 балла; 5–7 c – 2 балла; более 7 c – 1 балл.

Таблица 3

Бланк контрольных трехзначных цифр

для определения психической работоспособности

Число
Правильный ответ Нет Нет Да Нет Да Да Нет Да
Фактический ответ                
Затраченное время, Тз, с                

Таблица 4

Бланк контрольных четырехзначных цифр

для определения психической работоспособности

Число
Правильный ответ Нет Да Да Нет Да Нет Да Да
Фактический ответ                
Затраченное время, с                

Затем на бланке, в координатах «Психическая работоспособность – Уровень тревожности» по данным опытов для всех испытуемых, строится общая зависимость Йеркса-Додсона. Совместно с преподавателем установите, соответствует ли характер полученной кривой теоретической.

Контрольный тест «Студент»

Рассмотрим в качестве примера тест из нескольких методик (всего шесть), которые в совокупности могут оценивать профессионально важные качества студентов в учебной деятельности – внимание, память, технический интеллект (интеллектуальная работоспособность). При проведении занятия предлагается в группе создать пять-шесть бригад (по 3–5 человек), каждая из которых проходит испытание по одной из методик. Результаты испытаний оцениваются по сводной таблице 5.

Наши рекомендации