Раздел 1. Организация штурманской службы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КГМТУ»)
«УТВЕРЖДЕНО» Ректор ФГБОУ ВО «КГМТУ» __________________Е.П. МАСЮТКИН |
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
26.05.05 «СУДОВОЖДЕНИЕ»
Керчь
2016 г.
Авторы: | Ивановский Н.В. | – | канд. техн. наук, доцент кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство |
Соколов М.М. | – | канд. техн. наук, доцент кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство | |
Пазынич Г.И. | – | канд. техн. наук, доцент кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство | |
Бендус И.И. | – | ст.препод. кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство | |
Кузьмин И.И. | – | ст.препод. кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство | |
Новоселов Д.А. | – | ст.препод. кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство | |
Сидоренко Ю.З. | – | ст.препод. кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство | |
Рязанова Т.В. | – | канд. техн. наук, доцент кафедры «Судовождение и промышленное рыболовство |
Обсуждено и одобрено на заседании
кафедры судовождения и промышленного рыболовства
КГМТУ ___.__________. 2016 г. (протокол № _____)
Рассмотрено и утверждено советом Морского факультета
КГМТУ ___.__________. 2016 г. (протокол № _____)
© Керченский государственный морской технологический университет, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Программа подготовки к государственному экзамену................................. 7
2. Экзаменационные билеты.................................................................................... 22
3. Критерии оценки дипломных работ.................................................................. 32
4. Методические советы экзаменующимся........................................ 35
5. Список литературы............................................................................................... 38
Государственная итоговая аттестация состоит из государственного экзамена по Судовождению и защиты дипломной работы.
Целью государственного экзамена является итоговая проверка знаний, умений и навыков выпускников в пределах цикла дисциплин «Навигация и лоция», «Мореходная астрономия», «Математические основы судовождения», «Маневрирование и управление судном», «Теория устройства судна», «Технические средства судовождения» на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта к квалификации специалиста с высшим профессиональным образованием, а так же требованиям Международной конвенции ПДМНВ -78 с поправками к компетентности вахтенного помощника судов валовой вместимостью более 500 рег. т.
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ПОДГОТОВКЕ, ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ (ПДНВ) К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА СУДОВ ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ 500 И БОЛЕЕ
Компетентность | Знание, понимание, профессионализм |
1.1 Функция: судовождение на уровне эксплуатации[1] | |
Планирование перехода и определение места судна | Мореходная астрономия Умение использовать небесные светила для определения местоположения судна |
Плавание с использованием наземных и береговых ориентиров. Умение определять место судна с помощью: .1 береговых ориентиров .2 средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки, буи .3 счисления с учетом ветра, течения, приливов и предполагаемой скорости .4 глубокие знания и практические навыки пользования морскими навигационными картами (в том числе ЭКНИС) и пособиями – лоциями, таблицами приливов, навигационными предупреждениями, передаваемыми по радио, информацией об установленных путях движения | |
Электронные системы определения места судна Способность определять место судна с использованием радионавигационных систем | |
Эхолоты Знание принципа действия. Способность работать с оборудованием и правильно применять информацию | |
Гиро- и магнитные компасы Знание принципов действия. Умение определять и учитывать поправки с использованием средств мореходной астрономии и наземных ориентиров | |
Системы управления рулевым приводом Знание систем управления рулевым приводом, эксплуатационных процедур и перехода с ручного на автоматическое управление и обратно. Настройка органов управления для работы в оптимальном режиме | |
Метеорология Умение использовать и истолковывать информацию, получаемую от судовых метеоприборов. Знание характеристик различных систем погоды, порядка передачи сообщений и систем записи. Умение применять метеоинформацию |
Несение безопасной навигационной вахты | Несение вахты Глубокое знание содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов Глубокое знание основных принципов несения ходовой навигационной вахты Глубокое знание эффективных процедур работы вахты на ходовом мостике Использование установленных путей движения судов в соответствии с общими положениями об установлении путей движения судов. |
Использование радиолокатора и САРП для обеспечения безопасности плавания | Судовождение с использованием радиолокатора Знание фундаментальных основ радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки Умение работать, расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая следующее: Работа, включающая: .1 факторы, влияющие на работу и точность; .2 включение и работа с блоком индикатора; .3 обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от поверхности моря и т. д., радиолокационные маяки-ответчики и транспондеры, используемые при поиске и спасании. Использование, включая: .1 дальность и пеленг, курс и скорость других судов, время и дистанцию кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими; .2 опознание критических эхосигналов, обнаружение изменений курса и скорости других судов, влияние изменений курса и/или скорости своего судна .3 применение Международных правил предупреждения судов в море; .4 техника радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений; .5 параллельная индексация; Основные типы САРП, их характеристики воспроизведения, эксплуатационные требования и опасность передоверия САРП Умение работать, истолковывать и анализировать информацию, получаемую от САРП, включая: .1 работу системы и ее точность, возможности слежения и ограничения, а также задержки, связанные с обработкой данных; .2 использование эксплуатационных предупреждений и проверок системы; .3 методы захвата цели и их ограничения; .4 истинные и относительные векторы, графическое представление информации о цели и опасных районах; .5 получение и анализ информации, критических эхосигналов, запретных районов и имитаций маневров |
Действия в аварийных ситуациях | Процедуры Меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях Первые действия после столкновения или посадки на мель, первоначальная оценка повреждений и борьба за живучесть Правильное понимание процедур, которым нужно следовать при спасании людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи судну, терпящему бедствие, меры, принимаемые в случаях аварий, возникающих в порту |
Действия при получении сигнала бедствия | Поиск и спасание Знание содержания Наставления ИМО по поиску и спасанию для торговых судов (МЕРСАР) |
Использование стандартного морского навигационного словаря-разговорника, замененного стандартными фразами общения на море ИМО и использование английского языка в письменной и устной форме | Английский язык Надлежащее знание английского языка, позволяющее лицу командного состава использовать навигационные карты и другие навигационные пособия, понимать метеорологическую информацию и сообщения относительно безопасности судна и его эксплуатации, поддерживать связь между другими судами и береговыми станциями,, а также выполнять обязанности лица командного состава в экипаже, говорящем на разных языках, включая способность использовать и понимать стандартный морской навигационный словарь-разговорник, замененный стандартными фразами общения на море ИМО |
Передача и прием информации (с использованием визуальных сигналов) | Визуальные сигналы Способность передавать и принимать световые сигналы с помощью азбуки Морзе Способность использовать Международный свод сигналов |
Маневрирование судна | Маневрирование и управление судном Знание: .1 влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь; .2 влияние ветра и течения на управление судном; .3 маневров и процедур при спасании человека за бортом; .4 увеличения осадки судна от скорости, мелководья и подобных эффектов; .5 надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки |
1.2. Функция: обработка и размещение грузов на уровне эксплуатации[2] | |
Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, предосторожность по отношению к ним во время плавания | Обработка и размещение грузов Обработка, размещение и крепление грузов Знание воздействий, производимых грузом, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна Знание безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая опасные, вредные и ядовитые грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни и судна |
1.3 Функция: управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне эксплуатации | |
Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнений | Предотвращение загрязнения морской окружающей среды и процедуры борьбы с загрязнением Знание мер предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской окружающей среды Процедуры по борьбе с загрязнением и все связанное с ним оборудование |
Поддержание судна в мореходном состоянии | Остойчивость судна Рабочее знание и применение информации об остойчивости, посадке и напряжениям, диаграмм и устройств для расчета напряжений корпуса Понимание основных действии, которые должны предприниматься в случае частичной потери остойчивости Понимание основ водонепроницаемости Конструкция корпуса судна Общее знание основных конструктивных элементов судна и надлежащих названий их частей |
Предотвращение пожаров и борьба с пожаром на судне | Противопожарная безопасность и средства пожаротушения Знание противопожарной безопасности Умение организовывать учения по борьбе с пожаром Знание видов и химической природы возгорания Знание действий, которые должны предприниматься в случае пожара, включая пожары топливных систем |
Использование спасательных средств и устройств | Спасание людей средствами собственного судна Умение организовать учения по оставлению судна и умение обращаться со спасательными шлюпками, спасательными плотами и дежурными шлюпками, приспособлениями для их спуска на воду и их оборудованием, включая радиооборудование спасательных средств, транспондеры, используемые при поиске и спасании, гидрокостюмы и теплозащитные средства Знание техники выживания на море |
Применение средств первой медицинской помощи на судах | Медицинская помощь Практическое применение руководств по медицинской помощи и советов, направляемых по радио, включая умение предпринять эффективные меры на основе этих знаний при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий |
Наблюдение за соблюдением требований законодательства | Знание законодательства Начальное рабочее знание соответствующих конвенций ИМО, относящихся к безопасности человеческой жизни на море и охране морской окружающей среды |
1. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ВКЛЮЧАЕТ ДВА ЭТАПА:
1) Практическое решение задач Судовождения:
1.1 Выполнение исполнительной прокладки и навигационных расчетов по маршруту перехода.
2) Устный ответ на экзаменационные вопросы по пяти разделам:
2.1 Организация штурманской службы.
2.2 Навигация и лоция, Мореходная астрономия, Математические основы судовождения.
2.3 Маневрирование и управление судном, Теория устройства судна, Технические средства судовождения.
2.4. МППСС-72.
2.5. Английский (Профессиональный).
После формулировки экзаменационных вопросов указана ссылка на источники, с указанием страниц, где раскрыты основные положения вопроса. Однако для более углубленной подготовки следует использовать методическую разработку «Перечень рекомендованной литературы ». При указании на источники использованы следующие сокращения:
НАВ | – | «Навигация» Учебник для ВУЗов. -СПб. : Изд. «Лань», 1997-512с. |
РОМС 1,2,3 | – | Песков Ю.А. “Руководство по организации мостика” для судов”: В 3т. Учебное пособие. - Новороссийск: НГМА, 2002. (Примечание: цифра в сокращении указывает номер тома). |
МА | – | Красавцев Б.И. «Мореходная астрономия»: Учебник для ВУЗов.- М.: Транспорт, 1986. - 255 с. |
РШС-89 | – | “Рекомендации по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР (РШС-89).” - М. : В/О “Мортехинформ-реклама”, 1990 - 64 с. |
МППСС-72 | – | Яскевич А.П., Зурабов Ю.Г. “Комментарии к МППСС-72” : справочник. - М.: Транспорт, 1990. - 479 с. |
ГО | – | Гордиенко А. И., Дремлюг В. В. Гидрометеорологическое обеспечение судовождения. – М.: Транспорт, 1989. – 239 с. |
УС | – | Демин С. И., Жуков Е. И. и др. Управление судном / под ред. В. И. Снопкова. – М.: Транспорт, 1991. – с. 182-203. |
ТСС | – | Дмитриев В.И., Евменов В.Ф., Каратаев О.Г., Ракитин В.Д. Технические средства судовождения. Учебник для вузов. – М.: Транспорт. 1990. - 320 с. |
РНП | – | Демиденко П.П. Радионавигационные приборы и системы. Конспект лекций. – Одесса: 2010. – 123 с. |
ТУС | – | Теория и устройство судна, часть 1/Бендус И.И: Учебное пособие. 2-е изд. – Керчь: КГМТУ, 2011 – 244с., ил. |
ГАПП | – | Карлик Я.С., Марапулец Ю.В. Рыбопромысловая гидроакустика. – Петропаловск - Камчатский: 2004. – 260 с. |
АИС | – | Кошевой В.М., Шишкин А.В., Купровский В.И. Система и устройства автоматической идентификации судов. – Одесса: 2010. – 79 с. |
Раздел 1. Организация штурманской службы
1. | Требования по укомплектованию судна и вахты на мостике. | РОМС 1, c. 45-51, РШС-89, с. 4; | |
2. | Общие задачи навигационного обеспечения. | РОМС 1, c. 67-69; РШС-89, с. 4-18; НАВ с. 373-380; | |
3. | Общие принципы “Планирования перехода”. Навигационные карты и пособия, их корректура. | РОМС 1, c. 63-66; 68-73; РШС-89, с. 5-9; | |
4. | Ответственность и обязанности ВПКМ. | РОМС 2, c. 6-8; РШС-89, с. 19-20; | |
5. | Смена вахты на ходу. | РОМС 2, с. 9-13; РШС-89, с. 36-39; | |
6. | Ведение надлежащего наблюдения. | РОМС 2, с. 13-17; МППСС-72, пр. 5, с. 72-84; | |
7. | Радиолокационное наблюдение. | РОМС 2, с. 17-21; | |
8. | Безопасная скорость и принципы ее определения. | МППСС-72, пр. 6, с. 84-111; | |
9. | Вызов капитана на мостик. | РОМС 2, с. 21-24; | |
10. | Обязанности ВПКМ при ограниченной видимости. | РОМС 2, с. 23-24; РШС-89, с. 23; c. 34; НАВ, c. 472-477; МППСС-72, пр. 19, с. 289-310; | |
11. | Обязанности и действия ВПКМ в отношении рулевого устройства и системы управления курсом судна. | РОМС 2, с. 24-25; РОМС 3, c. 14-16; РШС-89, с. 40; | |
12. | Знание СЭУ и порядка реверсирования. | РОМС 2, c. 25-26; РШС-89, с. 40; | |
13. | Варианты ходовой вахты на мостике. | РОМС 2, c. 33-36; | |
14. | “Минимальная” ходовая вахта на мостике. | РОМС 2, c. 36-42; | |
15. | “Стандартная” ходовая вахта на мостике. | РОМС 2, c. 42; | |
16. | “Усиленная” ходовая вахта на мостике. | РОМС 2, c. 42-43; | |
17. | “Маневренная” ходовая вахта на мостике. | РОМС 2, c. 43-44; | |
18. | “Портовая” ходовая вахта на мостике. | РОМС 2, c. 44-45; | |
19. | Общие принципы организации “команды мостика”. | РОМС 2, c. 53-56; | |
20. | Расстановка судоводителей и распределение обязанностей. | РОМС 2, c. 56-73; | |
21. | Система самоконтроля и взаимного контроля. | РОМС 2, c. 73-76; | |
22. | “Дублирование функций” на мостике. | РОМС 2, c. 76-78; | |
23. | Дублирование методов навигационного контроля. | РОМС 2, c. 78-81; | |
24. | “Команда мостика” при лоцманской проводке. | РОМС 2, c. 123-128; РШС-89, c. 22-23; 31-32; | |
25. | Действие ВПКМ при подходе судна к стесненным водам. | РШС-89, c. 22; 30-31; 33-34; РОМС 2, с. 107-108; | |
26. | Действия ВПКМ при плавании в стесненных водах, СРД, зонах действия СУДС. | РШС-89, c. 21-24; 30-32; | |
27. | Обязанности и действия ВПКМ при постановке судна на якорь и во время стоянки на якоре. | РШС-89, c. 32-33; НАВ, с. 460-463; РОМС 2, с. 27-29; | |
28. | Организация вахты и действия ВПКМ при плавании во льдах. | РШС-89, с. 27; 35-36; НАВ, с. 477-487; | |
29. | Обязанности ВПКМ при стоянке судна у причала, смена вахты в порту. | РОМС 2, c. 29-31; РШС-89, c. 28-29; | |
30. | Обязанности и действия ВПКМ при подготовке к выходу судна в море. | РОМС 2, с. 132; РШС-89, с. 29-30; |
Раздел 2. Навигация и лоция, мореходная астрономия,
математические основы судовождения
31. | Системы координат, применяемые в морской навигации. | НАВ, с. 13-18; 439-440; | |
32. | Определение поправки компаса в открытом море и при прибрежном плавании. | РШС-89, с. 53-54; НАВ, с. 39-44; 171-172; МА, с. 138-147; МА, с.138-142; 148; | |
33. | Скорость судна, поправка лага и методы их определения. | НАВ, с. 46-58; РШС-89, с. 54; | |
34. | Судовая служба времени. Виды времени. | МА, с. 121-125; | |
35. | Безопасная глубина, ее оценка и контроль. Оценка запаса глубины под килем. | НАВ, c. 345-353; РОМС 1, c. 109-120; РШС-89, с. 52; | |
36. | Методы навигационного использования САРП. | НАВ, c. 332-337; | |
37. | ОМС по радиолокационным дальностям и по РЛС комбинированными методами, оценка точности. | НАВ, с. 178-179; 329-331; НАВ, c. 190-191; 331-332; | |
38. | Ширина полосы движения судна и методы ее оценки. | НАВ, c. 353-359; | |
39. | Определение местоположения судна астрономическими методами. Оценка точности полученного места судна. | МА, с. 169-171; 182-186; МА, с.171-179; 182-186; МА, с. 171-181; МА, с. 193-201; | |
40. | Общая система методов контроля за местоположением и движением судна. | НАВ, c.359-364; 371-372; РОМС 1, c. 84-88; | |
41. | Расчеты для плавания по локсодромии и ортодромии, прямая и обратная задачи. | НАВ, c. 382-388; | |
42. | Гидрометеорологическая проработка рейса на этапе планирования перехода. Используемые пособия. | ГО, с.219-22 | |
43. | Предварительные расчеты и счисление координат при совместном учете дрейфа и течения. | НАВ, c. 107-126; | |
44. | Учет циркуляции, планирование и выполнение поворота судна, в т.ч. с учетом течения. | НАВ, c. 101-106; 444-451; РОМС 3, c. 22-23; | |
45. | Обсервации, их классификация и оценка точности. | НАВ, c. 144-156; | |
46. | Корректируемое счисление, оценка точности текущих координат, анализ обсерваций. | НАВ, c. 362-364; РОМС 1, c. 84-87; | |
47. | Требования к точности судовождения. | РОМС 1, c. 101-105; НАВ, с. 150-152; 376-379; | |
48. | Выбор и планирование методов контроля за местоположением и движением судна. | РОМС 1, c. 105-108; НАВ, c. 374-376; | |
49. | Решение задач по серии навигационных обсерваций. | НАВ, c. 364-366; | |
50. | Ведущая, ограждающая и контрольная линии положения, их выбор, примеры, оценка точности. | НАВ, c. 338-342; 366-371; РОМС 1, c. 88-94; | |
51. | Навигационный секстан. Принципиальное устройство навигационного секстана. Элементарная теория секстана. Поправка индекса, способы ее определения и уменьшения. Выверка секстана в судовых условиях. | МА, с. 99-104; 109-113; | |
52. | Методы навигационного использования “Электронных картографических систем”. | НАВ, c. 292-300; | |
53. | Методы навигации при океанском и морском плавании. Навигационное обеспечение плавания в штормовых условиях. | РШС-89 с. 24-27; 48-52; НАВ, c. 389-396; РОМС 1, c. 79-81; 141-143; | |
54. | Методы навигации при подходе к побережью. | НАВ, c. 397-410; | |
55. | Методы навигации при плавании в стесненных водах. | НАВ, c. 410-426; 451-460; РОМС 1, c. 144-146; МППСС-72, пр. 9 с. 167-190; | |
56. | Методы навигации при плавании по установленным путям и СРД. | НАВ, c. 426-437; МППСС-72, пр.10, с. 190-217; | |
57. | Методы навигации при плавании в районах регулирования движения судов. | НАВ, c. 437-444; | |
58. | Методы навигации при плавании по внутренним водным путям. | НАВ, с. 463-471; | |
59. | Методы навигации при плавании во льдах. | НАВ, с. 477-487; | |
60. | Визуальная дальность видимости огней и ориентиров. ОМС по визуальным пеленгам ориентиров, оценка точности. | НАВ, с. 22-30; 157-167; | |
Раздел 3. Маневрирование и управление судном, Теория устройства судна, Технические средства судовождения | |||
61. | Маневренные элементы судна. Способы определения маневренных элементов. Составление информации о маневренных характеристиках судна. | УС, с. 52-73 | |
62. | Средства активного управления судном и их характеристика. Использование подруливающих устройств, раздельных поворотных насадок. Применение крыльчатых движителей. | УС, с. 73-78 | |
63. | Маневрирование в стесненных водах. Влияние ветра, течения и мелководья на управляемость судна. | УС, с. 178-180 | |
64. | Маневрирование на мелководье, учет уменьшения запаса воды под килем из-за увеличения осадки от скорости судна, бортовой и килевой качки, при поворотах. | УС, с. 162-172 | |
65. | Взаимодействие между движущимися параллельно судами. Взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект). | УС, с. 172-178 | |
66. | Маневрирование и управление судном при швартовке и отшвартовке с буксирами или без буксиров при наличии ветра, течения и приливных явлений. | УС, с. 224-251 | |
67. | Маневрирование и управление судном при постановке на якорь. Выбор места якорной стоянки. Расчет якорной стоянки. Подготовка судна к постановке на якорь. Постановка судна на один и на два якоря. | УС, с. 206-221 | |
68. | Маневрирование и управление судном в штормовых условиях, выбор режима штормования. | УС, с. 182-200 | |
69. | Взаимодействие судна и буксира. Маневрирование и управление судном при морской буксировке. | УС, с. 85-115 | |
70. | Плавание судна во льдах: подготовка к плаванию, плавание под проводкой ледокола, особенности плавания в караване, околка судов, проводка каравана в ограниченную видимость. | УС, с. 132-160 | |
71. | Диаграмма статической остойчивости, ее свойства. Способы построения ДСО. Диаграмма динамической остойчивости и ее применение. | ТУС, с. 103-117 | |
72. | Теоретический чертеж судна и его назначение. | ТУС, с. 27-30 | |
73. | Влияние приема «малого» груза на посадку и остойчивость судна. Информация об остойчивости судна. | ТУС, с. 90, 136-155 | |
74. | Влияние перемещения груза на посадку и остойчивость судна. | ТУС, с. 86-90 | |
75. | Влияние на остойчивость жидких и сыпучих грузов. Мероприятия, проводимые на судах по уменьшению влияния свободных поверхностей на остойчивость. | ТУС, с. 92-96 | |
76. | Общее понятие об остойчивости судна. Начальная остойчивость. Метацентрическая формула начальной остойчивости и ее применение. Кренование судов. | ТУС, с. 69, 76-81 | |
77. | Непотопляемость судна. Принципы обеспечения непотопляемости. Категории затопленных отсеков и их влияние на посадку и остойчивость судна. | ТУС, с. 165-176 | |
78. | Главные размерения судна. Посадка судна. 4 случая посадки. Определение посадки судна в эксплуатационных условиях. | ТУС, с. 30-36 | |
79. | Ходкость судна. Составляющие сопротивления движению судна. Влияние эксплуатационных факторов на ходкость. | ТУС, с. 189-207 | |
80. | Плавучесть судна. Условия плавучести судна. Запас плавучести, грузовые марки, их виды. Нормирование и контроль плавучести морских судов. | ТУС, с. 50-51, 58-68 | |
81. | Принцип действия РЛС. Основные тактико-технические характеристики судовых РЛС. | РНП, с. 2-15 | |
82. | Магнитный компас. Принцип действия. Девиация магнитного компаса и способы ее уничтожения. | ТСС, с. 4-40 | |
83. | Принцип работы гирокомпаса. Погрешности гирокомпаса, причины их вызывающие и учет их в судовождении. | ТСС, с. 85-117 | |
84. | Принцип действия и основные характеристики СНС. Навигационные аспекты использования СНС. | РНП, с. 95-105 | |
85. | Пропорционально-интегрально-дифференциальный закон регулирования. Настройка авторулевых при плавании судна: на волнении, глубокой и мелкой воде, полными и малыми ходами, с учетом крена, дифферента судна и его осадки. Требования ИМО к авторулевым. | ТСС, с.192-194 | |
86. | Автоматические идентификационные системы (АІS). Назначение, использование информации АІS. | АИС, с. 40-56 | |
87. | Принцип работы и использование современных лагов. | ТСС, с.181-189 | |
88. | Принцип действия и основные параметры судовых навигационных и рыбопоисковых эхолотов. | ГАПП, с.177-183 | |
89. | Принцип действия рыбопоисковых гидролокаторов. | ГАПП, с.183-189 | |
90. | Принцип работы, состав аппаратуры и применение приборов контроля орудий лова (ПКОЛ) с кабельным и гидроакустическим каналом связи. | ГАПП, с.189-194 |
Раздел 4.
МППСС – 72
МППСС-72. Правило 2 «Ответственность». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.44-54 | |
МППСС-72. Правило 5 «Наблюдение». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.72-83 | |
МППСС-72. Правило 6 «Безопасная скорость». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.84-111 | |
МППСС-72. Правило 7 «Опасность столкновения». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.111-138 | |
МППСС-72. Правило 8 «Действия для предупреждения столкновения». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.139-167 | |
МППСС-72. Правило 9 «Плавание в узкостях». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.167-190 | |
МППСС-72 Правило 10 «Плавание по системам разделения движения». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.190-217 | |
МППСС-72 Правило 12 «Парусные суда». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.221-225 | |
МППСС-72. Правило 13 «Обгон». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.225-239 | |
МППСС-72. Правило 14 «Ситуация сближения судов, идущих прямо друг на друга». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.239-249 | |
МППСС-72. Правило 15 «Ситуация пересечения курсов». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.249-262 | |
МППСС-72. Правило 16 «Действия судно уступающего дорогу». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.262-266 | |
МППСС-72. Правило 17 «Действия судна, которому уступают дорогу». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.267-278 | |
МППСС-72. Правило 18 «Взаимные обязанности судов». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.279-289 | |
МППСС-72. Правило 19 «Плавание судов при ограниченной видимости». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.289-311 | |
МППСС-72. Правило 21. «Определения». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.315-318 | |
МППСС-72. Правило 22. «Видимость огней». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.318-321 | |
МППСС-72. Правило 23 «Суда с механическим двигателем на ходу». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.321-325 | |
МППСС-72. Правило 24 «Суда занятые буксировкой и толканием». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.325-332 | |
МППСС-72. Правило 25 «Парусные суда на ходу и суда на веслах». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.333-335 | |
МППСС-72. Правило 26 «Рыболовные суда». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.335-339 | |
МППСС-72. Правило 27 «Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.340-351 | |
МППСС-72. Правило 28 «Суда, стесненные своей осадкой». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.351-353 | |
МППСС-72. Правило 29 «Лоцманские суда». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.354-365 | |
МППСС-72. Правило 30 «Суда на якоре и суда на мели». Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.365-360 | |
МППСС-72. Правила 32. «Определения». Правило 33. «Оборудование для подачи звуковых сигналов». Формулировки и комментарии правил. | МППСС-72, с.362-363 | |
МППСС-72. Правило 34 «Сигналы маневроуказания и предупреждения». Формулировка и комментарии Формулировка и комментарии правила. | МППСС-72, с.363-367 | |
МППСС-72. Правило 35 «Звуковые сигналы при ограниченной видимости». Формулировка и комментарии правила | МППСС-72, с.377-385 | |
МППСС-72. Правило 36 «Сигналы для привлечения внимания». Правило 37 «Сигналы бедствия». Приложение IV «Сигналы бедствия». Формулировка и комментарии правил и приложения. | МППСС-72, с.385-387 | |
МППСС-72. Приложение II. «Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг друга». Формулировка и комментарии приложения | МППСС-72, с.416-419 |