Раздел 1. Организация штурманской службы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КГМТУ»)

  «УТВЕРЖДЕНО» Ректор ФГБОУ ВО «КГМТУ» __________________Е.П. МАСЮТКИН

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ

АТТЕСТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

26.05.05 «СУДОВОЖДЕНИЕ»

Керчь

2016 г.


Авторы: Ивановский Н.В. канд. техн. наук, доцент кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство
  Соколов М.М. канд. техн. наук, доцент кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство
  Пазынич Г.И. канд. техн. наук, доцент кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство
  Бендус И.И. ст.препод. кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство
  Кузьмин И.И. ст.препод. кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство
  Новоселов Д.А. ст.препод. кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство
  Сидоренко Ю.З. ст.препод. кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство
  Рязанова Т.В. канд. техн. наук, доцент кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство

Обсуждено и одобрено на заседании

кафедры судовождения и промышленного рыболовства

КГМТУ ___.__________. 2016 г. (протокол № _____)

Рассмотрено и утверждено советом Морского факультета

КГМТУ ___.__________. 2016 г. (протокол № _____)

© Керченский государственный морской технологический университет, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Программа подготовки к государственному экзамену................................. 7

2. Экзаменационные билеты.................................................................................... 22

3. Критерии оценки дипломных работ.................................................................. 32

4. Методические советы экзаменующимся........................................ 35

5. Список литературы............................................................................................... 38

Государственная итоговая аттестация состоит из государственного экзамена по Судовождению и защиты дипломной работы.

Целью государственного экзамена является итоговая проверка знаний, умений и навыков выпускников в пределах цикла дисциплин «Навигация и лоция», «Мореходная астрономия», «Математические основы судовождения», «Маневрирование и управление судном», «Теория устройства судна», «Технические средства судовождения» на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта к квалификации специалиста с высшим профессиональным образованием, а так же требованиям Международной конвенции ПДМНВ -78 с поправками к компетентности вахтенного помощника судов валовой вместимостью более 500 рег. т.

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ПОДГОТОВКЕ, ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ (ПДНВ) К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА СУДОВ ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ 500 И БОЛЕЕ

Компетентность Знание, понимание, профессионализм
1.1 Функция: судовождение на уровне эксплуатации[1]
Планирование перехода и определение места судна Мореходная астрономия Умение использовать небесные светила для определения местоположения судна
Плавание с использованием наземных и береговых ориентиров. Умение определять место судна с помощью: .1 береговых ориентиров .2 средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки, буи .3 счисления с учетом ветра, течения, приливов и предполагаемой скорости .4 глубокие знания и практические навыки пользования морскими навигационными картами (в том числе ЭКНИС) и пособиями – лоциями, таблицами приливов, навигационными предупреждениями, передаваемыми по радио, информацией об установленных путях движения
Электронные системы определения места судна Способность определять место судна с использованием радионавигационных систем
Эхолоты Знание принципа действия. Способность работать с оборудованием и правильно применять информацию
Гиро- и магнитные компасы Знание принципов действия. Умение определять и учитывать поправки с использованием средств мореходной астрономии и наземных ориентиров
Системы управления рулевым приводом Знание систем управления рулевым приводом, эксплуатационных процедур и перехода с ручного на автоматическое управление и обратно. Настройка органов управления для работы в оптимальном режиме
Метеорология Умение использовать и истолковывать информацию, получаемую от судовых метеоприборов. Знание характеристик различных систем погоды, порядка передачи сообщений и систем записи. Умение применять метеоинформацию

Несение безопасной навигационной вахты Несение вахты Глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов Глубокое знание основных принципов несения ходовой навигационной вахты Глубокое знание эффективных процедур работы вахты на ходовом мостике Использование установленных путей движения судов в соответствии с общими положениями об установлении путей движения судов.
Использование радиолокатора и САРП для обеспечения безопасности плавания Судовождение с использованием радиолокатора Знание фундаментальных основ радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки Умение работать, расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая следующее: Работа, включающая: .1 факторы, влияющие на работу и точность; .2 включение и работа с блоком индикатора; .3 обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от поверхности моря и т. д., радиолокационные маяки-ответчики и транспондеры, используемые при поиске и спасании. Использование, включая: .1 дальность и пеленг, курс и скорость других судов, время и дистанцию кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими; .2 опознание критических эхосигналов, обнаружение изменений курса и скорости других судов, влияние изменений курса и/или скорости своего судна .3 применение Международных правил предупреждения судов в море; .4 техника радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений; .5 параллельная индексация; Основные типы САРП, их характеристики воспроизведения, эксплуатационные требования и опасность передоверия САРП Умение работать, истолковывать и анализировать информацию, получаемую от САРП, включая: .1 работу системы и ее точность, возможности слежения и ограничения, а также задержки, связанные с обработкой данных; .2 использование эксплуатационных предупреждений и проверок системы; .3 методы захвата цели и их ограничения; .4 истинные и относительные векторы, графическое представление информации о цели и опасных районах; .5 получение и анализ информации, критических эхосигналов, запретных районов и имитаций маневров
Действия в аварийных ситуациях Процедуры Меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях Первые действия после столкновения или посадки на мель, первоначальная оценка повреждений и борьба за живучесть Правильное понимание процедур, которым нужно следовать при спасании людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи судну, терпящему бедствие, меры, принимаемые в случаях аварий, возникающих в порту
Действия при получении сигнала бедствия Поиск и спасание Знание содержания Наставления ИМО по поиску и спасанию для торговых судов (МЕРСАР)
Использование стандартного морского навигационного словаря-разговорника, замененного стандартными фразами общения на море ИМО и использование английского языка в письменной и устной форме Английский язык Надлежащее знание английского языка, позволяющее лицу командного состава использовать навигационные карты и другие навигационные пособия, понимать метеорологическую информацию и сообщения относительно безопасности судна и его эксплуатации, поддерживать связь между другими судами и береговыми станциями,, а также выполнять обязанности лица командного состава в экипаже, говорящем на разных языках, включая способность использовать и понимать стандартный морской навигационный словарь-разговорник, замененный стандартными фразами общения на море ИМО
Передача и прием информации (с использованием визуальных сигналов) Визуальные сигналы Способность передавать и принимать световые сигналы с помощью азбуки Морзе Способность использовать Международный свод сигналов
Маневрирование судна Маневрирование и управление судном Знание: .1 влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь; .2 влияние ветра и течения на управление судном; .3 маневров и процедур при спасании человека за бортом; .4 увеличения осадки судна от скорости, мелководья и подобных эффектов; .5 надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки
1.2. Функция: обработка и размещение грузов на уровне эксплуатации[2]
Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, предосторожность по отношению к ним во время плавания Обработка и размещение грузов Обработка, размещение и крепление грузов Знание воздействий, производимых грузом, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна Знание безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая опасные, вредные и ядовитые грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни и судна
1.3 Функция: управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне эксплуатации
Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнений Предотвращение загрязнения морской окружающей среды и процедуры борьбы с загрязнением Знание мер предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской окружающей среды   Процедуры по борьбе с загрязнением и все связанное с ним оборудование
Поддержание судна в мореходном состоянии Остойчивость судна Рабочее знание и применение информации об остойчивости, посадке и напряжениям, диаграмм и устройств для расчета напряжений корпуса Понимание основных действии, которые должны предприниматься в случае частичной потери остойчивости Понимание основ водонепроницаемости Конструкция корпуса судна Общее знание основных конструктивных элементов судна и надлежащих названий их частей
Предотвращение пожаров и борьба с пожаром на судне Противопожарная безопасность и средства пожаротушения Знание противопожарной безопасности Умение организовывать учения по борьбе с пожаром Знание видов и химической природы возгорания Знание действий, которые должны предприниматься в случае пожара, включая пожары топливных систем
Использование спасательных средств и устройств Спасание людей средствами собственного судна Умение организовать учения по оставлению судна и умение обращаться со спасательными шлюпками, спасательными плотами и дежурными шлюпками, приспособлениями для их спуска на воду и их оборудованием, включая радиооборудование спасательных средств, транспондеры, используемые при поиске и спасании, гидрокостюмы и теплозащитные средства Знание техники выживания на море
Применение средств первой медицинской помощи на судах Медицинская помощь Практическое применение руководств по медицинской помощи и советов, направляемых по радио, включая умение предпринять эффективные меры на основе этих знаний при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий
Наблюдение за соблюдением требований законодательства Знание законодательства Начальное рабочее знание соответствующих конвенций ИМО, относящихся к безопасности человеческой жизни на море и охране морской окружающей среды

1. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ВКЛЮЧАЕТ ДВА ЭТАПА:

1) Практическое решение задач Судовождения:

1.1 Выполнение исполнительной прокладки и навигационных расчетов по маршруту перехода.

2) Устный ответ на экзаменационные вопросы по пяти разделам:

2.1 Организация штурманской службы.

2.2 Навигация и лоция, Мореходная астрономия, Математические основы судовождения.

2.3 Маневрирование и управление судном, Теория устройства судна, Технические средства судовождения.

2.4. МППСС-72.

2.5. Английский (Профессиональный).

После формулировки экзаменационных вопросов указана ссылка на источники, с указанием страниц, где раскрыты основные положения вопроса. Однако для более углубленной подготовки следует использовать методическую разработку «Перечень рекомендованной литературы ». При указании на источники использованы следующие сокращения:

НАВ «Навигация» Учебник для ВУЗов. -СПб. : Изд. «Лань», 1997-512с.
РОМС 1,2,3 Песков Ю.А. “Руководство по организации мостика” для судов”: В 3т. Учебное пособие. - Новороссийск: НГМА, 2002. (Примечание: цифра в сокращении указывает номер тома).
МА Красавцев Б.И. «Мореходная астрономия»: Учебник для ВУЗов.- М.: Транспорт, 1986. - 255 с.
РШС-89 “Рекомендации по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР (РШС-89).” - М. : В/О “Мортехинформ-реклама”, 1990 - 64 с.
МППСС-72 Яскевич А.П., Зурабов Ю.Г. “Комментарии к МППСС-72” : справочник. - М.: Транспорт, 1990. - 479 с.
ГО Гордиенко А. И., Дремлюг В. В. Гидрометеорологическое обеспечение судовождения. – М.: Транспорт, 1989. – 239 с.  
УС Демин С. И., Жуков Е. И. и др. Управление судном / под ред. В. И. Снопкова. – М.: Транспорт, 1991. – с. 182-203.  
ТСС Дмитриев В.И., Евменов В.Ф., Каратаев О.Г., Ракитин В.Д. Технические средства судовождения. Учебник для вузов. – М.: Транспорт. 1990. - 320 с.  
РНП Демиденко П.П. Радионавигационные приборы и системы. Конспект лекций. – Одесса: 2010. – 123 с.  
ТУС Теория и устройство судна, часть 1/Бендус И.И: Учебное пособие. 2-е изд. – Керчь: КГМТУ, 2011 – 244с., ил.  
ГАПП Карлик Я.С., Марапулец Ю.В. Рыбопромысловая гидроакустика. – Петропаловск - Камчатский: 2004. – 260 с.  
АИС Кошевой В.М., Шишкин А.В., Купровский В.И. Система и устройства автоматической идентификации судов. – Одесса: 2010. – 79 с.

Раздел 1. Организация штурманской службы

  1.   Требования по укомплектованию судна и вахты на мостике.       РОМС 1, c. 45-51, РШС-89, с. 4;
2. Общие задачи навигационного обеспечения.       РОМС 1, c. 67-69; РШС-89, с. 4-18; НАВ с. 373-380;
3. Общие принципы “Планирования перехода”. Навигационные карты и пособия, их корректура.     РОМС 1, c. 63-66; 68-73; РШС-89, с. 5-9;
4. Ответственность и обязанности ВПКМ.   РОМС 2, c. 6-8; РШС-89, с. 19-20;  
5. Смена вахты на ходу.   РОМС 2, с. 9-13; РШС-89, с. 36-39;
  6.   Ведение надлежащего наблюдения.       РОМС 2, с. 13-17; МППСС-72, пр. 5, с. 72-84;  
7. Радиолокационное наблюдение.   РОМС 2, с. 17-21;
8. Безопасная скорость и принципы ее определения.   МППСС-72, пр. 6, с. 84-111;  
9. Вызов капитана на мостик.   РОМС 2, с. 21-24;
  10.   Обязанности ВПКМ при ограниченной видимости.     РОМС 2, с. 23-24; РШС-89, с. 23; c. 34; НАВ, c. 472-477; МППСС-72, пр. 19, с. 289-310;
  11. Обязанности и действия ВПКМ в отношении рулевого устройства и системы управления курсом судна.     РОМС 2, с. 24-25; РОМС 3, c. 14-16; РШС-89, с. 40;  
12. Знание СЭУ и порядка реверсирования.   РОМС 2, c. 25-26; РШС-89, с. 40;  
13. Варианты ходовой вахты на мостике.   РОМС 2, c. 33-36;  
  14.   “Минимальная” ходовая вахта на мостике.     РОМС 2, c. 36-42;  
  15.   “Стандартная” ходовая вахта на мостике.     РОМС 2, c. 42;  
16. “Усиленная” ходовая вахта на мостике.   РОМС 2, c. 42-43;  
17. “Маневренная” ходовая вахта на мостике.     РОМС 2, c. 43-44;  
18. “Портовая” ходовая вахта на мостике.   РОМС 2, c. 44-45;  
19. Общие принципы организации “команды мостика”.     РОМС 2, c. 53-56;
20. Расстановка судоводителей и распределение обязанностей.     РОМС 2, c. 56-73;
21. Система самоконтроля и взаимного контроля.     РОМС 2, c. 73-76;  
22. “Дублирование функций” на мостике.   РОМС 2, c. 76-78;  
23. Дублирование методов навигационного контроля.     РОМС 2, c. 78-81;
24. “Команда мостика” при лоцманской проводке.   РОМС 2, c. 123-128; РШС-89, c. 22-23; 31-32;  
25. Действие ВПКМ при подходе судна к стесненным водам.   РШС-89, c. 22; 30-31; 33-34; РОМС 2, с. 107-108;  
26. Действия ВПКМ при плавании в стесненных водах, СРД, зонах действия СУДС.   РШС-89, c. 21-24; 30-32;
  27. Обязанности и действия ВПКМ при постановке судна на якорь и во время стоянки на якоре.       РШС-89, c. 32-33; НАВ, с. 460-463; РОМС 2, с. 27-29;
28. Организация вахты и действия ВПКМ при плавании во льдах.   РШС-89, с. 27; 35-36; НАВ, с. 477-487;
  29.   Обязанности ВПКМ при стоянке судна у причала, смена вахты в порту.       РОМС 2, c. 29-31; РШС-89, c. 28-29;
30. Обязанности и действия ВПКМ при подготовке к выходу судна в море.   РОМС 2, с. 132; РШС-89, с. 29-30;

Раздел 2. Навигация и лоция, мореходная астрономия,

математические основы судовождения

31. Системы координат, применяемые в морской навигации.     НАВ, с. 13-18; 439-440;
32. Определение поправки компаса в открытом море и при прибрежном плавании.   РШС-89, с. 53-54; НАВ, с. 39-44; 171-172; МА, с. 138-147; МА, с.138-142; 148;  
33. Скорость судна, поправка лага и методы их определения.     НАВ, с. 46-58; РШС-89, с. 54;
34. Судовая служба времени. Виды времени.       МА, с. 121-125;  
35. Безопасная глубина, ее оценка и контроль. Оценка запаса глубины под килем.   НАВ, c. 345-353; РОМС 1, c. 109-120; РШС-89, с. 52;  
36. Методы навигационного использования САРП.     НАВ, c. 332-337;
37. ОМС по радиолокационным дальностям и по РЛС комбинированными методами, оценка точности.     НАВ, с. 178-179; 329-331; НАВ, c. 190-191; 331-332;  
38. Ширина полосы движения судна и методы ее оценки.     НАВ, c. 353-359;
39. Определение местоположения судна астрономическими методами. Оценка точности полученного места судна.   МА, с. 169-171; 182-186; МА, с.171-179; 182-186; МА, с. 171-181; МА, с. 193-201;  
40. Общая система методов контроля за местоположением и движением судна.   НАВ, c.359-364; 371-372; РОМС 1, c. 84-88;  
41. Расчеты для плавания по локсодромии и ортодромии, прямая и обратная задачи.     НАВ, c. 382-388;
42. Гидрометеорологическая проработка рейса на этапе планирования перехода. Используемые пособия.     ГО, с.219-22
43. Предварительные расчеты и счисление координат при совместном учете дрейфа и течения.     НАВ, c. 107-126;  
44. Учет циркуляции, планирование и выполнение поворота судна, в т.ч. с учетом течения.   НАВ, c. 101-106; 444-451; РОМС 3, c. 22-23;
  45.   Обсервации, их классификация и оценка точности.       НАВ, c. 144-156;
46. Корректируемое счисление, оценка точности текущих координат, анализ обсерваций.     НАВ, c. 362-364; РОМС 1, c. 84-87;
47. Требования к точности судовождения.   РОМС 1, c. 101-105; НАВ, с. 150-152; 376-379;  
48. Выбор и планирование методов контроля за местоположением и движением судна.   РОМС 1, c. 105-108; НАВ, c. 374-376;  
49. Решение задач по серии навигационных обсерваций.     НАВ, c. 364-366;
50. Ведущая, ограждающая и контрольная линии положения, их выбор, примеры, оценка точности.     НАВ, c. 338-342; 366-371; РОМС 1, c. 88-94;
51. Навигационный секстан. Принципиальное устройство навигационного секстана. Элементарная теория секстана. Поправка индекса, способы ее определения и уменьшения. Выверка секстана в судовых условиях.     МА, с. 99-104; 109-113;
52. Методы навигационного использования “Электронных картографических систем”.     НАВ, c. 292-300;
53. Методы навигации при океанском и морском плавании. Навигационное обеспечение плавания в штормовых условиях.   РШС-89 с. 24-27; 48-52; НАВ, c. 389-396; РОМС 1, c. 79-81; 141-143;
  54.   Методы навигации при подходе к побережью.     НАВ, c. 397-410;
  55.   Методы навигации при плавании в стесненных водах.       НАВ, c. 410-426; 451-460; РОМС 1, c. 144-146; МППСС-72, пр. 9 с. 167-190;  
56. Методы навигации при плавании по установленным путям и СРД.     НАВ, c. 426-437; МППСС-72, пр.10, с. 190-217;
57. Методы навигации при плавании в районах регулирования движения судов.     НАВ, c. 437-444;
58. Методы навигации при плавании по внутренним водным путям.     НАВ, с. 463-471;  
59. Методы навигации при плавании во льдах.     НАВ, с. 477-487;
60. Визуальная дальность видимости огней и ориентиров. ОМС по визуальным пеленгам ориентиров, оценка точности.   НАВ, с. 22-30; 157-167;
Раздел 3. Маневрирование и управление судном, Теория устройства судна, Технические средства судовождения
61. Маневренные элементы судна. Способы определения маневренных элементов. Составление информации о маневренных характеристиках судна.     УС, с. 52-73
62. Средства активного управления судном и их характеристика. Использование подруливающих устройств, раздельных поворотных насадок. Применение крыльчатых движителей.     УС, с. 73-78
63. Маневрирование в стесненных водах. Влияние ветра, течения и мелководья на управляемость судна.     УС, с. 178-180
64. Маневрирование на мелководье, учет уменьшения запаса воды под килем из-за увеличения осадки от скорости судна, бортовой и килевой качки, при поворотах.     УС, с. 162-172
65. Взаимодействие между движущимися параллельно судами. Взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект).     УС, с. 172-178
66. Маневрирование и управление судном при швартовке и отшвартовке с буксирами или без буксиров при наличии ветра, течения и приливных явлений.     УС, с. 224-251
67. Маневрирование и управление судном при постановке на якорь. Выбор места якорной стоянки. Расчет якорной стоянки. Подготовка судна к постановке на якорь. Постановка судна на один и на два якоря.     УС, с. 206-221
68. Маневрирование и управление судном в штормовых условиях, выбор режима штормования.     УС, с. 182-200
69. Взаимодействие судна и буксира. Маневрирование и управление судном при морской буксировке.     УС, с. 85-115
70. Плавание судна во льдах: подготовка к плаванию, плавание под проводкой ледокола, особенности плавания в караване, околка судов, проводка каравана в ограниченную видимость.     УС, с. 132-160
71. Диаграмма статической остойчивости, ее свойства. Способы построения ДСО. Диаграмма динамической остойчивости и ее применение.     ТУС, с. 103-117
72. Теоретический чертеж судна и его назначение.     ТУС, с. 27-30
73. Влияние приема «малого» груза на посадку и остойчивость судна. Информация об остойчивости судна.     ТУС, с. 90, 136-155
74. Влияние перемещения груза на посадку и остойчивость судна.     ТУС, с. 86-90
75. Влияние на остойчивость жидких и сыпучих грузов. Мероприятия, проводимые на судах по уменьшению влияния свободных поверхностей на остойчивость.     ТУС, с. 92-96
76. Общее понятие об остойчивости судна. Начальная остойчивость. Метацентрическая формула начальной остойчивости и ее применение. Кренование судов.     ТУС, с. 69, 76-81
77. Непотопляемость судна. Принципы обеспечения непотопляемости. Категории затопленных отсеков и их влияние на посадку и остойчивость судна.     ТУС, с. 165-176
78. Главные размерения судна. Посадка судна. 4 случая посадки. Определение посадки судна в эксплуатационных условиях.     ТУС, с. 30-36
79. Ходкость судна. Составляющие сопротивления движению судна. Влияние эксплуатационных факторов на ходкость.   ТУС, с. 189-207
80. Плавучесть судна. Условия плавучести судна. Запас плавучести, грузовые марки, их виды. Нормирование и контроль плавучести морских судов.     ТУС, с. 50-51, 58-68
81. Принцип действия РЛС. Основные тактико-технические характеристики судовых РЛС.     РНП, с. 2-15
82. Магнитный компас. Принцип действия. Девиация магнитного компаса и способы ее уничтожения.     ТСС, с. 4-40
83. Принцип работы гирокомпаса. Погрешности гирокомпаса, причины их вызывающие и учет их в судовождении.     ТСС, с. 85-117
84. Принцип действия и основные характеристики СНС. Навигационные аспекты использования СНС.     РНП, с. 95-105
85. Пропорционально-интегрально-дифференциальный закон регулирования. Настройка авторулевых при плавании судна: на волнении, глубокой и мелкой воде, полными и малыми ходами, с учетом крена, дифферента судна и его осадки. Требования ИМО к авторулевым.     ТСС, с.192-194
86. Автоматические идентификационные системы (АІS). Назначение, использование информации АІS.   АИС, с. 40-56
87. Принцип работы и использование современных лагов.     ТСС, с.181-189
88. Принцип действия и основные параметры судовых навигационных и рыбопоисковых эхолотов.     ГАПП, с.177-183
89. Принцип действия рыбопоисковых гидролокаторов.     ГАПП, с.183-189
90. Принцип работы, состав аппаратуры и применение приборов контроля орудий лова (ПКОЛ) с кабельным и гидроакустическим каналом связи.   ГАПП, с.189-194

Раздел 4.

МППСС – 72

МППСС-72. Правило 2 «Ответственность». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.44-54
МППСС-72. Правило 5 «Наблюдение». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.72-83
МППСС-72. Правило 6 «Безопасная скорость». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.84-111
МППСС-72. Правило 7 «Опасность столкновения». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.111-138
МППСС-72. Правило 8 «Действия для предупреждения столкновения». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.139-167
МППСС-72. Правило 9 «Плавание в узкостях». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.167-190
МППСС-72 Правило 10 «Плавание по системам разделения движения». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.190-217
МППСС-72 Правило 12 «Парусные суда». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.221-225
МППСС-72. Правило 13 «Обгон». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.225-239
МППСС-72. Правило 14 «Ситуация сближения судов, идущих прямо друг на друга». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.239-249
МППСС-72. Правило 15 «Ситуация пересечения курсов». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.249-262
МППСС-72. Правило 16 «Действия судно уступающего дорогу». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.262-266
МППСС-72. Правило 17 «Действия судна, которому уступают дорогу». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.267-278
МППСС-72. Правило 18 «Взаимные обязанности судов». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.279-289
МППСС-72. Правило 19 «Плавание судов при ограниченной видимости». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.289-311
МППСС-72. Правило 21. «Определения». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.315-318
МППСС-72. Правило 22. «Видимость огней». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.318-321
МППСС-72. Правило 23 «Суда с механическим двигателем на ходу». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.321-325
МППСС-72. Правило 24 «Суда занятые буксировкой и толканием». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.325-332
МППСС-72. Правило 25 «Парусные суда на ходу и суда на веслах». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.333-335
МППСС-72. Правило 26 «Рыболовные суда». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.335-339
МППСС-72. Правило 27 «Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.340-351
МППСС-72. Правило 28 «Суда, стесненные своей осадкой». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.351-353
МППСС-72. Правило 29 «Лоцманские суда». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.354-365
МППСС-72. Правило 30 «Суда на якоре и суда на мели». Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.365-360
МППСС-72. Правила 32. «Определения». Правило 33. «Оборудование для подачи звуковых сигналов». Формулировки и комментарии правил.   МППСС-72, с.362-363
МППСС-72. Правило 34 «Сигналы маневроуказания и предупреждения». Формулировка и комментарии Формулировка и комментарии правила.   МППСС-72, с.363-367
МППСС-72. Правило 35 «Звуковые сигналы при ограниченной видимости». Формулировка и комментарии правила   МППСС-72, с.377-385
МППСС-72. Правило 36 «Сигналы для привлечения внимания». Правило 37 «Сигналы бедствия». Приложение IV «Сигналы бедствия». Формулировка и комментарии правил и приложения.   МППСС-72, с.385-387
МППСС-72. Приложение II. «Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг друга». Формулировка и комментарии приложения   МППСС-72, с.416-419

Наши рекомендации