Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы
Эффективность проведения и реализации решений и мероприятий в области охраны окружающей среды в значительной степени определяются действующими в стране законами и правилами. В странах, где сформирована экологическая политика, созданы специальные государственные учреждения, имеются стандарты, по которым можно судить о принимаемых решениях с точки зрения защиты окружающей среды. В этой связи следует отметить, что промышленные предприятия лучше представляют вероятные последствия своей деятельности для окружающей среды, чем государственные экологические службы. Государственные службы, устанавливающие допустимые нормы выбросов, сбросов накладывают жесткие ограничения на деятельность предприятия в плане экологических мероприятий, часто невыполнимые, а иногда просто ненужные. Например, в России ПДК загрязнений сточных вод, сбрасываемых предприятиями на городские очистные сооружения (водоотводящие сети), являются более жесткими, чем требования к качеству питьевой воды, обусловленной ГОСТом. Так, ГОСТ “Питьевая вода допускает содержание в питьевой воде цинка 5 мг/л, меди 1 мг/л, а для сброса в канализацию допускается 0,1 мг/л. В некоторых регионах страны нормы сброса загрязнений в канализацию еще более жесткие. В ряде случаев они не обеспечиваются возможными, реальными техническими средствами. Нет разграничения между качеством загрязнений сточных вод, сбрасываемых различными предприятиями, например, машиностроительной, химической промышленностью и пищевой. Загрязнения пищевой промышленности (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия безалкогольной промышленности и др.) содержат в своем составе, как правило, легко окисляемые загрязнения и негативного последствия на работу централизованных городских очистных сооружений не оказывают. Более того, в крупных промышленных городах, с развитым машиностроением, стоки пищевой промышленности играют позитивную роль, являясь поставщиком биологически окисляемого субстрата. Плата, тарифы за сброс сточных вод в водоотводящие сети, очистные сооружения, поверхностные водоемы в рамках лимитных и сверхлимитных показателей должна быть также различной, дифференцированной.
Экологическое регулирование и стимулирование должно обеспечивать решение следующих трех задач:
- обеспечить здоровье населения;
- защитить и сохранить природную среду от истощения, загрязнения;
- обеспечить экономное, эффективное использование всех видов ресурсов.
Разработаны и разрабатываются ряд национальных и международных законов, соглашений, стандартов, регулирующих нормативов, направленных на сохранение окружающей среды, прекращение ее загрязнения.
На национальном уровне можно выделить три основных регулирующих документа, которыми следует руководствоваться промышленным предприятиям в своей деятельности.
Первый момент – это наличие правовых и нормативных документов, в которых формулируются основные задачи и полномочия предприятия.
Второй – это документы, регулирующие качество природной среды и меры по борьбе с загрязнениями. В них перечисляются качественные критерии загрязняющих веществ, они устанавливают допустимые концентрации загрязнений в воде, воздухе, почве, дают методику контроля. В этих документах отражается современное состояние окружающей среды, методы обезвреживания загрязнений, оборудование для контроля за степенью загрязненности окружающей среды. Регламентируется качество воздуха и воды, степень загрязненности сточных вод, правила обращения с отходами и ядовитыми веществами.
Регулирующие документы должны учитывать возможность внесения в них необходимых корректив без нарушения производства и других видов экономической деятельности. Такую гибкость регулирующих документов следует обеспечить путем наличия в них ссылок на возможность развития, создания более современных технологий, которые могут быть внедрены на данном предприятии в соответствующие сроки. Стандарты качества должны обеспечивать не только защиту здоровья, безопасность жизни населения, но и экономическую заинтересованность предприятия в реализации природоохранных мероприятий.
Третья категория документов связана с сохранением и рациональным использованием природных ресурсов. Эти законы преследуют цель упорядоченного использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей общества с одновременной заботой об их сохранении и восстановлении.
Промышленные предприятия (руководство) обязаны знать законы по рациональному использованию природных ресурсов для планирования своей природоохранной деятельности и оценки экономической целесообразности того или иного проекта.
Улучшение производственной среды на предприятии, условий труда, предотвращение загрязнения окружающей среды возможно должно воплощаться на основе соединения экономических и экологических интересов предприятия. Рабочие и служащие, работающие на предприятии в чистой, экологически безопасной обстановке, будут работать более производительно, принося прибыль предприятию.
Поскольку предотвращение, прекращение загрязнения окружающей среды является проблемой международной, эффективно ее можно решить только путем усилий всего международного сообщества, на основе принятия международных соглашений. Можно отметить ряд международных конвенций, соглашений и программ. Наиболее значимые из них: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха и Хельсинский протокол к ней от 1979 г., Конвенция об использовании ресурсов, являющихся достоянием всего человечества: океанов, атмосферы, космического пространства. Организация Объединенных наций по окружающей среде периодически публикует перечень международных соглашений в области охраны окружающей среды.
Рассматривая принципы и правила природоохранной деятельности, мониторинга, действующие в РФ, нельзя не остановиться на зарубежном опыте. Кратко остановимся на принципах рационального природопользования, сформулированных в Деловой хартии, принятой Международной торговой палатой в ноябре 1990 г.
В частности, этот документ декларирует следующие принципы комплексного управления производством. Вот некоторые из них:
- довести политику, программы и методы природоохранной деятельности до каждого производства и сделать их неотъемлемой частью управления всех служб;
- руководство предприятия обязано обеспечить эффективность производства и до минимума довести уровень загрязнения;
- руководители проектов обязаны сделать все возможное, чтобы новые производства гармонично вписались в природную и социальную среду;
- отделы сбыта обязаны обеспечить чистоту, безопасность продукции в соответствии с потребностями потребителей;
- кадровые службы должны прилагать усилия к тому, чтобы всем рабочим и служащим была ясна необходимость бережного отношения к окружающей среде;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки должны быть направлены на создание новых товаров и технологических процессов, которые отличались бы минимальным загрязнением среды;
- финансовые службы обязаны содействовать тому, чтобы мероприятия по предотвращению загрязнения среды окупались.
Приведенные выше обязанности руководителей различных отделов предприятия должны составлять единое целое в рамках соответствующих организационных структур и процессов на всех уровнях управления.
Следует отметить, что декларируемые принципы природоохранной деятельности в Российской Федерации, отраженные в специальных законах [ ], мало чем отличаются от зарубежных. Отличие, главным образом, состоит в их исполнении. Российские нормативы одни из самых жестких в мире. Вместе с тем, все они на практике нарушаются или совсем не исполняются. Совершенствование нормативно-правовой базы в РФ – ключ к совершенствованию природоохранной деятельности на предприятии, созданию экологически безопасных производств и технологий, прекращению загрязнения окружающей среды, ее спасению.
Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
На основе долгосрочных экологических программ, природоохранного законодательства РФ, проектов ПДВ, ПДС, лимитов на размещение отходов, промышленные предприятия разрабатывают планы мероприятий по снижению концентрации загрязнений в газовых и водных выбросах, улучшению состояния окружающей среды.
Важным моментом в этой деятельности является разработка эколого-экономического паспорта предприятия. Паспорт составляется на основе согласованных показателей производства, проектов расчета ПДВ, ПДС, размещения отходов, разрешения на природопользование, паспортов очистного оборудования, сооружений, установок по утилизации использованию отходов, инвентаризации источников загрязнения и др. показателей. Он позволяет определить стратегию и тактику действий при планировании природоохранных мероприятий, финансировании, внедрении природоохранной техники.
При разработке природоохранных мероприятий особую важность приобретают вопросы финансирования этих мероприятий.
Финансирование природоохранных мероприятий может быть произведено из экологических фондов (района, города, области) и за счет собственных средств.
Экологические фонды являются одной из составных частей общего экономического механизма управления, регулирования охраны окружающей среды от загрязнения.
Экологические фонды используются для:
- перевооружения объектов природоохраны;
- создания, совершенствования системы мониторинга на предприятии;
- проведения научных исследований;
- экологического воспитания, образования.
Финансирование природоохранных мероприятий за счет экологических фондов собственно предприятия осуществляется из прибыли, поэтому эффективное использование этих фондов возможно только на основе льготного налогообложения, кредитования, то есть, должен соблюдаться принцип материальной заинтересованности предприятия в природоохранных мероприятиях.
В процессе своей деятельности предприятия могут осуществлять различные платежи за сбросы, выбросы загрязнений в атмосферу, поверхностные и подземные водоемы, городскую канализацию. Величина платежей зависит от концентрации загрязняющих веществ в среде. Она может быть весьма внушительной. Так, анализ предприятий машиностроительного профиля и, в частности, гальванических производств позволяет сделать вывод о том, что для большинства из них внедрение природоохранных мероприятий (очистных сооружений) является экономически обоснованным. Приведем пример. Плата за сброс загрязняющих веществ от гальванического цеха на одном из предприятий Нижнего Новгорода составляет около 450 000 руб. Стоимость очистных сооружений (доочистки) не превышает 400 000 руб. В результате внедрения технологии доочистки на этом предприятии платежи уменьшаться до 60-70 тыс. руб. Таким образом, срок окупаемости мероприятий по строительству, реконструкции очистных сооружений составит около одного года. Видимо, способ реализации собственных экологических фондов для этого (конкретного) объекта экономически оправдан.
Большой интерес вызывает у предприятий экономический эффект, получаемый за счет проведения мероприятий в результате которых достигается косвенный эффект. Косвенный эффект получается за счет извлечения из загрязненной системы ценных веществ и их вторичного использования в собственном производственном процессе или продаже другим природопользователям. Величина косвенного эффекта зависит от ценности (стоимости) извлеченного вещества, спроса на него. Установлено, например, что извлечение из промывных вод гальванических производств солей никеля экономически оправдано. Оправданной является утилизация молокопродуктов участков приемки молока молокозаводов. Есть и другие примеры значительной экономии за счет косвенного эффекта.
Общий экономический эффект от проведения природоохранных мероприятий достигается за счет сопоставления затрат с достигаемым результатом, который выражается через величину предотвращенного годового ущерба от загрязнения окружающей среды.