Рынок труда и эффективность его занятости
4.1 Рынок труда Украины
Под рынком работы понимают определенную форму отношений, которые отбивают содержание и баланс интересов между субъектами рынка: работодателями, работниками и государством. Активная роль в этом процессе принадлежит профсоюзам.
Рынок работы - это динамическая форма отношений, что постоянно развивается и изменяется, в результате чего изменяются требования и круг проблем, связанных с интересами нанимаемой рабочей силы, нанимателей, предпринимателей и посредников-профсоюзов.
В Украине постепенно складываются системы необходимых законодательных нормативов формирования и регулирования на рынке работы, а также социального партнерства, социальной защиты через разветвленную сеть служб занятости, центров подготовки и переподготовки работников.
Процесс формирования региональных рынков работы Украины определяется накопленным здесь производственно-ресурсным и социальным потенциалом, темпами реформирования экономики регионов, их природно-географическими условиями. Сбалансированное состояние рынков работы предусматривает:
· динамическое соответствие между предложением рабочей силы и потребностями в ресурсах работы расположенных на данной территории субъектов хозяйствование разных форм собственности;
· высокопроизводительную занятость трудоспособного населения;
· минимальный уровень скрытого и социально принятой границы явная
региональная безработица.
Экономическую вместительность территориальных рынков работы по сути определяют субъекты хозяйствования государственной и коллективной собственности. На них в 1996 г. приходилось 80 процентов численности занятого населения. Тем не менее важного значения приобретают функции экономического регулирования региональных рынков работы. Существенная структурная и организационная разбалансированность свойственна рынкам работы Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской областей. их частица в территориальной структуре занятости население равняется 20 процентам. При этом на них приходится 36,6 процента общей численности зарегистрированных безработных. Наибольшая степень разбалансированности между зарегистрированной потребностью в рабочей силе и ее предложением наблюдается в Ивано-Франковской, Закарпатской и Волынской областях.
Резко изменилась общая ситуация с обеспечением трудовыми ресурсами и дополнительным спросом на них в регионах, которые традиционно характеризовались как большая зона тяготения наиболее мобильной части рабочей силы. Это касается прежде всего индустриальных центров Донбасса и Приднепровье, мощный производственный потенциал которых формировал широкий территориальный обмен рабочей силой, ориентируясь в значительной мере на внешние источники пополнения состава занятых на территории работников
За показателями движения рабочей силы на рынке работы группу с крайне неблагоприятными условиями образовывают Карпатский, Причерноморский экономические регионы и Автономная Республика Крым. их частица в региональной структуре совокупного предложения рабочей силы в 1,4-1,6 раза превышает соответствующие структурные показатели потребности в рабочей силе. Ухудшения условий занятости население этих регионов отбивается на низкому равные трудоустройство лиц (в особенности женщин). В полесских областях незначительное превышение структурных показателей спроса над предложением рабочей силы объединяется с высокой частицей ожидаемого высвобождения. За нестабильной экономической ситуации это угрожает резким ухудшениям условий занятости в случае сокращения или полной ликвидации рабочих мест, которым может сопровождаться процесс реального высвобождения рабочей силы.
4.2. Формы занятости населения
Основные стадии занятости населения состоят в формировании, распределении, перераспределении и использовании трудового потенциала. Вместе с тем занятость населения оказывается в специфических ее формах в зависимости от социальных и экономических условий жизнедеятельности отдельных регионов. Занятость - это деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных потребностей через доход в денежной или натуральной формах.
Чаще всего различают такие формы занятости, как общая, полная, оптимальная и рациональная. Занятость населения целесообразно рассматривать из позиции ее эффективной формы сравнительно с другими формами. Тем не менее каждая форма занятости имеет самостоятельный критерий оценивания.
Усовершенствования межотраслевых и межрегиональных форм перераспределения трудовых ресурсов следует осуществлять с учетом особенностей региональных рынков работы. Для рационального использования резервов работы нужно устранить недостатки, связанные с размещением производства. Это требует разработки научно обоснованных систем производства за регионами Украины, перераспределения трудоспособного населения из регионов, где есть излишек рабочей силы, к малонаселенным регионам, осуществления приватизации собственности и развития предпринимательства и фермерства, перераспределения освобожденных рабочих по областями и сферами деятельности. Решения этой проблемы имеет обоснование на экономическом механизме государственного регулирования занятости население.
Уровень эффективности формы занятости трудоспособного населения определяется отношением численности работающих на производстве к общей численности трудоспособного населения. Особенности определения уровня разных форм занятости обуславливаются социальными, экономическими, отраслевыми и региональными аспектами, поскольку в условиях рыночного отношения активизируется такой фактор, как конкурентоспособность отдельных слоев населения на рынке работы.
4.3. Эффективность занятости трудовых ресурсов
Эффективная занятость населения - это полезная трудовая деятельность граждан, направленная на повышение производительности работы, увеличения объемов производства и сокращения затрат рабочего времени. Основными факторами повышения эффективности работы и использования основных за-собіввиробництва являются капитал и рынок.
Важнейшим элементом надежной системы социальной защиты населения есть обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения. С этой целью был принят Закон Украины "О занятости населения". Он определил правовые, нормативные, организационные и экономические формы занятости в условиях рыночной экономики, равноправного функционирования разных форм собственности, а также государственные гарантии прав граждан на работу. Этот законодательный акт конкретизирует цель и задачу экономического механизма государственного регулирования занятости население. Соответственно него региональные администрации имеют право принимать решение в сфере занятости с учетом конкретной ситуации относительно использования трудовых ресурсов, которая обусловленная демографическими, организационными, экономическими и социальными особенностями регионов.
Регулирования рынка работы может быть органически связано с комплексом системных преобразований, которые стимулируют экономическое возрастание. В связи с этим возникает две группы проблем: первая - общее оживление экономической ситуации и инвестиционной активности капитала, который будет оказывать содействие развитию системы рабочих мест и возрастанию потребности в рабочей силе; вторая - повышение потребительского спроса населения через усовершенствование системы распределительных отношений, увеличения возможностей для получения дополнительных доходов. Все мероприятия государственного регулирования рынка работы, сориентированные на решение пересчитанных проблем, могут быть классифицированы за направленностью, характером, объектом влияния и источниками финансирование.
В мировой практике распространенные такие методы административного регулирования занятости:
Ø увольнения временных работников;
Ø "замороження" найму;
Ø временный или окончательный отказ от политики резервирования рабочих мест для выпускников учебных заведений;
Ø стимулирования преждевременного и своевременного выхода на пенсию или увольнение по собственному желанию;
Ø политика прямых увольнений.
Основное функциональное назначение рыночного регулирования сферы трудовых отношений можно определить как создание экономических условий относительно постоянного и расширенного воспроизведения совокупной рабочей силы на качественно новом уровне. Это прежде всего предусматривает: возможность по возможности полного удовлетворения потребностей населения региона в обретении просветительно-профессиональных знаний, широкая альтернативность выбора сферы прикладывания работы, определенные социальные гарантии в случае вынужденной незанятости. Такой подход берут за основу оценивания осуществляемых преобразований и определения направлений достижения эффективного воспроизведения рабочей силы.
Реальная величина стоимости рабочей силы и ее динамика складывается под влиянием комплекса факторов, взаимодействие которых формирует две противоположных тенденции. Первая состоит в возрастании стоимости рабочей силы вследствие повышения интенсивности работы, объективного расширения потребностей работников в потребительских товарах и услугах, равные просвещения и квалификации. В связи с этим увеличиваются общественно необходимые затраты на повышение профессионально-образовательного уровня рабочей силы и приведение его в соответствие с требованиями обновленной материально-технической базы производства. Вторая - это снижения стоимости рабочей силы под влиянием возрастания общественной производительности работы. Учитывая направления действия факторов, которые определяют динамику цены рабочей силы, можно приходить к выводу, что в экономике Украины сформировались тенденции, прямо противоположные к мировых.
В Украине пока что не создан высоко координированной и всеохватывающей системы экономического регулирования процессов регионального воспроизведения рабочей силы. Однако простое заимствование механизмов развитого рынка есть довольно непроизводительным при условиях упадока товарного производства и нарушение его материально-технической базы.
Современная экономика Украины требует создания смешанной регулирующей системы, которая объединяла бы элементы сугубо рыночного регулирования с государственными. Регулирования может быть направлено на достижение действительно активного характера рыночных преобразований. Доминирующими должны стать методы опосредствованного регулирования, которые постепенно вытеснили бы внеэкономические методы, которые сохранились из времен административного управления трудовыми ресурсами. Механизму регулирования следует предоставить свойств гибкой адаптации к изменениям общеэкономической ситуации, адекватно реагировать на них. Наряду этим нужна определенная стабильность экономических регуляторов на определенный промежуток времени.
Наиболее общие направления, перспективные методы и функции экономического регулирования спроса и предложения рабочей силы могут быть конкретизированы относительно условий воспроизведения рабочей силы регионов Украины. На основе общих черт, доминантных тенденций и существенных отличий региональных рынков работы осуществляется их структуризация. Она опирается на оценки демоэкономического и социально-экономического режимов регионального воспроизведения рабочей силы, а также на информацию об интенсивности территориального движения рабочей силы, соотношения численности зарегистрированных безработных и количества свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Заключение
Современное производство предопределяет объективную необходимость постоянного повышения качества рабочей силы. Высокий образовательный уровень, широкая общая культура, глубокая профессиональная подготовка и специальные знания, творческое отношение к работе и сознательная дисциплина превращается в обязательное условие высокопроизводительной работы все более широких слоев работающих. Возрастает удельный вес рабочих с высшим и средним образованием - 90% занятых. Причем каждый четвертый имеет диплом вуза или техникума. Уровень образования женщин достиг уровня образования мужнин.
Высочайший уровень обеспеченности трудовыми ресурсами имеют западные области, которые характеризуются значительной густотой сельского населения. В южных и восточных областях этот уровень кое-что низший. Значительными являются отличия в использовании трудовых ресурсов в селах и городах. Во всех наибольших и больших городах сложилась высокая часть занятости в промышленности (машиностроения, легкая, пищевая), на транспорте, в социальной сфере. В областях преимущественно аграрно-промышленной специализации высшей есть удельный вес работающих в сельском хозяйстве. Наблюдаемые сегодня в Украине подвижки в экономической обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит о то, что кризис занятости будет продолжаться, по меньшей мере, в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.
Главные задачи политики занятости:
Ø разработка комплекса мер по преодолению скрытых форм безработицы;
Ø развитие предприятий всех форм собственности на основе рациональной структурно-инвестиционной политики;
Ø системы профессиональной и социальной переориентации населения в условиях построения рыночной экономики.
Список использованной литературы
1. Атлас Украина. – К.:НВП Картографiя, 2003. – 32 с.
2. Алаев Э.Б Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983. -350 с.
3. Богиня Д. Социально-трудовые отношения в контексте организачии оплаты труда и регулирования доходов// Украина: аспекты труда,2003,№7. – С.3-8.
4. Боднарчук Т.Г. Заборгованiсть по зароботнiй платi: проблеми та шляхи розв’язання// Науковi працi НДФI,2002,№3(18).- С.93.
5. Голиков А.П., Дейнека А.П., Казакова Н.А. РПС и регионалистика. Уч. пос. Харьков: ООО «Олант»,2002. – 320 с.
6. Курочкин Г.Ф. Розмiщення продуктивнях сил и регiональна економiка. – К.НАУ, 2004. - 273 с.
7. Паламарчук М.М., Паламарчук О.М. Экономическая и социальная география Украины с основами теории: Навч. пос. - К.:Знання, 2002. – 421 с.
8. Петрова I. Економiко правовi засади забеспеченностi зайнятостi населення Украiни//Украiна аспекти працi,2002,№6. – С.25-33.
9. Размещение производительных сил Украины / за ред. Е.П. Качана – К.:Юридична книга,2003. – 552 с.
10. Размещение производительных сил: Навч. пос./ за ред. В.В. Ковалевського. - К.: Знання,2003. – 367 с.
11. Размещение производительных сил: Пiдручник/ за ред. В.В. Ковалевського. - К.: Знання, КОО, 2003. – 567 с.
12. Соцiально-економiчна географiя Украiни/Шавлiя O.I.- Львiв: Свiт,2002 - 680 с.
13. Статистичний щорiчник Украiни за 2003 рiк. /За ред. О.Г.Осауленка. – К.:Технiка,2004. – 644 с.
14. Стеченко Д.М. Розмiщення продуктивнях сил и регiоналiстiка: Навч. пос. К.Викар, 2002,-374 с
15. Чернюк Л.Г., Клиновый Д.В. РПС Украiны. Навч. пос. – К.: ЦУЛ, 2002.-420с.
16. Юрченко В.В., В.О.Романишин. Рынок труда Украины: современное положение и пути реформирования// Актуальные проблемы экономики,2004, №6. – С.214-219.
17. www.statistika.ua