Курс рассчитан на 74 часа аудиторной работы (32 часа лекций и 32 часа семинарских занятий)

Им.М.В.Ломоносова

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

ТЕОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ “ПЕРЕВОДЧИК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ” ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Рекомендовано к печати Ученым советом факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова

Составитель: доц. Т.В.Валентей

Редактор: проф. Л.В.Минаева

Курс рассчитан на 74 часа аудиторной работы (32 часа лекций и 32 часа семинарских занятий).

Авторы: Л.В. Минаева, Т.В.Валентей, М.Г.Кочетова, Т.М.Скибина, Ю.И.Погребенко, Г.И.Сыроватская, Н.Е.Медведева., Т.И.Борисенко, М.В.Луканина.

Методическая разработка по курсу “Теория английского языка”

Данное пособие предназначено для студентов, занимающихся по программе дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на факультете государственного управления МГУ им. Ломоносова.

Пособие содержит планы лекций, читаемых преподавателями кафедры теории и практики речевой коммуникации МГУ им. Ломоносова, вопросы для семинарских занятий, практические задания, темы для устных докладов студентов, а также списки рекомендованной литературы. В приложении также дан список вопросов, выносимых на экзамен по данному курсу.

Курс «Теории английского языка» представляет собой часть программы дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» наряду с такими предметами, как «Введение в языкознание» и «Теория перевода». Ознакомление студентов с основами теории английского языка является необходимой предпосылкой более глубокого овладения языком с целью использования его обучающимся в дальнейшем в ходе работы в качестве переводчика в сфере государственного управления.

Курс включает в себя такие разделы, как фонология, лексикология и фразеология, лексикография, грамматическая морфология, синтаксис и стилистика.

В разделе фонологии особое внимание уделяется вопросам сопоставительного анализа артикуляционных баз английского и русского языков, а также тем составляющим сегментного и сверхсегментного уровней, которые вызывают трудности у русских учащихся. В разделе лексикологии рассматриваются такие темы, как лексическая морфология, полисемия, омонимия, паронимия и синонимия. Этот раздел имеет большое значение для понимания роли слова как основной единицы языка. Анализ морфологической структуры английского слова и различных видов словообразования в данном языке помогает студенту провести границу между словом и словосочетанием, словом и морфемой, что чрезвычайно важно для переводчика при выявлении составных единиц текста. Изучение омонимии и полисемии, а также синонимии и паронимии создает основу для определения переводчиком семантической нюансировки текста.

Один из важнейших и интереснейших разделов лексикологии английского языка – фразеология - представлен такими темами, как «Свободные словосочетания», «Коллокации», «Идиомы» и т.д. Как правило, проблемы лексической сочетаемости, понимание и правильное употребление фразовых глаголов, интерпретация идиом вызывает наибольшие трудности у переводчиков. Поэтому данной теме в курсе уделяется большое внимание.

В лекции, посвященной терминологии рассматриваются особенности этого пласта лексики, источники происхождения терминов, а также вопросы, связанные с классификацией терминологических словосочетаний. Для студентов факультета государственного управления знакомство с терминологической системой управления, администрирования чрезвычайно важно, так как перевод текстов, посвященных данной проблематике, требует четкого представления о соответствии терминосистем русского и английского языков в перечисленных сферах профессионального общения.

Целью занятий, посвященных лексикографии, является ознакомление со словарями разных типов: одноязычными и двуязычными, общими и специальными. Большое внимание в этом разделе курса уделяется выработке и закреплению навыков работы с различными словарями, что в значительной степени позволяет совершенствовать навыки переводческой деятельности. Чрезвычайно важным здесь является понимание того, что двуязычный словарь не дает точного «перевода» лексической единицы, как это принято считать, а лишь указывает то направление, в котором следует искать наиболее близкий контекстуальный эквивалент рассматриваемого слова.

Грамматическая морфология занимает важное место в курсе. Этот раздел знакомит студентов с основоными элементами грамматического строя английского языка, в частности, с грамматическими категориями. Очевидна актуальность сопоставления грамматических систем родного и английского языков, так как понимание принципиальной разницы между ними позволит в дальнейшем избежать досадных ошибок при переводе специальных текстов.

Синтаксис – это раздел языкознания, предметом которого является как предложение, выступающее в качестве основной единицы речи, так и словосочетание, выступающее в качестве сложного непредельного составляющего предложения. Кроме того, синтаксис рассматривает особенности сверхфразового единства (в письменной речи – абзаца) как предельной единицы речевого произведения. Цель цикла лекций, посвященного рассмотрению малого, большого и гиперсинтаксиса заключается как в изучении принципов и методов синтаксического анализа готовых произведений речи, так и в овладении постулатами синтаксической теории с целью создания текстов.

Стилистика как раздел общей науки о языке рассматривает вопросы коннотативности, эмоционально-экспрессивной окрашенности речи. Понимание особенностей функционирования фигур речи, которые помогают автору более красочно передать содержание текста, необходимо для специалистов в области перевода, поскольку в задачу переводчика входит как можно более полная передача содержания текста оригинала средствами другого языка.

Следует подчеркнуть, что активная самостоятельная работа студентов является одной из предпосылок эффективного усвоения теоретического материала и развития творческого подхода к учебному процессу. Большое значение для правильной организации работы студентов приобретает изменение роли преподавателя в учебном процессе. Если на первых этапах курса преподаватель выполняет функции лектора и ведущего семинарские занятия, то в дальнейшем эти функции постепенно передаются студентам, а преподаватель начинает выступать в роли научного консультанта и менеджера занятия, оставаясь на заднем плане, передав инициативу студентам, лишь изредка комментируя и внося необходимые дополнения и разъяснения.

Таким образом, помимо того, что студенты овладевают теоретическим материалом, в ходе данного курса преподаватель решает следующие задачи:

1) развитие творческой личности студента;

2) совершенствование навыков риторически организованной монологической речи студентов;

3) выработка навыков самостоятельной работы со специальной литературой, ее анализа, отбора и организации теоретического и практического материала;

4) развитие умения самостоятельно совершенствовать владение английским языком.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса на семинарских занятиях при оценке выполнения практических заданий и самостоятельно подготовленных докладов.

Итоговый контроль осуществляется в виде зачета после Ш семестра и экзамена в конце 1У семестра. На экзамене проверяется усвоение теоретического материала и владение методами лингвистического анализа.

Экзамен состоит их двух теоретических вопросов и одного практического задания.

Наши рекомендации